Волонтеры XXI века
О волонтерах с другой стороны земного шара: заметки по итогам российско-американского обмена опытом подготовки волонтеров.
Материал публикуется по книге “ВОЛОНТЕРСТВО: прошлое, настоящее, будущее”. Автор-составитель А. Бабичева. Полный текст книги ЗДЕСЬ
В предыдущих частях своих путевых заметок я подробно рассказывала об опыте принимающей стороны, однако моя поездка, да и весь проект, носят характер обмена опытом. А значит, остается вопрос, а как же российский опыт? Если опыт США для нас — что-то вроде будущего для волонтерства, то чем является опыт России для американского общества?
Каждой принимающей организации я презентовала работу волонтеров и работу в отношении волонтеров в России на примере общественной организации «Домик детства». Помимо общей презентации, освещающей «Домик детства» как срез волонтерских практик в цифрах, формах и содержании работы, для каждой американской организации я готовила отдельную презентацию нашей работы на примере соответствующего их специфике фрагмента аудитории или конкретной формы деятельности.
То есть для «LifeLong» и «AllianceofPeoplewithdisAbilities» я осветила работу волонтеров в отношении людей с серьезными заболеваниями и людей с ограниченными возможностями здоровья соответственно — в обоих случаях в форме кейсов. Для «YouthCare» проиллюстировала работу с молодежью на примере Центра постинтернатного сопровождения. Для «MindsMatter» описала наш опыт развивающей работы, а для «MirrorStage» — опыт включения метода арт-терапии.
Уже в самой этой идее (подготовить для каждой организации отдельный обзор фрагмента опыта, соответствующего ее специализации) кроется первое и, возможно, принципиальное отличие: волонтерство в США очень конкретно и специально, даже профессионально; волонтеры в России занимаются всем и сразу, и такое положение дел, к сожалению, детерминировано состоянием общества, а не является вопросом пожелания. Конечно, американские коллеги не могли не обратить внимание на эту особенность. Ведь даже в рамках одного фрагмента работы масштаб деятельности российских волонтеров оказывался куда более широкий.
«Ваша команда оказывает помощь более широкому кругу лиц, чем мы. Мы работаем только с учениками средней школы, у которых очень хорошие оценки» — делится своими впечатлениями Энн Рабин, организация «MindsMatter».
Но отличия в масштабе работы — не единственное и, наверное, далеко не самое разительное. Куда более ярким получается сопоставление финансирования общественных организаций, отвечающих, в том числе, за обеспечение волонтерской деятельности. Бюджет «Домика детства» за 2015 год составил порядка 800 000 рублей, то есть порядка 12 тысяч долларов. Это много или мало? Понять, рассуждая абстрактно, довольно сложно. Но вот лишь некоторые цифры для наглядного сопоставления. Благотворительное мероприятие GiveBIG организации «Фонд Сиэтла» в 2016 году принесло в копилку «YouthCare» 55 000 долларов. А 31ый ежегодныйланчеон (благотворительное мероприятие, сочетающее формы и функции светского ужина / ланча и аукциона) — 717 000 долларов. Это только два отдельных взятых мероприятия в рамках регулярной работы.
В годовом отчете организации «LifeLong», который я получила на подготовительной сессии вместе с другими волонтерами, указано, что в год, помимо (!) местного финансирования и поддержки правительства, организация привлекла 1 745 154 доллара благодаря благотворительным мероприятиям, частным пожертвованиям и поддержке фондов. Конечно, мы говорим о крупных общественных организациях, осуществляющих свою работу в течение многих лет, имеющих стабильную репутацию и значительный масштаб работы. Но и при относительно релевантном сравнении — в России даже у крупных благотворительных фондов годовой бюджет не превышает 1 миллиона долларов. Общественные же организации остаются явлением исключительно немонетизированным, чему яркий пример — годовой бюджет «Домика детства».
Еще одно удивляющее сравнение, с которым приходится столкнуться американским коллегам, — общая обстановка волонтерской работы в России, которую я неминуемо затрагиваю в попытке объяснить, чем вызвана та или иная из описанных особенностей «Домика детства». Приняв активное участие в моей презентации и дискуссии после нее, молодой сотрудник организации «AllianceofPeoplewithdisAbilities» Шон Бикли делится со мной своими ответными мыслями.
«Я родом из Австралии, — говорит Шон, — а живу в США. Австралия занимает первое, а США — второе место в индексе благотворительности CAF. Вы упомянули, что Россия занимает 129ое. Я и не подозревал, что такое возможно, что где-то волонтерство может не быть социальной нормой».
Да, уточняют мои коллеги, в США, конечно, тоже бывает по-разному: от штата к штату состояние дел может меняться. Но, в любом случае, никому не нужно объяснять, что такое волонтерство, и почему оно важно. Люди открыты, они доверяют, они готовы объединяться. А еще, бесспорно, волонтерство, как и общественный сектор, в целом, однозначно поддерживается властью. И в справедливости этих слов я смогла убедиться лично, посетив Истсайдский форум социальных услуг.
