Творческий подход в границах допустимого. Опыт подготовки волонтеров
О волонтерах с другой стороны земного шара: заметки по итогам российско-американского обмена опытом подготовки волонтеров.
Материал публикуется по книге “ВОЛОНТЕРСТВО: прошлое, настоящее, будущее”. Автор-составитель А. Бабичева. Полный текст книги ЗДЕСЬ
В процессе нашего общения Робин Родриг из организации «Life Long» упоминает, в том числе, что если и можно назвать что-то серьезной проблемой современного Сиэтла, то это проблема бездомных людей. В разных районах этого большого города для меня, временного наблюдателя, это заметно в разной степени, но, например, в центре, особенно в Даунтауне и особенно по утрам, действительно, ощущается, что бездомные и маргиналы — серьезная социальная проблема.
Под мостами авторстрад, в парках, на рыночной площади да и просто на улицах города можно встретить палатки и «гнезда» людей, для которых городское пространство стало единственным домом. Но как люди попадают на улицу? На этот вопрос могут ответить менеджеры волонтерских программ организации «Youth Care» Рэнди МакКена и Гэбби Сорэй.
«Youth Care» www.youthcare.org специализируется на помощи бездомной молодежи, поэтому о затрагиваемой теме они осведомлены профессионально.
Прежде всего, необходимо иметь в виду: идея о том, что молодые люди часто уходят из дома в поисках приключений или движимые духом юношеского протеста — сильное преувеличение. Действительно, такие есть, но это лишь малое исключение, и, как правило, они очень быстро понимают, что быть бездомным — не приключение, а реальная опасность, и возвращаются домой, в том числе, при поддержке организации. Но сотрудники «Youth Care» провели масштабное исследование, и из 600 опрошенных подопечных 74% покинули дом в связи с физическим насилием и 39%, в том числе, в связи с сексуальным. До 40% молодых людей на улице попали туда против доброй воли: их просто-напросто выгнали из дома, например, в связи с их нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Нередко из дома уходят самостоятельно люди с ментальными расстройствами: недостаток понимания и принятия в семье, в учебном заведении, в сообществе провоцирует их на этот шаг. Наконец, несчастные случаи и обострение финансового неблагополучия также приводят ребят к жизни на улице. Сюда же можно отнести этнические и личные конфликты в семьях, особенно, например, в семьях приемных. Иными словами, причин, почему люди и, в том числе, молодежь оказываются на улице — множество. И во всем этом множестве причин в течение уже порядка 40 лет поддержку бездомным предлагает «Youth Care».
Волонтеры играют принципиальную роль в организации: они активно задействованы во всем многообразии форм работы организации.
Начало подготовки волонтеров «Youth Care» начинается, пожалуй, с базовой установки, с главной этической ценности организации, которая и отражена в публичных материалах, и транслируется в личном общении: быть открытым различиям, разделять философию принятия и толерантности. Это вызвано, прежде всего, тем, что волонтеры «Youth Care» работают с очень разными людьми: разными с точки зрения возможностей, сексуальной ориентации и гендерной самоидентификации, религиозных воззрений, расы, культурного багажа и так далее.
С фактической точки зрения, процесс подготовки волонтеров к работе в «Youth Care» организован примерно так же, как в «Life Long». Первый шаг: каждый волонтер может выбрать одно из направлений работы, кратко описанных на сайте организации, и оставить заявку. Отдельно отмечу, что возможности участия предлагаются не только отдельным волонтерам, но и группам. Один волонтер может принять участие практически в любой форме работы организации — от помощи в подготовке к экзамену до стирки.
Малая группа от 3 до 8 человек, как правило, берет на себя смены по приготовлению пищи в центре для подопечных организации. Большая группа от 10 до 30 человек может обеспечить, например, уборку центра, уход за садом или сбор вещей. Удивительным для российской реальности волонтерской работы мне кажется тот факт, что групповое волонтерство в «Youth Care» — не просто социальная норма, но и чрезвычайно полезное начинание, дающее множество плюсов членам волонтерской группы. Помогать вместе могут не только члены семьи или друзья, но и, например, члены религиозных общин или коллеги в рамках работы по сплочению и тимбилдингу.
В истории «Youth Care» есть даже случаи, когда коллективное волонтерство становилось необычной формой отпраздновать достижение или день рождения!
Единственное общее требование для всех волонтеров, отдельных или в составе группы — это возраст от 18 лет. И если, например, в организации «Life Long» участие в волонтерской работе могут принимать даже подростки (при соблюдении особых требований, конечно), то организация «Youth Care» не приемлет участие волонтеров младше 18 лет ни в каких формах, даже с сопровождением родителей. На вопрос, чем вызвана такая строгость, координаторы волонтерских программ дают только один ответ — спецификой подопечных. Кстати, большинство волонтерский вакансий «Youth Care» рассчитаны на период от 6 месяцев. Если же потенциального волонтера интересует постоянное круглогодичное участие, то возрастной ценз для него повышается: в такой работе готовы принять только граждан от 21 года.
Следующий этап после заявки — обязательное посещение Volunteer Information Session, подготовительной встречи, на которой координаторы волонтерских программ рассказывают об организации, особенностях ее аудитории, волонтерских возможностях и, конечно, базовых требованиях, принципах и правилах, как этических, так и юридических.
И здесь снова принципиально важным понятием является понятие границ между волонтером и получателем услуг.
Организация выделяет четыре типа границ: физические, межличностные, терапевтические и границы собственности, и чем более волонтер включен в работу непосредственно с получателями социальных услуг, тем более обязательным и строгим является для него соблюдение этих границ.
