Мои подопечные в детском онкоцентре – какие они? Реплика координатора Даниловцев
Наши подопечные дети в ФНКЦ – какие они? Как проводят с ними время волонтеры? Эмоциональный и трогательный рассказ координатора волонтерской группы в ФНКЦ ДГОИ им.Д.Рогачёва Александры Соломатиной.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Мы посещаем ФНКЦ, и дети там, конечно, очень разные: от малышей от года, которые приходят с мамами, с папами, катать колясочки или играть в куклы, до детей подросткового возраста пятнадцати-шестнадцати лет. Такие дети тоже есть. Правда, нам не всегда удается захватить их внимание. Дети в подростковом возрасте очень трепетные, с тонкой внутренней организацией, она у них ещё не простроена, они ещё только познают этот мир и, к сожалению, они столкнулись сразу же с трудным препятствием, с тяжелой болезнью и, конечно, это накладывает на них отпечаток. Такие дети в подростковом возрасте больше стремятся побыть где-то в одиночестве, посидеть с планшетом, с гаджетом, в наушниках, и не всегда они настроены на контакт, тем более с человеком извне, возможно, есть какое-то недоверие, я не исключаю этого.
Всё же есть мысль, что мы не понимаем, каково это, – быть человеком, заточенным в больнице и борющимся с такой тяжелой болезнью, как онкология.
Поэтому чаще всего мы сталкиваемся с детьми от пяти лет до тринадцати. Эти дети очень охотно встречают волонтеров. Наши встречи всегда начинаются с громких криков «Волонтеры! Даниловцы! Ура!». Всегда они рады нашим встречам. Есть, конечно, дети, которые остаются сидеть на диванах и играют в свой планшет, но это только на время. Мы знаем, что, как только мы расстелем наши скатерти, откроем наш шкафчик с творческим материалом, дети сразу посмотрят, чем мы там таким интересным занимаемся, и сразу к нам подсядут.
Мы устраиваем различные мастер-классы для них. Ну, может, мастер-класс это громкое слово, назовем их творческими встречами. Мы используем и краски, и пластилин, блестки, фетр. В общем, всё-всё-всё, что может нам пригодиться, чтобы воплотить нашу бурную творческую фантазию, мы всё это используем.
Очень часто такое бывает, что подходит ко мне ребенок и говорит «Я боюсь, что у меня не получится». Это не простой момент для волонтера, волонтер же тоже переживает, а вдруг действительно не получится. Здесь нужно себя собрать, и сказать «Даже если не получится, мы попробуем ещё раз, будем пробовать, пока ни получится, мы будем учиться, учиться вместе».
Мы стараемся поддерживать дружеские отношения с каждым ребенком, у нас получается так, что волонтеров много, детей много и, примерно, на одного ребенка один волонтер, и у них такой междусобойчик организуется. Они начинают знакомиться: «Как тебя зовут?» «Меня зовут, Маша…, Сережа…». Познакомились и вот уже есть что-то общее. Можно обсудить какой-то фильм, может быть, узнать, где ты живешь, в каком городе. Очень часто дети, которые проходят лечение в больнице, они приезжают из разных уголков России и поэтому разговор о том, «из какого ты города, а как там у тебя в городе, а у вас большой дом, а семья?». Это всегда очень завораживает ребенка, и он всегда очень охотно рассказывает. Это отличный способ начать с ним дружить.
Дальше, когда ребенок уже начинает проникаться к тебе доверием, ты можешь уже приступить к какой-то творческой работе. В этот момент мы не ставим перед собой цели сделать какой-то конечный результат. Ребенок, конечно, ждет, что в конце будет что-то грандиозное, супер-творческая поделка. Каждый волонтер понимает, что главное это процесс. Вот здесь и сейчас у нас есть два часа отвлечься от болезни, отвлечься от мысли, что нужно ставить катетер, принимать лекарства по расписанию. Здесь ты можешь два часа делать всё, что хочешь. Хочешь, рисуй черное сердце, хочешь, рисуй пингвинов красного цвета, смешивай краски, как угодно, засыпь это всё блестками от души. Никто ничего тебе не скажет, нет, трава зеленая, солнце желтое. Мы очень просим наших мам: «Тштштштш…немножечко подождите, дайте ребенку возможность проявить себя, и он вас удивит». И да, действительно, дети нас удивляют, порой такие поделки делают, в магазине не найдешь лучше и краше.
Очень часто мы устраиваем мероприятия, которые приурочены к какому-нибудь празднику. 23 февраля, 8 марта, Новый Год. Мы делаем поделки нашим мамам, папам, даже медсестрам, кто-то дарит своим врачам. Это тоже очень хороший способ их отблагодарить, своей работой, своими руками. И тогда ребенок крайне ответственно подходит к делу, бывают и слезы: блесточка не того цвета, какого тебе надо или, может, фломастера не оказалось, всё, трагедия, трагедия настоящая. И волонтер как настоящий супер-герой спешит на помощь. Конечно, ему тут нужно поддержать ребенка, насколько он это может сделать.
Мы не специалисты, мы не детские психологи, мы не всегда понимаем, как, но мы можем это почувствовать. Иногда мы проецируем эту ситуацию на себя: что бы меня успокоило в этой ситуации? Как бы я хотел, чтобы меня поддержали? Может, достаточно просто найти другой фломастер, а, может быть, здесь понадобится как-то отвлечь ребенка, поиграть, поменять обстановку, действия поменять. На мою память мы всегда выходили из этих ситуаций, из этих сложных моментов.
Наши волонтеры настоящие волшебники, они действительно справляются со сложными моментами и всегда готовы радостно провести время и разделить приятные эмоции со своим подопечным ребенком. Но всех всегда нас объединяет то, что мы волнуемся. Мы волнуемся перед тем, как прийти к ребенку, как начать с ним разговор. Вообще, это что-то новое, ты окунулся в новую атмосферу с новыми людьми, это все равно, что устроиться на новую работу. Мы точно так же переживаем примет ли нас коллектив. А здесь ещё и такой суровый судья, как ребенок, который иногда очень критично оценивает тебя с ног до головы, а смотришь ли ты мультики, которые смотрит он. Задумайся над этим! Но всегда есть время прийти посмотреть мультик, который смотрит твой любимый друг, подопечный в больнице, и у вас найдется много всего общего для разговора.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.