Школа социального волонтерстваШкола социального волонтерства
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером

Статьи

  • Главная
  • Блог
  • Статьи
  • «Психическое расстройство» – звучит довольно пугающе, правда?

«Психическое расстройство» – звучит довольно пугающе, правда?

  • Разделы Статьи
  • Дата 7 сентября, 2017

В блоге Добровольческого движения Даниловцы на портале “Сноб” опубликован новый материал о группе в Психоневрологическом интернате №30.


Вчера был дождь, и сегодня, и завтра по прогнозам тоже будет. Такие вот дела. Говорят, причина в глобальном потеплении. Ну, возможно. Ещё говорят, что скоро будет тотальная безработица, потому что людей вытеснят роботы. А что останется нам? Нам останется общаться друг с другом. И вот тогда будут не оазисы волонтёрства посреди пустыни безразличия, как выражается руководитель Добровольческого движения “Даниловцы”  и Школы социального волонтерстваЮрий Белановский, а тропические леса Амазонки! Мы, даниловцы, к такому повороту событий готовы – мы 9 лет возделываем наш скромный сад (18 волонтёрских групп) и делимся своими знаниями со всеми желающими в Школе социального волонтёрства.

Иду в нашу новую группу в психоневрологический интернат №30 вместе с психологом Юлией, волонтёрами Аллой и Колей, который сегодня за главного. У нашего Коли явно какие-то сверхспособности, потому что как без них волонтёрить в трёх группах сразу – в благотворительных ремонтах, в ДДИ24 и тут, в ПНИ, я слабо себе представляю. В ПНИ живут или временно пребывают люди старше 18 лет, страдающие психическими расстройствами. «Психическое расстройство» – звучит довольно пугающе, правда? Но поверьте мне, в ПНИ совсем не так, как это звучит.

Шарики и шахматы

Территория ухоженная и зелёная, при входе фонтан, умиротворённость и уют. Коридоры пустынные, длинные. Вот просторный кабинет, где Юля будет проводить занятие. Психолог – её первая профессия, и она очень увлечена ею. Мы идём за подопечными. Из мужского отделения согласился только Александр, остальные от послеобеденной сиесты отрываться не захотели. А вот в женском отделении желающих больше, радостно стучат нам по стеклу с той стороны закрытой двери. Тут есть женщины постарше и поюней, все наперебой называют свои имена и протягивают руки: Катя, Инна, Галина, Анна, Катя… У многих дефекты речи, поначалу трудно разобрать. Да и нет в этом особой проблемы: есть мнение, что больше двух третей информации передаётся невербально. Так что слова – это так, немного уточнить сигнал, вишенка на торте… Одна девушка выделяется, какая-то она другая, но я не могу понять, в чём именно. «Это Аня!» – представляет её Коля. По дороге она интересуется, играю ли я в шахматы, и не хочу ли сыграть с нею. Честно признаюсь, что знаю, как ходят фигуры, но играю так себе и не понимаю, как играть так, чтобы выиграть. Она сначала немного расстраивается, но успокаивает меня, что «…вот если предположить, что всего есть пять уровней игры, и пятый – самый высокий, то и я играю на втором примерно».

Но сегодня не шахматы. Сегодня стулья поставлены в круг, и Юля надувает по маленькому яркому шарику для каждого. Участники представляются и кратко говорят, чего ждут от сегодняшней встречи. А ждут весёлого общения, танцев и «чтоб всё у нас было хорошо». А Александр ждёт полдника. Играем с шарами, передавая их друг другу то по часовой стрелке, то против, сначала медленно, а потом всё быстрей. Моя соседка слева, Катя, смеётся, эта игра веселит её. А соседка справа, тоже Катя, сохраняет серьёзность и сосредоточенность. У неё что-то с кистями рук. Если представить, что наша кисть – это распустившийся цветок с лепестками-пальцами, так вот чтоб вы понимали: у Кати вместо кистей-цветов – кисти-бутоны. Однако это совсем не мешает ей ловко принимать и передавать шарики. Даже когда задание усложняется – надо передавать шарик за спиной – она справляется. А вот Галина со вполне обычными кистями рук и пробовать не стала, потому что это звучит сложно, и вообще немного разобиделась, даже демонстративно ушла в коридор. Но вернулась. Анна-шахматистка сидит чуть поодаль и глядит на наши игры немного скептически. В какой-то момент тоже выходит в коридор, но тоже возвращается.

Музыка и танцы

К нам присоединилась волонтёр Света с фотоаппаратом, и все кинулись приветствовать её. Затем стало ещё веселей – Коля играл на гитаре и пел, девушки показывали слова песни жестами. Пытались описать настроение музыки – какой она кажется? Грустной, весёлой, агрессивной? Танцевали все вместе, а после кто-то в центре круга, и все за ним повторяли. Потом забрались внутрь такой вот большой растягивающейся синей окружности из трикотажной ткани и ходили туда и сюда. А я подсела к Ане. Анин скепсис усилился. Она призналась, что не понимает, для чего мы всё это делаем. Странно выглядит. Как какой-то ритуал. А танцевать она не любит, потому что не умеет. Что любит? Любит составлять сама для себя разные тесты, чтобы проверить своё самочувствие и связь с миром. «Я так самоизлечиваюсь, да… Прошу извинить, я уже спрашивала Вас про шахматы? Так почему Вы не играете, не любите?» «Ну, не то, чтобы не люблю… Просто мне кажется, что я плохо играю…» «О, Вы, наверное, боитесь осуждения… Если Вы хотите знать, я вовсе не такая, нет. Я никогда не стану так делать. Я знаю, насколько это неприятно, когда кто-то насмехается над тобою…» И Аня берёт мою руку в свои прохладные ладони и успокаивающе поглаживает.

