Почему волонтеру необязательно уметь мастерить поделки? Опыт Даниловцев
Новые волонтеры иногда немного пугаются, что на посещениях надо заниматься с детьми творчеством – а они в последний раз в руках пластилин держали аж в детском саду… Однако “неумение” рисовать, лепить и вырезать может стать козырем в общении с подопечными! Но как? Рассказывает директор Школы социального волонтерства Добровольческого движения «Даниловцы», игровой терапевт, детский психолог Лидия Алексеевская.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Очень часто, когда человек решает быть волонтером и прийти в какое-нибудь детское учреждение, его останавливает надпись: “Досуговая деятельность: рисуем, лепим, вырезаем с детьми”. И сразу всплывает опыт детского сада: многие из нас даже к 40 годам после детского сада ни разу не брали в руки ни пластилин, ни краски. В душе звучит голос: “У тебя руки растут не оттуда, ты же ничего не можешь”. И для многих это становится действительно препятствием.
Надо помнить: вы приходите к детям не для того, чтобы рисовать картинки на выставку, вы приходите, чтобы детям было хорошо. А для этого, чтобы получилась радость общения, совершенно не обязательно что-нибудь уметь. Во-первых, знайте, что ваше неумение – это большой козырь. Только скажите ребенку: “Ой, я с пяти лет не брала в руки краски”, “я не буду лепить человечка, у меня точно не получится”, “я не знаю, как выглядит собака, я не могу тебе ее нарисовать,” – как ребенок сразу почувствует себя взрослым, сильным, уверенным, он будет вас утешать, поддерживать и учить: ну дайте же ему такой шанс, у него так редко бывает подобное удовольствие.
В этой ситуации важно, чтобы вы сами не теряли самообладание. Вы можете признаваться в своих неумениях даже с наигранным видом: “Нет-нет, никогда, ни за что, у меня не получится,” – но чтобы ребенок чувствовал, что ему не надо вас спасать в этой ситуации, что вы как-то “выжили”, несмотря на то, что не умеете рисовать. Если какой-то мастер-класс вам не нравится: например, кто-то приготовил лепку из соленого теста, а вам неприятно прикасаться к соленому тесту, или у вас аллергия, или еще что-нибудь, – вы можете, во-первых, честно об этом сказать. Когда вы даете себе право “не хотеть”, вы даете право “не хотеть” и детям, которые в ином случае чувствуют себя обязанными участвовать в общем мастер-классе, несмотря на свое желание или нежелание.
Вы можете выбрать себе работу помощника: что-то подносить, вытирать, подавать. Вы можете сесть в уголочек с ребенком, который тоже не хочет – вот именно сегодня лепить из соленого теста или вырезать гравюры, потому что ему совершенно не нравится звук, с которым нож царапает картон. И, наконец, Вы можете просто стать советчиком ребенку: “А что ты делаешь? А как у тебя получается? А кому ты это подаришь? Вот, смотри, как у тебя ловко – ты уже это умеешь, да? Надо же, первый раз – я бы так не смог”. И это общие рецепты для любого творческого процесса с детьми.
Вам не обязательно рисовать для них или лепить вместе с ними, хотя им, конечно, будет приятно. Вы можете просто быть волонтером – человеком, который видит и интересуется тем, что делает ребенок. К примеру, ребенок нарисовал для вас картинку: ну вот – я возьму последний рисунок, который нарисовал ребенок. Как я могу отреагировать на этот чудо? Самый плохой вариант – это сказать: “Молодец, ты очень красиво нарисовал,” – ребенок может почувствовать себя в школе, где ему поставили пятерку. Пятерка – это хорошо, но это в любом случае оценка. Можно искренне восхититься: какой необыкновенный щенок, он потрясающе красивый, можно сказать: “Я бы так никогда не нарисовала”. Можно спросить: “А этот щенок просто гуляет, или он куда-то идет? А куда он идет? А кто его там ждет?” Можно сказать: “Мне кажется, этот щенок грустный, он действительно грустит? Или он радуется? А чему он радуется?” – таким образом вы вовлекаете ребенка в целый рассказ и вместе с ним переживаете то, что на самом деле он нарисовал для вас. Для этого не надо иметь никаких особых навыков и особых знаний, достаточно просто искреннего интереса.
Если ребенок совсем стесняется и не готов отвечать на вопросы, вы можете взять листочек рядышком и спросить: “А можно я твоему щенку пририсую отдельно косточку?” – и дальше рисуете эту косточку, пусть с двумя корявыми линиями, с комментариями: “Ой, ну кривовато, конечно, но может, твоему щенку понравится?” Я не знаю ребенка, который устоял бы перед такой косточкой и вашим вниманием.
Единственное: если Вам совсем неинтересно, что делает ребенок, лучше не заниматься с ним творчеством. А так, совместное творчество – это бесконечный, бескрайний океан возможностей, и стоит только вступить в него – у вас все получится, и всегда вдали будут новые горизонты.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.
Метка:волонтёру-новичку