Факт наличия границ обусловлен не только соображениями здравого смысла и этическими нормами, не только систематизированным и проанализированным опытом организации, но и юридическими нормами США. Здесь вновь большое внимание уделяется конфиденциальности подопечных «Youth Care»: как и организация, в целом, так и каждый волонтер, занятый в ее работе, берет на себя ответственность по пожизненному хранению личной информации о получателях услуг конфиденциальной. Исключения в отдельных случаях, конечно, делаются, но только по решению организации. Для волонтера таких исключений нет.
Также значительное внимание уделяется недопустимости дискриминации подопечных организации в любой, даже косвенной, форме. Это требование распространяется даже на личные вещи и одежду волонтера, потому что в рамках своего участия в работе «Youth Care» волонтер выступает, прежде всего, как часть социальной функции сбережения, а значит, никоим образом не может и не должен противоречить этой функции. Что касается других важных юридических моментов, то опять же в связи со спецификой аудитории организации все сотрудники «Youth Care» имеют юридические обязательства по информированию о любых попытках насилия, суицида и покушений их подопечных. Соответствующие требования организация распространяет и на волонтеров.
Отдельно привлекает внимание ряд правил подготовки волонтеров, описывающих специфику самопозиционирования волонтера по отношению к аудитории организации.
Как и в «Life Long», волонтеры предупреждены о неуместности выстраивания личных отношений с подопечными, будь то личные встречи вне пространства «Youth Care» или даже общение в социальных сетях, не говоря о любовных или сексуальных отношениях. Запрет на тактильный контакт («no-touch policy») — одно из правил организации.
Волонтеров здесь, даже если речь идет о выполнении неинтеллектуального труда (кухня, уборка и подобные), призывают быть профессиональными и ответственными к границам своей роли. Для них подчеркивается, что волонтер не может быть другом для подопечного (друг и волонтер — разные социальные роли!) и, тем более, ни в коем случае не может быть терапевтом, то есть не может и не должен пытаться оказывать подопечному какие-либо формы терапевтического содействия (для этого в организации работают отдельные специалисты).
Помимо таких основополагающих моментов, в рамках более узкого инструктажа для отдельных волонтерских вакансий обговариваются также требования безопасности и гигиены, а также особенностей одежды, обуви и личного ухода с точки зрения этих требований (например, закрытая обувь на невысоком каблуке и нескользкой подошве для вакансий на кухне и подобные).
Так как приготовление пищи для десятков подопечных центра «Youth Care» трижды, а в отдельных случаях и четырежды в день — огромный фронт работы для волонтеров, этому направлению работы уделяется отдельное и очень детальное внимание.
Здесь инструктаж включает даже усредненные нормы количественного и качественного показателя питания, которое готовит волонтер: какие продукты наиболее полезны, а какие популярны среди подопечной молодежи, какие продукты лучше не сочетать и не использовать, какое содержание протеинов предпочтительно, сколько кусков мяса должен получать один подопечный за один прием пищи, и так далее.
Кстати, именно потому, что работа на кухне подразумевает очень масштабный труд с привлечением многочисленных волонтеров, для координирования этого направления есть отдельный сотрудник, Meal Coordinator или координатор работы на кухне Сиана Уивер. Помимо прочего, она имеет специальное официальное разрешение на приготовление пищи (Food Handler’s Permit) на коммерческих (то есть не-домашних) кухнях, и ее обязательное присутствие на кухне в процессе работы волонтеров обеспечивает возможность заниматься этой работой людям, не имеющим подобного разрешения. Иными словами, координатор работы волонтеров личной включенностью обеспечивает удовлетворение еще одного важного юридического требования США.
После ознакомительной встречи и подтверждения волонтером намерения участвовать в работе организации «Youth Care» также осуществляет проверку биографии и оставляет за собой право отказать тому или иному кандидату.
А для более эффективного инструктажа организация также имеет «Инструкции волонтера», отдельные для различных вакансий документы объемом 10–15 страниц в зависимости от необходимой детализации. Для того, чтобы непосредственно приступить к работе, необходимо также подписать соглашение волонтера. Особенно эти требования важны, когда речь идет о круглогодичном волонтерстве.
Как видно из приведенного выше опыта подготовки волонтеров «Youth Care», роль волонтера в этой организации наделена высокой степенью социальной значимости и ответственности. В этой связи интересно также обратить внимание на наличие особых возможностей личного участия в работе организации, которые, однако, не подразумевают столь высокой степени включенности, а значит и ответственности.
Это, например, роль так называемого Driver Host — человека, который берет на себя обязанности по организации сбора натуральной помощи (одежды, средств гигиены, техники, мебели и т. п.). Это работа на границе благотворительности и волонтерства: с одной стороны, речь идет о материальной поддержке, но с другой, заинтересованный человек берет на себя дополнительную организационную нагрузку (выбрать целевую аудиторию, организовать сбор, обеспечить пункты приема или другие инструменты, например, список нужд / «wish list» на Amazon.com), функцию информирования и просвещения (этот смысл особенно подчеркивается организацией как очень важный), а также транспортную помощь (доставить собранную помощь в офис или в центр «Youth Care»). Инструктаж для организатора сбора натуральной помощи включает гораздо меньше юридических, психологических нюансов, а также нюансов самопозиционирования, как и гораздо меньше фактических требований к работе, зато предлагает максимально подробное описание возможностей — вплоть до вариантов формулировок постов, поддерживающих «Youth Care» в социальных сетях.
Важно, что и в рамках такой работы, и в рамках волонтерского участия непосредственно в офисе / центре «Youth Care» организация призывает волонтеров оставаться креативными и подходить к решению своих задач творчески, а также предлагает всяческую помощь в этом. И необходимость оставаться в четко очерченных границах социальной роли волонтера не становится в этом противоречием.