Партнерская подготовка и интуитивное волонтерство. Опыт подготовки волонтеров
О волонтерах с другой стороны земного шара: заметки по итогам российско-американского обмена опытом подготовки волонтеров.
Материал публикуется по книге “ВОЛОНТЕРСТВО: прошлое, настоящее, будущее”. Автор-составитель А. Бабичева. Полный текст книги ЗДЕСЬ
Впрочем, как уже упоминалось, далеко не во всех организациях подготовка волонтеров проработана столь детально и носит столь системный характер, как в «Life Long» и «Youth Care». Объем усилий, уделяемых подготовке и сопровождению волонтеров напрямую зависит от нескольких факторов, например, от степени включенности волонтеров в работу организации и качества отводимых им ролей, от наличия специалистов по работе с волонтерами, от финансирования, стажа и масштаба работы самой организации, в конце концов. О том, как решают вопрос подготовки волонтеров организации, не имеющие отдельной системы подготовки, я поговорила с Энн Рабин, со-президентом волонтерской организации «Minds Matter of Seattle», и Сюзанн Коуэн, управляющим арт-директором организации «Mirror Stage».
«Minds Matter of Seattle» — подразделение национальной организации, способствующее тому, чтобы молодые люди из нуждающихся семей могли получить возможность продолжения образования.
В Сиэтле «Minds Matter» ведет свою историю сравнительно недавно, с 2013 года и является организацией, осуществляющей свою деятельность полностью на волонтерских началах. Волонтеры организации — менторы, тренеры, консультанты по отдельным предметам и в рамках учебного процесса, в целом. Как правило, такая роль является продолжением профессиональных навыков волонтеров. В том числе, поэтому отдельной собственной системы подготовки в организации нет, и волонтеры получают базовую информацию в форме описания вакансий. В этих описаниях обговариваются как формы работы, которые подразумевает та или иная роль, так и формальные требования к самому волонтеру. Также определяются количественные показатели участия волонтера — работа предполагает от 2 до 4 часов участия еженедельно по субботам и некоторым воскресеньям.
Энн Рабин признается, что на проработку системы подготовки волонтеров, как и, например, на оформление методических пособий или инструкций у организации пока не хватает ресурсов, хотя, разумеется, они не оставляют этот вопрос без внимания. Так, «Minds Matter» обращается к своим коллегам, организации «Mentoring Works Washington», которая специализируется на подготовке наставников и имеет в этой работе больше опыта и стажа. Тренер организации-партнера дает выездные сессии для начинающих менторов / наставников «Minds Matter», затрагивая основные психологические, юридические, организационные аспекты этой социальной роли. Таким образом, мы наблюдаем ситуацию эффективного обмена социальным опытом — организация, ограниченная в конкретном ресурсе, обращается к аналогичному ресурсу партнерской организации. А та, специализирующаяся на подготовке наставников, в свою очередь, становится наставником для первой, тем самым не выходя за рамки собственной специализации.
«Mirror Stage» — это любительский театр, впрочем, имеющий за плечами уже 15 лет творческого стажа.
Я заинтересовалась этой организацией, в том числе, потому что их девиз, передающий основной смысл работы, «The Theatre that Gets People Talking / Театр, в котором люди говорят», очень близок той терапевтической роли театральных практик, с которыми я имею дело в собственной работе. Но, хотя организация регулярно приглашает волонтеров для реализации своих задач, вопрос подготовки здесь преимущественно не решается.
По словам Сьюзанн Коуэн, «сотрудники и есть основные волонтеры», а значит, отдельной подготовки им не требуется, а те волонтеры, которых театр привлекает для особых событий мероприятий или для сопровождения своих представлений, не требуют, по мнению руководителей, отдельной подготовки. Это вызвано, во-первых, тем, что работа волонтеров не сопряжена с ситуациями психологического или социального риска. Кроме того, имеет большое значение тот самый «старт не с нуля», фоновая осведомленность членов сообщества о базовых особенностях волонтерского участия. Подготовка волонтеров к непосредственной работе в «Mirror Stage» сводится преимущественно к компактному описанию основных вакансий и краткому перечню требований к личностным качествам потенциального волонтера.
Единственная форма участия, которая подразумевает дополнительный инструктаж — это продажа билетов на представления.
Впрочем, этот инструктаж носит скорее организационный характер и сводится преимущественно к ориентированию на месте работы. Таким образом, по итогам общения со Сьюзан, у меня складывается впечатление, что способ организации волонтерского участия в «Mirror Stage» во многом напоминает российский способ, его можно охарактеризовать как «интуитивное волонтерство», когда доброволец начинает работу, руководствуясь преимущественно имеющимися у него субъективными представлениями, а продолжает, получая информацию непосредственно в рамках ситуации личного участия.