Создание благотворительного сайта: с чего начать? Опыт эксперта Даниловцев
Какая первая мысль должна возникнуть у заказчика, который хочет создать себе сайт?
Самый первый этап – подготовиться внутри себя. Заказчик внутри себя должен сформировать ясное представление о том, что он хочет, для кого он это делает, куда он идет. Для этого мы должны ответить на несколько вопросов:
- Цель. Т.е., чего мы хотим достичь при помощи благотворительного сайта. Например, если мы создаем сайт для школы волонтерских технологий, то очевидно, что ключевым моментом создания благотворительного сайта будет цель донесения информации до широкой и заинтересованной аудитории о нашей деятельности. Целей может быть очень много и они могут быть разные. Но цель всегда очень важна, она всегда лежит вне нашего сайта, она должна быть связана с внешним миром.
- Задача. После того, как мы обозначим цель, мы должны определиться с задачами. Допустим, если у нас цель донесения о нашей деятельности широкой и заинтересованной аудитории, то задачи, которые мы с вами будем выполнять, это – служить хранилищем статей о нашей деятельности, о деятельности волонтеров, служить источником информации о мероприятиях, которые проводятся в нашем учебном центре, и т.д.
Задачи обязательно жестко следуют из цели. Если целей несколько, то каждая цель будет привязана к своим задачам.
- Целевая аудитория. Мы должны описать всех людей, которым будет интересна вся деятельность нашего благотворительного сайта. При этом мы пока что не берем подробное описание. Мы просто их делим на группы. Например, кому может быть полезен сайт школы волонтерских технологий? Во-первых, он может быть полезен людям, которые интересуются волонтерской тематикой и хотят получить что-то новое. Во-вторых, это может быть интересно экспертам, которые хотят внести свой вклад в волонтерское движение и поучаствовать как-то в проекте. В-третьих, журналистам, которые пишут на волонтерскую тему и не знают, к кому обратиться, потому что волонтерский мир для них не знаком и очень обширен, и статусная экспертная организация у нас есть только одна.
- Задачи целевой аудитории. Надо помнить, что и у целевой аудитории есть свои цели и свои задачи, которые она хочет выполнить на сайте. И мы их тоже должны прописать, потому что это будет полезно и нам, и им. Таким образом, мы подробно расписываем задачи благотворительного сайта с двух сторон. С одной стороны, чем сайт будет полезным конкретно для нас, для чего же мы все-таки этим занимаемся. С другой стороны, что от нас получит пользователь. Дальше, говоря о благотворительном сайте, мы будем выделять две стороны: с одной стороны мы, разработчики, а с другой стороны – пользователи. И ни одну из этих сторон нельзя игнорировать, потому что если мы забудем, зачем мы делаем сайт, и ограничимся пользователями, то естественно, не выполним свои задачи. Если мы забудем про пользователей, то получится достаточно частый случай – вроде бы благотворительный сайт создан, вроде бы он набит какой-то информацией, а оно никому не нужно. Он так себе и будет лежать десятилетиями, чахнуть медленно и потом угаснет.
- Пользовательский сценарий. Мы должны обязательно сформулировать в голове, что пользователь будет делать, чтобы достичь своей цели. Это называется пользовательский сценарий. Т.е., например, пользователь хочет записаться на какие-то курсы. Скорее всего, он зайдет куда-нибудь в календарь. Скорее всего он попадет на описание какого-то мероприятия. И из задач у нас сами собой абстрактно рождаются сценарии.
- Составные части сайта. В принципе, всего вышеперечисленного уже достаточно для того, чтобы мы приступили к разработке благотворительного сайта. Но если позволяет и фантазия, и ситуация, и идея, то можно от сценариев еще пойти чуть дальше и описать составные части сайта. Тут мы перечисляем, что на сайте будет. Например, календарь мероприятий, деятельность школы волонтерских технологий, статьи, перечень экспертов, которые будут писать статьи для нашего сайта и т.д. На этом можно считать, что мы подготовились в полной мере к работе над будущим сайтом.
После этого наступает следующий момент – как оформить то, что мы собрали при подготовке. Всегда появляется искушение, если речь идет о создании какого-то технического продукта, оформить свои требования сухим техническим структурированным языком, чтобы сайт выглядел солидно. Это необязательно делать. Лучший клиент не тот, который изъясняет свои мысли техническим языком, а тот свои мысли может выразить просто и точно. И если вы максимально точно можете выразить свои мысли простым человеческим языком (мне нужен сайт, на который будут заходить такие-то люди за такой-то информацией) – то это есть хорошо. Не надо углубляться в какие-то технические термины, документы, это никому не нужно и не интересно. Единственное, что от вас нужно, это кристальное понимание того, за чем вы приходите.
Выбор
На втором этапе у нас должен быть выбор. Выбор того, кто будет осуществлять нам работу. Какие вообще у нас есть возможности? У нас есть много путей, и первое для его решения возникает с «кто будет разрабатывать нам сайт»? Вариантов два: или мы берем внутреннего специалиста, или мы обращаемся к какому-то внешнему специалисту. Внутреннего специалиста мы, например, берем в штат или просто по дружбе приглашаем к нам работать, он наиболее эффективен по внутренней коммуникации, потому что с нами работает наш человек, мы с ним всегда можем договориться, всегда можем понять, что ему надо и что он хочет от нас получить и сможем на пальцах ему объяснить, что надо нам.
