Чем хороша Школа социального волонтерства? Мнение Даниловца
В блоге даниловцев на портале «Сноб» опубликован новый текст.
Если честно, страшное это дело – учёба. Наша жизнь устроена так, что обучаться необходимо. Взрослые вынуждают детей учиться чуть ли не с самого рождения. И это всегда немного насилие, таково уж бремя взрослого, от этого никак не уйти. Решение об обучении принимает взрослый – и учит так, как может или доверяет эту функцию кому-то. Мы растём, но решения о посещении сада, кружков и секций, школы всё также принимают за нас. Наше мнение иногда учитывается, но не в вопросе да\нет. Дальше – техникум (или институт, или работа, или армия, или безделье, или ещё какие-то варианты). Вот тут уже (далеко не все!) взрослые готовы передать нам ответственность и дать право выбора. Однако назвать этот выбор свободным язык не поворачивается – начиная с семьи («мы же всегда хотели, чтобы ты…») и заканчивая влиянием общества, стереотипами, заблуждениями, здоровьем, случайностью и т.д. Учёба тесно связана с неволей, и радостные моменты не отменяют того факта, что груз этот не сбросить.
Но случается, что юный (или уже совсем неюный!) человек, погуляв по чужим дорожкам, наощупь находит свою, которая лично ему интересна и доставляет радость, и позволяет себе по ней идти. Иногда эта дорожка оказывается социальным волонтерством. А что делает социальный волонтер? Он общается лицом к лицу. Казалось бы, ну чего тут сложного – просто будь человеком для другого человека, и всё! Так, да не совсем так. Социальное волонтерство – это длительные регулярные отношения с людьми в беде, а в таких отношениях – масса нюансов! Неопытный новичок довольно быстро натыкается на свидетельства своей недостаточной компетентности. И вот тут первая трудность – уметь быть с собою честным и признаться: да, хотел бы – но что-то не получается (или получается – но не так классно, как могло бы). Не знаю ни ключевых моментов, ни подробностей, ни контекста; не владею ни простыми, ни сложными инструментами для работы с ситуациями. А был бы рад уметь! Искреннее желание осветить тёмную область фонариком знаний появлялось, вероятно, и раньше – но тут человек (иногда впервые!) готов нести полную личную ответственность за свой выбор учиться новому. И у волонтерского движения «Даниловцы» есть что предложить такому волонтеру – посещение тренингов, мастер-классов и семинаров «Школы социального волонтерства».
Но почти у каждого из нас за спиною горб учёбы поневоле, который рос десятилетиями! И память о горе-учителях, которые были равнодушными, вдалбливали, унижали, демонстрировали превосходство, давили, хамили… А на другом берегу – сонм самопровозглашённых гуру делает загадочные пассы руками и манит, манит, но опыт и компетенция зачастую сомнительны… О, бесспорно, есть наставники от Бога, обладающие потрясающей чуткостью и терпением, умеющие преподнести материал ёмко и доступно, умеющие поддержать и направить новичка. Их лекции проработаны до мелочей, прожиты изнутри. Они умеют создать на занятиях потрясающее пространство – пространство уважения, принятия, честной внимательности, диалога… Это безопасная зона твоего ближайшего развития. Они подстрахуют твой велосипед с маленькими колёсиками по бокам, пока ты делаешь первые неловкие попытки прокатиться самостоятельно. И у них есть силы на почти экзотическое отношение одного человека к другому – безоценочное отношение. Редкие самородки, их единицы… (тут удобный момент признаться – к счастью, у нас в «Школе социального волонтёрства» такие есть!). Но в подавляющем большинстве (автор не исключение – с горечью ловлю себя на этом, объясняя что-то дочке-первокласснице) проявляются те или иные симптомы гуруизма в разной концентрации и густоте. И это не наша вина – это беда, но она не способствует обучению. Однако речь сейчас не об этом. А о том, как через этот негативный опыт снова вознадеяться – и стать учеником, доверив себя в чужие учительские руки?
А другие ученики? Если обучение очное, они же там точно будут, некие незнакомые люди. Вдруг они опасны? Или нехороши, скучны, неприятны, глупы… Как пройти через этот страх, не застряв в нём? А где взять время на обучение? А силы? А деньги? Герой тот, кто преодолел все эти препятствия и дошёл учиться.
Потому что кто учится по своей воле, очень ярко ощущает, что это вот прямо-таки классно! Да-да. Обучение бывает качественным и бесплатным для ученика. Понятное дело, что оплату всей этой истории несёт кто-то другой – государство или благотворители, как в нашей «Школе социального волонтерства», например, за что им низкий поклон и благодарности учеников. «Нет времени» – это оксюморон, если вдуматься. Время есть у каждого. Другой вопрос – на что оно уходит. Вот тут, наверное, можно шаг за шагом пройтись по своему дню, неделе, месяцу, на каждой активности задаваясь вопросом: «ЗАЧЕМ я это делаю?» – и кое-что о себе понять. Возможно, и удастся высвободить часок-другой. Для второго высшего недостаточно – а вот для прицельных тренингов и семинаров в самый раз. А силы – силы именно там, что имеет отношение к любимому и интересному.
Отдельная история – люди. Возможность контакта с незнакомцами – она тревожит. Снизить эту тревогу помогает осознание, что на тренингах или семинарах есть ведущий, который отвечает за доверительную атмосферу и общую безопасность. И всегда можно уйти, как и пришёл – по своей воле. А если обеспечен некий базовый комфорт, тогда есть и шанс увидеть обратную сторону встречи с незнакомцами. Это потрясающе! Волшебным образом открывается, что ты не один такой в своих тревогах, сомнениях, сложных задачах, непростых отношениях, трудностях в общении, удачных (а чаще неудачных) попытках изменений. Нас много, мы все в чём-то такие! Само наличие трудности – оно может разъединять; но знание, что ты такой не один, как раз сближает! Это перестаёт оттягивать силы, а становится ресурсом. Тут воодушевляешься – безопасной близостью, пониманием, вниманием, тем, что пробуешь – и получается! Тут можно послушать чужие истории и понять, что мы все разные – с разным поведением, темпераментом, реакциями, взглядами на жизнь и отношения. Но раз мы здесь собрались, это уже делает нас похожими – хотя бы стремлением к развитию, готовностью доверять, способностью высказаться с надеждой быть услышанным и понятым.
Я уж молчу о новых знаниях и инструментах, которые можно почерпнуть, обучаясь! Однако важное условие – это практика. Знания без практики пусты. Можно сколько угодно дуть щёки, навесив на себя, как ордена, все прочитанные книги и прослушанные лекции. Но если ты не вживил в свою жизнь хоть часть услышанного – это не работает, КПД равно нулю. Грамотный учитель готов поделиться с новичком простыми инструментами, для применения которых не надо ждать особого случая. И потихоньку, помаленьку, шаг за шагом, не обламываясь, что сегодня не получилось… Ну хорошо, обламываясь – но вновь и вновь возвращаясь к попыткам, с откатами назад и маленькими победами – к стабильности, к тому, что ты взрастил что-то внутри себя – и пользуешься этим запросто. Волшебное дело учёба, да. Ждём всех желающих в «Школе социального волонтерства»!
Текст: Юлия Гусакова, волонтер Добровольческого движения Даниловцы детской психиатрической больницы №6 (младшая группа), координатор проекта «Человек – человеку».
Обучение в Школе социального волонтерства проводится на бесплатной основе, так как при реализации программ 2016-2017 года используются средства президентских грантов, полученные на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».