Как устроен типичный благотворительный фонд? Реплика президента БФ «Предание»
Вся правда без прикрас о благотворительных фондах от президента благотворительного фонда “Предание” Владимира Берхина.
Во-первых, не бывает типичного фонда. Все благотворительные фонды делятся на несколько больших типов, есть разделение на корпоративные фонды и фонды фандрайзинговые. Я так понимаю, что под типичными обычно понимается фандрайзинговый фонд, т.е. фонд, который собирает средства, которые видят люди, потому что корпоративные фонды в большинстве своем не очень видимые. Как правило, это несколько человек, которые либо все работают в одной организации, либо как-то к ней имеют отношение. Обычно у этих людей нет четкого разделения по ролям в организации, есть должности, но нет чёткого разделения функций, все занимаются всем. Как правило, это люди, у которых не очень хорошо с деньгами, как правило, это люди довольно нервные. Из моих коллег-директоров процентов 70 сидит на антидепрессантах стабильно и процентов 90 пьют. У типичного фонда также есть страница в социальных сетях, более или менее профессионально сделанный сайт и иногда какая-нибудь безумная мечта о том, что они однажды сделают что-нибудь великое, к которой они либо планомерно идут, либо топчутся на месте.
Как правило, у фонда несколько источников финансирования. Тут разница бывает довольно большая. Есть фонды, которые стабильно живут на государственном финансировании, есть фонды, которые сумели договориться с каким-то малым, средним, крупным бизнесом и живут на его деньги. Есть фонды, которые живут на массовые пожертвования. Есть те, кто пытается одно с другим комбинировать более или менее успешно. Самые заметные это те, кто пытается жить на массовые пожертвования и, собственно говоря, самые крупные фонды, которые существуют в стране – это как раз фонды, активно работающие с массовым жертвователем. Хотя ни «Русфонд», ни «Подари жизнь», ни другие крупные фонды не живут только на частные пожертвования, у них, конечно, есть крупные бизнес-партнеры.
В фондах, как правило, маленькие зарплаты или, скажем так, зарплаты, которые ниже рыночных на тех же позициях. В фондах нет медицинской страховки, социальных гарантий и разных других замечательных вещей, которые практикуются в более обеспеченном пространстве.
В большинстве случаев, фонды – это очень неформальные структуры, в которых процветают человеческие отношения, что и хорошо в том смысле, что всегда можно обо всем со всеми договориться, и плохо, потому что это ведет к непотизму и коррупции.
В подавляющем большинстве случаев типичные благотворительные фонды в России помогают детям. Еще бывают фонды, их тоже довольно много, которые помогают детям-сиротам. Это, например, половина всех некоммерческих организаций в стране, которые занимаются помощью детям-сиротам в том или ином виде. Небольшое количество фондов также помогают еще и взрослым. Один есть фонд, который помогает только взрослым в принципе.
И еще есть некоторое количество организаций, занятых культурой, духовным развитием, каким-нибудь строительством, какими-нибудь специализированными проблемами, связанными, например, с отдельными заболеваниями. Но в большинстве случаев, благотворительный фонд – это фонд помощи детям и это довольно печальная ситуация, потому что в результате без помощи остаются все остальные. И у наших сограждан тоже в головах очень прочно вбит стереотип, что помогать следует детям и детским домам, несмотря на то, что то, как наш рядовой обыватель представляет детский дом, уже давным-давно не соответствует действительности даже близко.
Для обывателя детский дом – это казенное учреждение, где бьют, не кормят и, не знаю, разбирают сирот на органы, в то время как сейчас в детских домах материальные проблемы, во всяком случае, в тех, которые находятся в богатых населенных областях, скорее уже решены. В целом, эти учреждения не плохо контролируются, и главные проблемы, которые есть там у воспитанников, связаны отнюдь не с тем, что они не достаточно хорошо питаются или у них мало подарков. Проблемы у них совершенно другие, связанные с несформированной привязанностью, отсутствием социализации, непониманием мира за пределами детского дома и так далее. Такого рода проблемы.
Типичный благотворительный фонд все время просит денег. Это главная форма его самопрезентации.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.