Ситуации «один волонтер-много подопечных» и «много волонтеров-один подопечный»: что делать? Опыт Даниловцев

Иногда возникают такого рода ситуации: слишком много подопечных – на одного волонтера или же волонтеров много, а подопечных мало.
Если выясняется, что вы – единственный волонтер на сегодня или вас, волонтеров, двое, а детей – десять-пятнадцать человек, то, в первую очередь, запомните: волонтер несет личную ответственность за свое посещение. Это значит, что вы не можете быть теми пятью-десятью людьми, которые не пришли. Вы – это только вы, а не вся группа.
Что можно сделать в этой ситуации, если вы не готовы окунаться в большой процесс в одиночку? Просто подойдите и скажите, что сегодня, к сожалению, сложилась вот такая ситуация. Если это больница, то походите по палатам, скажите каждому ребенку, что помните о нем, просто сегодня никто не пришел. Если вы готовы рисковать в этой ситуации, допустим, что вы – в больнице, вы можете позвать родителей и сказать: «Дорогие родители, нас сегодня всего двое, помогите, пожалуйста. Сегодня принимаем только детей с родителями». Тогда родители берут на себя ответственность, и у вас сразу появляется огромное количество помощников. Если Вы доверяете детям, вы можете сделать еще проще, сказав: «Я занимаюсь раздачей творческих материалов, остальное организуйте, пожалуйста, сами». Вы удивитесь, насколько дети смогут сделать все самостоятельно, для этого им нужно было только ваше разрешение. Допустим, вы умеете что-то, хотя бы и очень простое. Вы можете провести мастер-класс, это можно сделать даже в одиночку.
Настало, к примеру, 9 мая, все остальные волонтеры сидят на даче. Вы пришли, а тут – куча ребят и мальчишек. Прекрасно, берете стопку бумаги, показываете с важным видом, как складывается самолетик. Учите всех, все под вашим чутким руководством складывают самолетик. Потом каждый раскрашивает его в свой цвет. Ваше участие не нужно, необходимо только восхищение. Каждый придумывает ему имя, рисует картинку, где летит этот самолет, клеит свой самолет на картинку, и вы делаете выставку. Вы один, а результат потрясающий.
Ну и самое виртуозное дело, которое можно устроить – это общее дело без единого рецепта, шаблона или инструкции. Например, вывалить все материалы и сказать: «А сейчас мы делаем общий город. Ребята! Родители! Присоединяйтесь!» Ну тогда в должны быть уверены, что поддержите общий творческий процесс. На вас будет и функция отслеживания безопасности. Все нужно вовремя закончить, попросить ребят убрать за собой. Помните, что вы не десять человек, а один.
Есть еще одна особенная ситуация: пришло пять-шесть волонтеров, а дети внезапно уехали на экскурсию, пришли два-три ребенка. Первое, что хочется сделать, это огорченное лицо: ну вот, значит, я сегодня не нужен! Что автоматически чувствуют несчастные оставшиеся два-три ребенка? То же самое, что и вы: ну вот, я не нужен. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы вы были нужны друг другу. Включитесь сами, займитесь творчеством для себя, сделайте что-то вместе с группой волонтеров и с этими двумя ребятами: открытку, плакат, просто рассказывайте истории о себе, получайте удовольствие. Знайте, что вы приходите не для того, чтобы отработать, а чтобы и вам, и подопечным было хорошо. И это общий принцип в этих ситуациях. Не спешите, знайте, что Вы приходите, чтобы побыть вместе.
Лидия Алексеевская, Директор Школы социального волонтерства, психолог, детский игровой терапевт
*При реализации проекта в 2016-2017 году используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ»