Культура оказания помощи и осознанное волонтерство: опыт движения «Даниловцы»
«У каждого свой опыт»
Желание деятельно помогать другим людям — прийти и поддержать незнакомого тебе человека в сложной ситуации, в страдании и боли — иногда приходит в одночасье, настигает, как любовь. Но обычно этому предшествует достаточно большой жизненный путь, и разные события, порой неожиданно и невидимо для самого человека, подводят к этому моменту. Многие из нас прошли через опыт собственных страданий — и совладания с ними, опыт трудных обстоятельств жизни — и преодоления их, и так естественно поделится этим с другими, кому это может быть жизненно необходимо. И ощущение, что потом и кровью ты нашел свое «средство» преодоления, которое может помочь кому-то, легко перерастает в уверенность, что у тебя есть «панацея», которая в силах помочь каждому.
Но есть одна важная деталь. Даже люди, живущие одной семьей под одной крышей, одинаковые испытания переживают по-разному.
К примеру, мы – муж и жена, и у каждого из нас время от времени болит спина. При этом мужу помогает ходьба, а от сидения на одном месте боль увеличивается, а у жены боль отступает, когда она садится, и усиливается, когда она идет. Опыт преодоления боли одного никак не подходит другому.
Мы не можем поделиться со всеми и помочь всем, потому что каждый проживает свою жизнь своим способом. Даже когда мы как волонтеры общаемся с группой наших подопечных , например в детском доме-интернате – мы должны помнить, что каждый ребенок, так же как и каждый волонтер, «особый», то есть живет своей, особой, единственной в своей роде жизнью. И мы должны понимать, что наш опыт подойдет не всем, а может быть за эту встречу – и никому. И это не делает ни нас, и наш опыт, ни нашу встречу менее ценными.
Культура оказания помощи — это уважение к себе и к другому
Вопрос «как помочь, чем помочь» — сложный, если только вам на него не ответил тот, кому вы хотите помочь. Девять лет Даниловцы пытаются соединить в одном пространстве нуждающихся в помощи и желающих помочь. Путем проб и ошибок нами были выбраны некоторое принципы, по которым мы стараемся действовать. Мы «на своей шкуре» вырабатываем культуру оказания помощи, и хотим поделится некоторыми нашими открытиями.
По нашему мнению, за культурой оказания помощи стоит уважительное отношение к себе и к другому, так чтобы мы оказались на равных, не вознося и не принижая нашего ближнего и не используя его как средство для своих целей, в том числе духовных. Не стоит «исполнять свой долг» или «творить добрые дела» за счет другого человека, не интересуясь, нужно ему это или нет. Лучше, хотя и трудней — вступить в диалог. Узнать человека (подопечного) поближе, и самому раскрыться — дать лучше узнать себя. Понять, что человеку действительно нужно, и что он хочет. И не забывать о том, что важно для себя. Тогда это будет помощь, а не манипуляция под видом помощи.
Независимо от того, какие у человека обстоятельства жизни или возможности, даже если он ребенок, или тяжело болен, или не может двигать рукой, или не видит, или даже не говорит и не ходит – мы с ним на равных в самом важном: он может меня принять, одарить меня своей любовью, а может меня отвергнуть.
Это его свобода и его власть. Я тоже со своей стороны могу его либо полюбить, либо отвергнуть. И в этом наша встреча — на равных. Опыт волонтерства приближает нас к видению человека как образа Божьего.
Помощь не должна делать другого человека беспомощным
Очень важно научится делать для подопечного только то, чего он не может сделать сам. Даже если хочется, например, когда ребенок что-то делает медленно, «помочь» и сделать за него. Наша помощь не должна делать другого человека беспомощным. Надо давать процессу возможность совершаться так, как он совершается, чтобы ребенок мог себя чувствовать полноправным участником, а то и автором действия. Бывало, что мы, волонтеры, «отдавали в аренду» детям с ограниченными возможностями на несколько часов свои руки или глаза — и ребенок, руководя нами, мог сделать все, что задумал. Подопечный был «действующим лицом», а волонтер – «исполнитель» роли. И наши дети с онкологией мозга, которые теряли зрение, делали совершенно потрясающие поделки, но для этого им нужны были наши глаза и руки. А иногда мы пробовали и тут быть на равных. Т.е. если, например у ребенка действовала только одна рука, то мы тоже принципиально действовали только одной рукой. Порою мы так хохотали, потому что у нас ничего не получалось, но нам было хорошо вместе!
Еще для нас было очень важно избегать потребительского отношения к волонтерам, чтобы не возникло у подопечных этого детского ощущения «мне все должны». Мы пытались детей не задаривать, в том числе обещаниями.