Но минусы в этом подходе следующие: этого внутреннего специалиста нужно как-нибудь замотивировать. Замотивировать его в денежном плане или же в другом нематериальном плане, если он наш хороший друг. В этом случае он должен быть суперграмотным человеком и подсказывать вам, что дальше надо делать, или же он отвалится. А в денежном варианте, скажем, если мы говорим о сайтах НКО, наверно, за деньги человека держать не очень эффективно, потому что зарплаты специалистов, которые занимаются интернетом, составляют по Москве 45-50 тысяч рублей, и понятно, что в течение года это будет не самое выгодное вложение для человека, который будет заниматься этим. И самый важный момент, что этого внутреннего специалиста, к сожалению, нанимать должны будем мы. И чтобы оценить, что мы берем действительно грамотного специалиста, да еще и за деньги, в это нужно вложить очень много труда и это может обернуться довольно-таки неприятными последствиями. Но такой вариант есть.
Самый распространенный вариант, когда люди хотят разработать себе благотворительный сайт, это найти внешнего специалиста. Внешними специалистами могут выступать две группы лиц: фрилансеры и студии. Фрилансеры – это специалисты, которые нанимаются чисто на проектную работу, им платят зафиксированную сумму денег, это обычно гордые одиночки, которые выполняют свою работу, забирают деньги и уходят.
В работе с ними есть и плюсы, и минусы, но с ними связаны еще большие проблемы. Плюс в том, что они стоят относительно дешево, т.е. можно найти какого-то студента, который может взять какой-то шаблон готового сайта и сделает вам по нему благотворительный сайт, скажем, за 30 тысяч рублей. Но при этом будет совершенно непредсказуемое качество. Но самый большой минус фрилансеров в том, что 95 процентов из них по моему опыту крайне ненадежно относятся к своим обязанностям. Они могут пропасть на несколько месяцев, они до последнего момента могут говорить вам да, что сделают это, что делают уже, что скоро отправят уже готовый вариант, а потом скажут, что у них сломался компьютер. Они могут придумывать самые детские отмазки. И его вообще никак не привлечешь к ответственности, потому что он фрилансер, он неизвестно кто и где сидит.
Более надежный способ – обратиться к студиям, поскольку если выбирать надежную хорошую студию с хорошим именем, то ради этого можно обращаться в рейтинги, которые публикуются в интернете и где сводится ТОП-100 качественно работающих студий. Но и тут есть свои минусы. Если услуги фрилансеров дешевые, то у студии они дорогие. Все они работают в разных ценовых сегментах, но они берут дороже частников.
Но в случае с НКО это немножко проще, потому что если выйти на чисто человеческий контакт со студией и объяснить, что у вас некоммерческая организация и у вас не очень много денег, но хочется запустить проект и нормально описать этот проект, то студия за совсем символическую плату или даже бесплатно может взяться за эту работу. Может быть просто потому, что генеральный директор этой студии хочет поучаствовать в благотворительности. Такое бывает. Потому что если вы НКО, то не бойтесь говорить, что вы НКО и тогда, возможно, вам пойдут на встречу.
И, конечно же, студии студиям рознь. Студии тоже бывают разного качества. Если ы подбираете студии для разработки своего проекта, то вы берете этот рейтинг топ-100 студий, отбрасываете где-то 10-20 из верхушки, потому что это явно компании, которые следят за своим имиджем и искусственно завышают цену. Также отбрасываете где-то 20-30 компаний снизу, потому что это, как правило, не очень понятные студии с низкопробным качеством. Те, кто находятся в середке, работают более или менее стабильно.
Выйдя с ними на контакт, можно отправлять им наши требования, цели и задачи, которые мы разработали на этапе подготовки. Также важно им отправить имеющуюся бюджетную разработку. Здесь мы подходим к довольно сложному моменту, к вопросу, сколько вообще стоит разработка сайта. Тут однозначного ответа нет, вы получите примерно такой ответ вопросом: а сколько стоит автомобиль? Автомобиль может стоить абсолютно по-разному, и это зависит даже в первую очередь не от задачи (потому что все без исключения автомобили ездят, точно так же все сайты что-то показывают), но от имеющихся бюджетов и готовности эти бюджеты потратить. Если вы сразу же обозначите, что у вас есть, к примеру, 100 тысяч рублей на разработку благотворительного сайта, то компания сможет вас сориентировать, что они могут предложить вам в это ценовом диапазоне и в рамках ваших задач.
Неспроста я в начале говорил, что не надо придумывать решения. Мы приходим к разработчикам с задачами и спрашиваем, какое решение для нас есть у них. Скорее всего, нормальная компания это решение вам придумает, и оно действительно будет выполнять ваши задачи.
На что следует вообще обращать внимание, общаясь во студией? Самый важный момент, который следует у них разглядеть, это заинтересованность в вашем изначальном документе. Когда вы с ними встретитесь, очень важно следить за тем, чтобы они реально дотошно вгрызались в ваш документ, еще раз заставили вас проговорить с ними все ваши цели, задачи, целевую аудиторию. Потому что очень важно, чтобы разработчик не какую-то там типовую цену выставляет, а старается въехать в тему.
Кроме того, есть еще один момент. Когда вы приходите с некими бюджетами и задачами, опасайтесь, когда разработчик с порога будет вам говорить, что ваш проект будет стоить, к примеру, 50 тысяч рублей, вносите аванс, и мы вам его сделаем. Правильный разработчик никогда так не скажет. Скорее всего, он скажет: да, ваш сайт будет стоить от 50 до 100 тысяч рублей, но мы пока точно не можем сказать, потому что нам нужно конкретизировать требования.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