Надо ли волонтеру быть всегда на позитиве? Реплика об опыте движения «Даниловцы»
Каждый из нас хоть раз в жизни встречал людей, которые мало того, что считают своим долгом “быть всегда на позитиве” – но и окружающих стараются принудить к беспричинно “хорошему” настроению. Они как будто знают метод позитивного мышления. Что это за явление такое? Какова его природа и как оно влияет на людей? Рассказывает Андрей Мещеринов, координатор по сопровождению волонтеров движения “Даниловцы”.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Сколько существует волонтерство, столько, я думаю, и стоит перед нами вопрос: в каком состоянии мы можем прийти к нашему подопечному и это будет хорошо для него? В каком состоянии нам приходить не нужно? На какое состояние подопечного лучше откликнуться и с какой степенью глубины? Мимо чего можно пройти, переключив внимание ребенка и постараться исправить его настроение?
Здесь очень много за и против, разные люди считают по-разному и эта тема всегда будет актуальна и любые правила здесь хороши. Когда обсуждение этой темы зиждется на двух вещах: я живой, я каким-то образом регулирую себя, я стараюсь разобраться, какое мое состояние подходит, какое мое состояние не подходит, какое мое состояние травмирует, какое мое состояние не травмирует, с каким состоянием подопечного я считаю нужным встречаться ближе, с каким – не считаю. Но этот ролик посвящен не этой проблеме. Когда мы говорим о позитиве, мы говорим о хорошем настроении, мы говорим о хороших результатах, о той доброй, позитивной энергии или силе, или благодати, каждый называет по-своему, который приходит и мы понимаем, что в пространстве свободы, доверия, искренности нам вместе очень хорошо. Говорить мы будем не о таком позитиве.
К сожалению, в последнее время как ответ на большой стресс и неопределенность в нашем обществе появляется все больше психологических течений, школ, также религиозных направлений, которые возводят позитив, хорошее настроение в ранг вероисповедания. Это люди, которые считают своим долгом всегда улыбаться, всегда быть в хорошем настроении и всегда поднимать настроение окружающим. Здесь мы имеем дело не с позитивом, который является результатом того, что что-то сделано хорошо. Здесь мы имеем дело с некоторым насилием, которое человек совершил по каким-то причинам по отношению к себе и пытается его невольно совершить, навязывая это настроение другому человеку. Мы говорим о некоторой безличной радостной силе, которая обязана обитать во мне и в тебе. Это проблема очень серьезная и она встанет перед нами чем дальше мы будем жить тем острее и, я надеюсь, что этот ролик станет приглашением к разговору на эту тему. Предыдущее поколение помнит, когда мы говорили о позитиве и негативе, когда занимались фотографией. Сейчас хочу предложить вам немножечко другую метафору, если есть среди вас любители музыки, любители органной музыки, вы, наверное, видели, что у органа несколько клавиатур. И одна из них очень часто называется «позитивом». На ней находятся обычно очень красивые регистры по характеру звучания, ласкающие слух, некоторые такие вишенки на торте, присутствие которых очень может украсить любое произведение, но само по себе полное звучание вот этих регистров этой клавиатуры оно не достаточно. Поэтому эта клавиатура является как бы короной, некоторым венчанием общего звучания и ни в коем случае не может рассматриваться как что-то само по себе самоценное и основное. Вот может быть что-то подобное и может играть позитив в нашем с вами волонтерском процессе.
Если человек встает на этот путь позитива в результате приверженности к какому-то течению, безусловно, у него есть очень веские на это причины. Есть то, что он не готов замечать. Есть то, на что он не готов обратить внимание. Есть что-то, с чем он не готов встретиться. Есть что-то, что он считает маловажным. И это его право. Но вот если он начинает навязывать это подопечным и мы переворачиваем эти вопросы. С какими вопросами мы предлагаем не встречаться нашему подопечному? Какие проблемы мы предлагаем не замечать нашему подопечному? На что мы предлагаем не откликаться нашему подопечному? С чем мы предлагаем не контактировать нашему подопечному? Вот здесь становится иногда жутковато. Есть замечательные примеры, когда фантастические аниматоры, клоуны чутко, чудесно работают с детьми в детских больницах и детских домах. Я наблюдал эту работу, она вызывает восхищение. Но бывают аниматоры или клоуны, которые врываются в личное пространство, в палаты, в игровые залы, поднимая шум, на некоторых из которых подопечные даже минут через 15-20 просто начинают огрызаться и пытаются достучаться, что мне не смешно, мне не нравится, я не хочу смеяться, мне больно. А в ответ на это дуделки дудят громче, шумелки шумят шумнее, шарики надуваются больше и на реплики ребенка никто не реагирует, мы хотим зашуметь ребенка, который говорит о том, что ему фигово. И вот здесь очень важно нам начать разговаривать на эту тему.
У Честертона есть в цикле рассказов про отца Брауна замечательный рассказ «Три орудия смерти». Про очень веселого, жизнерадостного человека, который выбрал себе такой образ поведения, который покончил жизнь самоубийством и идет расследование, есть три версии того, что произошло, есть три подозреваемых и никому в голову не может прийти, что случилось самоубийство. И в какой-то момент отцу Брауну его провожатый задает вопрос: как самоубийство? Самоубийство совершенно не вяжется с его образом жизни. А отец Браун ему отвечает, что вот как раз вот этот вот позитивизм это очень жестокое вероисповедание. Кто мешал этому человеку плакать, когда ему хотелось плакать, как делали все его предки до него?
У меня был случай, когда я отказал в приеме в группу нейрохирургии Бурденко девушке, которая хотела нести позитив. Если я неправильно понял, что она хотела сделать и неправильно понял, что она хотела дать подопечному, то у меня есть прекрасная возможность принести свои извинения. Но, мне кажется, что человек, исповедующий такую веру и так относящийся к ребенку, человек с которым нужно очень долго разговаривать прежде чем принять его в волонтерскую группу. Это вероисповедание мне кажется опасным для нашей творческой волонтерской среды, и мне бы очень хотелось, чтобы наш разговор на эту тему продолжался, чтобы, действительно, мы не отвергли этих людей, чтобы мы нашли точки соприкосновения с ними, чтобы мы могли вступать в диалог с ними и еще раз хочу оговориться, что речь идет не о том, как создать хорошую атмосферу, а именно о тех людях, которые обязывают других и самого себя испытывать только одну единственную эмоцию – радость. Спасибо!
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.