Помогающий имеет право просить и принимать помощь
Следующий важный для нас тезис, к которому мы пришли – помогающий должен сам давать себе право просить и принимать помощь. Иначе получается нечестно. Волонтеры превращаются в людей, которых используют «для раздачи помощи». Но парадоксально – человек, который только помогает и ничего не берет – сам становится манипулятором, а помощь становится насилием. «Когда только один дает, а все остальные получают — дающий скоро превратится в угнетателя, а получающие станут жертвами. Но когда дающий получает, а получающий отдает, круг любви может расшириться так, что охватит весь мир» (Генри Нувен, «Дорога в Эммаус»).
Иногда волонтеры говорят: «Наверное со мной что-то не так. Я прихожу в больницу к тяжело больным детям, а выхожу оттуда таким счастливым, наполненным радостью. Наверное, я плохой волонтер. Я же должен выходить с «тяжестью и страданием». Но на самом деле мы не только даем, но и получаем. Мы можем показать подопечным, в чем его дар для нас, поблагодарить его. Отсюда вывод – по-хорошему помощь должна приносить силы тому, кому она оказывается и тому, кем она оказывается. Если и у вас (или у вашего подопечного) силы все время уходят, то это повод задуматься.
В этом смысле нас вдохновляли слова апостола Павла (2 Кор.,8 13-14)
«Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность»
Делать то, что умеешь
Еще для нас важно, что человек может помогать именно тем, что имеет сам, а не чувствовал себя должным давать то, чего у него нет. «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Кор.,8 12).
Если ты волонтер в детской больнице и любишь играть в шахматы, то можно сыграть партию с подростком и не мучится тем, что ты не умеешь вырезать оригами или не знаешь, что сказать пятилетнему ребенку, который плачет после укола.
И продолжая опираться на апостола – нам важно, чтобы человек мог принести в служение именно то, что греет и помогает ему самому, будь то хобби или ласковые слова, «чтобы мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор.,8 15)
Поэтому любой волонтер имеет право искать ту форму помощи, которая имеет для тебя личный смысл. Найти свое место. обнаружить дар подопечного тебе. Как сказал один мудрый молодой человек : «я престал ходить в больницу, потому что понял — в этих детях для меня ничего не положено. Я стал ходить к бездомным людям – и оказалось, именно это мне надо». Всегда есть Божий замысел — зачем это служение нужно самому помогающему. «Я думал, что помогаю Тебе, а оказывается, что Ты помогал мне» (из фильма «Письма отцу Якову») – и то, и другое одновременно оказывается правдой.
Важное право — отказать в помощи
Отдельный вопрос – о разграничении просьбы о помощи и требования. Просьба о помощи подразумевает возможность отказа. И тот, кто отказывает – при этом не виноват. И тот, кто получает отказ – тоже. Но попросить – страшно: вдруг откажут? А иногда еще страшнее – вдруг согласятся помочь, просто потому что захотят сделать тебе хорошее, а не потому что должны? Проще требовать, играя на сострадании, чувстве вины и долге. И не рисковать, вступая в личные отношения с человеком…
Помощь, а не религиозные беседы
И последнее — уважение к вере и убеждениям другого человека. Это большой разговор, выходящий за рамки данной статьи. Скажем лишь несколько слов. Добровольческое движение «Даниловцы» возникло как христианское. При этом задача волонтеров – оказать помощь, а не проводить религиозные беседы. Хотя для многих из нас Божие милосердие – это именно тот опыт, то утешение, которым хочется делиться. И мы выработали способ «проповеди без проповеди». Мы свидетельствуем о нашей вере посредством внимания и уважения к другому человеку.
Мы считаем невозможным для себя колебать или «исправлять» веру и убеждения человека, находящегося в страдании. Наша задача – приносить свидетельство христианской любви и веры в те ситуации, в которые мы приходим. И это все.
Авторы: Лидия Алексеевская, психолог, директор Школы социального волонтерства, и Андрей Мещеринов, координатор по сопровождению волонтеров Добровольческого движения «Даниловцы»
Материал был опубликован на портале «Филантроп»
Стать волонтером и помочь Добровольческому движению «Даниловцы» может каждый. Также можно присоединиться к учебным курсам для волонтеров в Школе социального волонтерства. Школа социального волонтерства – это регулярные семинары, лекции, тренинги и мастер-классы, направленные на обучение волонтеров, повышение их квалификации, подготовку координаторов и руководителей волонтерских групп и сообществ. Задачи Школы – стимулировать обмен опытом между волонтерскими организациями, обучить сотрудников и волонтеров НКО полезным организационным навыкам. Основная форма работы в рамках проекта – тренинги, семинары, авторские встречи, круглые столы.