Как волонтеру вести себя с родителями подопечного ребенка? Советы от Даниловцев
Волонтер пришел к подопечному ребенку – а он вместе с мамой. И порой мама излишне контролирует, волнуется, критикует… Как волонтеру быть в этой ситуации? Советы дает психолог, игровой терапевт, сотрудник Добровольческого движения «Даниловцы» Лидия Алексеевская.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Когда мы приходим к нашим подопечным, если они маленькие дети, то чаще всего мы с ними оказываемся в ситуации тет-а-тет. Это может быть интернат, это может быть больница, где лежат без родителей, еще какая-то ситуация, и тогда мы с полным правом на выделенный нам час или два становимся для него такой волшебной мамой, которая им интересуется, его любит, все может и вообще самая замечательная на свете.
Но бывают ситуации, когда вы встречаетесь с ребенком, который, допустим, лежит в больнице со своей мамой, и мама, что естественно, выходит посмотреть: а чем именно занят ее ребенок? а что он будет делать? а как будет получаться? И чаще всего это может либо раздражать волонтера, либо смущать. Волонтер чувствует либо что он делает что-то не так и старается понравиться маме, либо думает, что мама делает что-то не так и ее надо срочно исправить. Таким образом, получается ситуация ну как будто есть мама и бабушка, кто-то делает, а кто-то знает как правильно, и роли эти все время меняются. Бедный ребенок тут единственный, кто никого не оценивает, но должен всем угодить.
Запомните, пожалуйста, что родители боятся вашей оценки гораздо больше, чем вы их. Для родителя все, что делает ребенок неправильно, может говорить о том, что он плохой родитель. И когда ребенок берет синий карандаш, чтобы рисовать елку, родитель может думать, что волонтер сейчас сочтет его совсем глупым, кто не научил ребенка, что елки бывают только зеленые. Родители пребывают в тревоге, родители заперты в стенах с ребенком и несут на себе весь груз страха и неопределенности перед будущим, освобождая ребенка от него.
Помните, пожалуйста, что родитель и ребенок – это единая пара, это единый живой организм, вы не можете принять ребенка и отвергнуть его маму, ребенок в этом случае будет чувствовать себя тоже отвергнутым. А мама, в таком случае, будет чувствовать себя тоже частично принято, потому что вы же приняли ее любимого мальчика или девочку. И помните, что свобода и непринужденность, радость ребенка – это заслуга мамы, которая всю тяжесть взяла на себя. Поэтому она имеет полное право волноваться, переживать, сердиться, контролировать и даже что-то запрещать.
Но что можно сделать в этой ситуации, когда родитель явно на ваш взгляд мешает творческому процессу? Во-первых, попросить помощи. Родитель с большим удовольствием примет вас не в качестве оценщика, а в качестве дополнительного ребенка, будет о вас заботиться, будет вам вырезать то, что надо, будет вам говорить, что у вас хорошо получилось и так далее. Мама почувствует себя в своей тарелке, а вы почувствуете, что вас поддерживают.
Второй вариант – это развести маму и ребенка. Например, ребенок рисует, а мама стоит и комментирует. Дайте маме тоже листочек, попросите маму тоже что-нибудь нарисовать. Маме тоже важно почувствовать, что о ней заботятся. Очень часто такие родители вообще не обращают внимание на себя и гораздо больше чем дети нуждаются в поддержке. Можно просто успокоить маму: мама, все хорошо, мне очень нравится, что делает ваш сын, это просто замечательно, не тревожьтесь. Также, если у вас хватит такта, вы можете и ребенку проинтерпретировать: видишь, мама очень хочет, чтобы у тебя получилось, вот очень хочет, чтобы у тебя получилось просто замечательно и, я думаю, что у нас действительно получится просто замечательно.
Но и самое большое, что мы можем сделать в этой ситуации – это поговорить с мамой, поддержать саму маму. Это самая большая помощь для ребенка, потому что когда груз разделен не только на ребенка и маму, но на кого-то третьего, допустим, волонтера, сразу паре становится дышать легче.
Часто это не забота волонтера, и это трудно. Позовите координатора, это как раз его дело, познакомьте их, пусть координатор поспрашивает маму, как ей здесь лежится или как вообще ребенок в жизни рисовал, чтобы выяснить откуда у нее такой страх, что сейчас что-то скажут, если ребенок взял этот несчастный синий карандаш. Помните, что мамы – это подопечные, которые нуждаются в любви и заботе едва ли не больше ребенка.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.
Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства» в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов