Когда подопечные уходят… Реплика координатора движения «Даниловцы»
Часто случается так, что болезнь отступает, и наши подопечные радостно прощаются с нами, волонтерами, и возвращаются к своей обычной жизни. Но не всегда они уходят по этой причине… Смерть ребенка в больнице – трагедия не только для родственников, но и для волонтеров… Рассказывает Александра Соломатина, координатор волонтерской группы в ФНКЦ ДГОИ им.Рогачёва.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Очень часто к нам приходят волонтёры с какой-то своей личной историей. Я сейчас говорю конкретно про истории с онкологией. Далеко не секрет, что большое количество людей страдает этим заболеванием. Кто-то из нас столкнулся, у кого-то в семье болели или друзья друзей, социальные сети постоянно пестрят просьбами о сборе средств тяжело больному человеку.
Эта тема в нашем обществе пронизывает и никого не оставляет равнодушным. Бывает, что волонтёры, это люди, которые когда-то столкнулись с этим или чувствуют внутри боль и, конечно, страх. Страх перед смертью и перед этой тяжёлой болезнью. Отличный способ побороть его – встретиться с ним, посмотреть ему в глаза. Наши волонтёры приходят посмотреть в глаза этому страху, бывает и такое. И они встречают детей, которые борются, болеют, да, но борются.
У нас, кстати, больница очень яркая, настраивает скорее на игру, нежели на борьбу с болезнью. Поэтому, когда волонтёр видит ребёнка весёлого, активного, он видит в нём, прежде всего, не больного подопечного, а ребёнка. Кто-то даже забывает, что имеет дело с болезнью. Кто-то на 100% верит, что он приходит играть с детьми. Он сейчас поиграет, какое-то время пройдёт и ребёнок выйдет за стены больницы, его там ждёт своя жизнь, школа, достижения, успехи, семья… Мы все очень любим фантазировать. Каждый из волонтёров верит в светлое будущее этого ребёнка. Да, действительно, мы часто прощаемся и прощаемся навсегда с ребятами. Они нам радужно говорят: «Всё, Саша, мы уходим, мы больше не приедем!». Или кого-то отпускают на время. Это тоже хороший признак. Это значит, что болезнь отступает, и ребёнок может проходить дообследование в своём городе и приезжать в ФНКЦ лишь иногда. Это безумная радость и для волонтёров, и для родителей, и для детей. Что уж там говорить.
Но есть, конечно, и обратная сторона, о которой мы забываем под общей маской веселья, которое у нас происходит на творческих мастер-классах. Это, конечно, потери, которые тоже бывают. Тема смерти вообще очень сложная для нас, для людей, которые привыкли смотреть в будущее, что-то планировать. Но она есть, точно так же, как есть жизнь. Рассуждать здесь можно много. Но в больнице, когда мы сталкиваемся с тем, что вчера ещё ты играл с ребёнком, придумывал, какие наклейки ты ему принесёшь, какую поделку вы сделаете вместе, а через некоторое время ты узнаешь, что ему стало хуже. Ребёнок уже не появляется в пансионате. Его отводят в блоки, где операционные, химиотерапия. Проходит месяц, другой, ты начинаешь не на шутку волноваться: «Что с ребёнком, где твой друг?». Бывает такое, что дети не возвращаются в пансионат. Но уже не по радужному событию, связанному с выздоровлением, а по причине смерти ребёнка от болезни.
Недавно был такой случай, который мы пережили с волонтёрами. Это было горе, шок. Некоторые волонтёры даже не верили, как такое возможно. Мы просто не допускаем себе мысль, что кто-то может уйти от нас, потому что искренне верим и надеемся на лучшее. Когда наша подопечная, девочка, ушла из этой жизни, единственной поддержкой для нас была вера. Вера в то, что она на небесах, что с ней всё хорошо, что она обрела покой. Это большое утешение для верующего человека, для близких людей, что жизнь трансформируется в новую форму.
Могу сказать, что не все волонтёры принимают это легко. Кто-то из волонтёров менее трепетно это воспринимает, у кого-то так психика устроена, что попечалились, погрустили сейчас, и забыли. А кто-то из волонтёров задумывается не на шутку: «А готов ли я дальше продолжать свой путь волонтёра именно в этой больнице? Могу ли это пережить?». Тут, конечно, задача координаторов и других волонтёров из команды – поддержать этого человека. Мы собираемся всегда за чашкой чая, стараемся обсуждать тяжелые моменты. Мне кажется, очень важно об этом говорить. Когда мы говорим, мы лечим свою душу. К тому же всегда можно найти человека с похожими переживаниями, страхами. Это помогает найти спокойствие внутри себя.
Главное верить, что мы делаем доброе дело. А это так и есть. Мы лечим детей своей улыбкой, не лекарствами, а своим присутствием. Мы можем в них вдохнуть веру в светлое будущее. И пусть они живут здесь и сейчас по максимуму, чувствуют этот мир каждой клеточкой своего тела.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.