Школа социального волонтерстваШкола социального волонтерства
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером

Организация волонтерства «Даниловцами»

  • Главная
  • Блог
  • Организация волонтерства «Даниловцами»
  • Как мы можем навредить нашим подопечным? Опыт движения «Даниловцы»

Как мы можем навредить нашим подопечным? Опыт движения «Даниловцы»

  • Разделы Организация волонтерства «Даниловцами», Основы и обучение волонтерской деятельности, Статьи
  • Дата 21 июля, 2017

Ответ на вопрос “Чем я могу навредить своему подопечному ребенку во время творческих занятий?” мог бы быть очень коротким и состоять из одного слова: “Ничем”. Если все организовано правильно, то волонтер не может навредить. Это очень важно понять нам всем, чтобы не переживать лишнего.

Работа волонтеров в больницах, а чаще всего это организация досуга детей, творческие занятия организована так, чтобы соблюдалась техника безопасности. Мы запускаем любые процессы в подшефных учреждениях исходя из специфики учреждений (это больница, детский дом, приют и т.д.), из специфики самих детей (их диагнозов, например, и т.д.). И все, что там происходит – оно уже безопасно физически для наших подопечных. Несчастные случаи, ошибки могут быть везде, но это не то, что мы можем проконтролировать.

Если говорить о моральном вреде, то на самом деле психика ребенка и психика подростка, несмотря на кажущуюся хрупкость, очень сильна и очень вынослива. Поэтому, если Вы не делаете намеренно какой-то нехорошей вещи, то вреда Вы принести не можете. И все же, не смотря на такую исходную позицию, есть некоторые моменты, которые важно знать и понимать, чтобы отношения с подопечными были позитивными и конструктивными и для них для волонтеров.

Оценка и сравнение: это то, что может каким-то образом вредить. Если мы оцениваем и сравниваем, например, работу ребенка с работой сидящего рядом, или сравниваем задачу и получающийся результат, или мы имеем какого-то любимчика, нахваливаем какого-то ребенка, а рядом сидящий другой ребенок может чувствовать себя немножечко неполноценным. У нас есть координаторы и волонтеры, у которых хватает сердечной щедрости и восхищения на каждого ребенка. Они восхищаются совершенно искренне абсолютно всеми: тогда восхищение, действительно, кроме хорошего нести ничего не может. В-принципе, если Вы выбираете любимчика, такая опасность есть.

Запускать конкуренцию в коллективе, если это не специальная педагогическая задача и если она не подготовлена, может быть опасно.  Это может травмировать тех, кто оказался в аутсайдерах. С другой стороны, если соревнуются две команды, то здесь очень важно найти человека, из-за которого, например, что-то не получается, дать пройти волне обвинений и претензий, а потом дать понять, что без этого человека команда все равно выиграть не сможет. Мы должны принять тот темп и те возможности, которые есть именно у того человека, который самый слабый из нас, и после этого команда может не только выполнить задание, но даже выиграть. Таким образом, вроде бы кажущееся какое-то препятствие, когда человек “получает тумаки” от тех, с кем он вместе в команде, и даже сильно раздражает нас, ведущих этой игры, может привести к доброму результату и стать таким достижением, что и участники и команда получат новый опыт. И действительно, часто ребята, у которых в команде все получается, они, с десятого раза проходя какое-то испытание, начинают уже ошибаться, а те люди в команде, что чего-то “не умеют”, – они мобилизуются, и именно эта команда выигрывает.

Завышенные ожидания от ребенка, морализм и любого рода психологические эксперименты также могут приносить вред.

Интерпретации поведения и попытки «исправить» человека могут быть опасными. Если мы профессионалы и занимаемся арт-терапией или психотерапией, то даже в этом случае ребенок не наш пациент и мы не можем вторгаться в его жизнь. Мы можем лишь обратить на что-то внимание. Если же мы просто волонтеры, то попытки «исправить» могут кончиться плохо.  Например, мы наблюдаем за ребенком, видим, что он рисует или делает, или говорит. У нас может рождаться некоторая гипотеза: “Что это может быть, какова причина, и каким образом мы можем повлиять на эту ситуацию?” Если мы просто говорим: “Друг мой, а отчего это на рисунке, у твоего человека нет ушей, – он чего-то не хочет слышать?” – мы не навредим человеку. Если мы поймем, что это что-то значит, мы об этом прочитаем, начнем допытываться, начнем выводить ребенка на чистую воду, – вот здесь мы можем принести вред, может быть даже очень большой. Может “сдетонировать” какое-то психосоматическое заболевание, может “сдетонировать” какая-то травма.