Дальше снова были танцы, и каждая танцевала в своём стиле: Катя слева веселилась и скакала, как ребёнок, Галина расхаживала барыней, Катя справа изображала игру на скрипке. Все так и сяк размахивали разноцветными тонкими платками, которые нам дала Юля. Мне было свободно и весело, очень хорошо! В какой-то момент даже Аня-шахматистка, вопреки «неумению», шуточно повязала платок на голову и тоже немного танцевала с нами. Но вот занятие подходит к концу, время прощания. Света дарит каждой девушке по напечатанной фотокарточке: портрет со своим рисунком-котом с прошлого занятия. Коты шикарны, а девушки страшно горды собой и радуются маленькому подарку. Мы кучкуемся в коридоре, говорим о причёсках и цвете волос: у кого какой длины были волосы в детстве, и как их подстригли потом, а как сейчас, и в какой цвет хотелось покрасить, но вышел немного иной, вот смотри…. Провожаем девушек до отделения. Аня-шахматистка котов не рисовала, нет. Она вообще рисовать не любит. Всё по той же причине. Зато она любит чертежи, там всё чётко. Чертежи, шахматы, тихие звуки и сидеть в полутьме.

Послевкусие

Ливень, я еду домой и думаю вот о чём. Издалека хорошо видны различия, а вблизи – сходства. В смысле, если вы далеки от социального волонтёрства, то в первую очередь обратите внимание на непохожесть. Да, внешний вид некоторых наших подопечных может казаться непривычным или даже пугающим. Некоторые медленней нас, или у них есть когнитивные нарушения. Некоторые не вполне владеют своим телом или не владеют вовсе. От кого-то исходит запах –  порой резкий, порой еле заметный, но и в том, и в другом случае неприятный. Иногда реакции наших подопечных не вполне обычны. И так далее, и так далее. Я знаю это точно, потому что сама когда-то была от всего этого далека. Но когда я оказалась чуть ближе и стала общаться с теми, кого в обществе «условно нормальных» принято выделять в отдельные группы – с психически больными людьми, с людьми с ограниченными возможностями, с тяжело больными, с сиротами, заключёнными и бездомными – тем больше мне открывалось сходств между «ними» и «нами». Я не понуждала себя, это происходило само собой. И вот какая штука: в определенной точке становится очевидно, что нет «их» или «нас», а есть «мы, человеки», и мы схожи. Ну, к примеру: каждому порой тревожно начинать что-то новое. Однако если отваживаешься и таки начинаешь, то приятно, когда твои маленькие успехи видят и признают. Каждый испытывает эмоции или что-то чувствует, и хочет быть принятым в этом, а отвергнутым быть – нет, не хочет. Есть те, кто вызывает в нас радостное волнение – и те, на кого мы в обиде или сердиты. Нам приятно чужое уважительное внимание. Приятно, когда нас называют по имени. И здорово проявлять себя и смотреть на других. Здорово общаться с другими людьми, оставаясь собою. Собою, исключительным, не похожим – и в то же время похожим на остальные семь с половиной миллиардов человек.

—

Текст: Юлия Гусакова, координатор проекта “Человек – человеку” Добровольческого движения “Даниловцы”.

Стать волонтером и помочь Добровольческому движению «Даниловцы» может каждый, имеющий хотя бы искру желания делать добро и менять окружающий мир в лучшую сторону.

Вы также можете присоединиться к учебным курсам для волонтеров в Школе социального волонтерства Добровольческого движения “Даниловцы”. Школа социального волонтерства– это  регулярные семинары, лекции, тренинги и мастер-классы, направленные на обучение волонтеров, повышение их квалификации, подготовку координаторов и руководителей волонтерских групп и сообществ. Задачи Школы – стимулировать обмен опытом между волонтерскими организациями, обучить сотрудников и волонтеров НКО полезным организационным навыкам. Основная форма работы в рамках проекта – тренинги, семинары, авторские встречи, круглые столы.

  • Поделиться:
parastaeva

Предыдущая запись

Риски волонтёрской работы с бездомными людьми
7 сентября, 2017

Следующая запись

Волонтеры серебряного возраста. Как с ними работать?
7 сентября, 2017

Вам также может понравиться

NLM_8944-vi
Кто стоит за координатором: «внутренняя кухня» супервизорства в движении «Даниловцы»
10 марта, 2021
NLM_5065
О важных аспектах делового общения в работе координаторов волонтерских групп. Опыт Даниловцев
1 декабря, 2020
i4JBacHa8MM
8 правил работы супервизора координаторов волонтерских групп движения «Даниловцы»  
3 июля, 2020

Поиск

МЫ В СОЦСЕТЯХ





О НАС

«Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Проект 'Школа социального волонтерства' реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы

КОНТАКТЫ

Address: г. Москва, ул. Шухова, 17к2, м. «Шаболовская»

Телефон +74997887387

Email: info@danilovcy.ru

Education WordPress Theme by ThimPress. Powered by WordPress.

  • Privacy
  • Terms
  • Sitemap
  • Purchase

Хотите стать волонтером?

Присоединяйся к тысячам наших волонтеров и меняй мир к лучшему!

Стать волонтером