Но если мы просто были внимательны и указали на что-то ребенку – это хорошо. Бывает, что в своем личном домике, который слепил или склеил ребенок в детском доме, может не быть ни окон, ни дверей: наконец-то он нашел пространство, в которое он может забраться, и его там никто не тронет. И это совершенно замечательно. Только не нужно задавать вопросы: “Почему? Зачем? Хорошо бы, чтобы двери и окна там оказались?” Если Вы это заметили, Вы бы просто сказали: “Друг мой, а через что ж туда гости войдут?” – и поняли, что это тема, на которую ребенок не хочет разговаривать, то не дожимайте, идите дальше.

Мы можем “перегревом” атмосферы, излишним возбуждением, также, в общем-то, принести какой-то вред. После того, как мы провели какую-то шумную игру, желательно детей успокоить. Дать им время и ждать от них быстрого переключения. Если у нас какая-то “движуха” произошла в игровой – не надо начинать проветривать, пока дети из комнаты не ушли.

Не стоит задавать каких-то личных глубоких вопросов. Не стоит и быть отстранённым. Мы можем травмировать нашего подопечного, если мы никак не реагируем на то, что он нам рассказывает. Иногда наши границы проверяются на прочность, иногда ребенок делится каким-то болезненным переживанием, на которое мы не знаем, как отреагировать. Для того, чтобы не оставить ощущение “неуслышанности” у нашего подопечного, мы можем просто сказать: “Слушай, вот ты мне сейчас рассказал, – я прям даже не знаю, как на это отреагировать, но мне как-то жутковато от этой истории”. И можно смело идти дальше.

Если мы чувствуем, что каким-то образом проверяются наши границы, мы можем наносить некоторый ущерб нашему подопечному, разрешая делать с собой, со своими вещами, с другими волонтерами – все что угодно: “ребенок несчастненький и руки у него в пластилине, но пусть трогает и пачкает мою белую кофту”. Мы таким образом размываем границы нашего подопечного, мы не учим его организоваться, мы не учим его обрести собственные границы, проявить уважение к другому человеку. В чем здесь может быть опасность – не в том, что это будет какая-то моральная травма, нет: просто от кого-то другого из своих сверстников он может получить за это в лоб. И мы можем показать ребенку, что это неприятно, и сказать, что не надо так делать ни с кем другим: не надо ни на кого выливать воду из под красок, не надо никого разрисовать красками, не надо бить и толкать. У нас был совершенно замечательный волонтер, который один раз пришел специально в белой рубашке и разрешил себя раскрасить: это совершенно замечательно. Но если Вы пришли в вещи, которая Вам дорога, Вы разрешаете делать с ней все, что угодно, – Вы таким образом тоже наносите некоторый ущерб Вашему подопечному.

А если суммировать все сказанное – то не стоит бояться: если Вы совершили ошибку, это нормально, и не бойтесь ее совершить: Вы ее обязательно совершите, и она не принесет вреда Вашему подопечному.

Эксперт: Андрей Мещеринов,  координатор по сопровождению волонтеров Добровольческого движения «Даниловцы»

  • Поделиться:
parastaeva

Предыдущая запись

Что каждый из нас может сделать для бездомного человека?
21 июля, 2017

Следующая запись

Как устроен и работает волонтерский центр? История «Клуба волонтеров»
22 июля, 2017

Вам также может понравиться

maxresdefault (7)
Кому и как я могу помочь? Вебинар для начинающих волонтеров с руководителем Даниловцев
28 февраля, 2021
maxresdefault (6)
Что из онлайн-волонтерства останется после пандемии в социальной сфере? Выступление руководителя Даниловцев
21 февраля, 2021
maxresdefault (4)
Агрессия в поле добра – естественное или недопустимое? Онлайн-тренинг для волонтеров
30 января, 2021

Поиск

МЫ В СОЦСЕТЯХ





О НАС

«Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Проект 'Школа социального волонтерства' реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы

КОНТАКТЫ

Address: г. Москва, ул. Шухова, 17к2, м. «Шаболовская»

Телефон +74997887387

Email: info@danilovcy.ru

Education WordPress Theme by ThimPress. Powered by WordPress.

  • Privacy
  • Terms
  • Sitemap
  • Purchase

Хотите стать волонтером?

Присоединяйся к тысячам наших волонтеров и меняй мир к лучшему!

Стать волонтером