При должном признании значимости и масштаба деятельности волонтеров в России, мои американские коллеги испытывают все же… недоумение, которое либо формулируется прямо, либо вуалируется за вежливыми уточнениями о том, что реалии наших стран, видимо, существенно отличаются. Обоюдное впечатление непосредственно от обмена опытом максимально точно и прямо выражают коллеги из APD: принципиально важным становится вопрос, каковы же, в принципе, точки соприкосновения опыта двух стран? Чем США и Россия могут быть полезны друг другу? Ведь создается впечатление, что это не просто две стороны одной планеты; кажется, что речь идет о двух разных планетах, общим для которых является разве что сам факт наличия социальной проблематики, но не формы, методы или инструменты работы. Как и не общая обстановка, фон работы, принципиальные различия в котором делают попытку транслирования опыта двух стран друг другу будто бы обреченной на неудачу.
«Ваш визит к нам был чудесным и очень информативным. Надеюсь, Вы узнали что-то новое. Я точно узнал, и многое о том, как обстоят дела в России. Честно говоря, в результате я удручен; как же мы можем быть полезны друг другу?..» — такова реакция Стива Льюиса.
И для такого промежуточного пессимизма, кажется, есть все основания. Но не забудем упомянуть и непосредственный предмет моего изучения: систему подготовки волонтеров двух стран.
Когда я транслирую опыт социально-ориентированных волонтерских организаций США в вопросе подготовки волонтеров, мои коллеги из России испытывают если и понимающее, но все же сильное удивление. Особенно, когда я описываю глубоко систематизированный подход крупных организаций вроде «YouthCare» или «LifeLong». Четкий график ознакомительных встреч, специально разработанные информационные материалы, расписания смен работы, специальное программное обеспечение, максимально четкие и узкие роли, максимально однозначные рекомендации, а где-то и вовсе требования для соответствия этим ролям. Все это ощутимо диссонирует с преимущественно интуитивным волонтерством, которое мы имеем в современной России. По крайней мере, в провинции. Оправданность подобного подхода США, впрочем, вполне понятна. Волонтерство — традиционный социальный институт для этого общества, а значит, как и любой другой традиционный социальный институт, он упорядочен, систематизирован, проанализирован, тиражирован.
Кстати, о тиражах. Целый пласт специальной литературы о волонтерстве существует в США. Это во всех смыслах полноценные издания — достаточно дорогие (стоимость в среднем от 20 до 60 долларов), качественные, эстетически привлекательные, насыщенные по смыслу, профессиональные и, что важнее всего, актуальные запросам общества. В них можно узнать обо всех аспектах волонтерства: от общих («привлечение, подготовка, организация работы, а иногда и увольнение волонтеров», как гласит краткая аннотация одной из книг) до специальных, например, особенности работы с фандрайзинговыми волонтерами. Эти издания освещают вопросы исторической перспективы волонтерства в США; особенности мотивации волонтеров и прочие более глубинные вопросы понимания этого явления. (Попробуйте найти что-то подобное в России — Вам это едва ли удастся. Отдельные разрозненные и, как правило, низкотиражные издания благотворительных фондов и реже общественных организаций, отдельные университетские исследования социальных наук и… пожалуй, всё).
Впрочем, особенно среди американской литературы о волонтерстве выделяются издания, посвященные, так называемым «волонтерам 21 века» [8], «новому поколению волонтеров», «волонтерам сегодняшнего дня». [10] Эти книги рассказывают о том, что американское волонтерство последних лет значительно изменилось. Изменились сами волонтеры, изменились их мотивы и потребности, а значит, неминуемы и, более того, необходимы изменения в понимании системы работы с ними. Заинтригованная, я принимаюсь за чтение этих книг и вдруг постепенно понимаю, что удивительным образом новый образ американского волонтера 21го века, к которому, по мнению авторов, следует адаптировать традиционную волонтерскую систему США, для меня узнаваем. Это во многом портрет, а также потребности и мотивация волонтера современной России!
Мы все по природе своей эгоисты, напоминают авторы книги «The New Breed, 2nd Edition: Understanding and Equipping the 21st Century Volunteer».Человек создан как существо, заинтересованное, прежде всего, в собственных интересах. Соответственно, волонтеры — люди, которые действуют скорее против природы. И здесь кроется основа ощущения перемены угла зрения на волонтерство, потребность в некой позитивной перспективе. Волонтерство — это не о том, как сложно привлечь людей, но о том, какие возможности дают обществу те, кто уже привлечены волонтерством. И задача организаторов волонтерской активности видится авторам не в том, что бы «отговорить людей быть плохими» (то есть эгоистами), но в том, что бы «лучше организовать возможности делать хорошее». Волонтерство — не о «важности делать что-то свободно» (= по собственному желанию, то есть бесплатно, от англ. «forfree»), но о «свободе делать что-то важное» [10; XII].
Традиционной для США строгости организации и систематизированности волонтерского труда авторы книги «VolunteerEngagement 2.0 – IdeasandInsightsChangingtheWorld» противопоставляют свои «правила». Например, «волонтерское участие это всегда процесс, а не результат». То есть участие волонтеров оценивается не эффективностью, скоростью или степенью облегчения некоего рабочего процесса. Важны те идеи, тот опыт, которые приносят волонтеры вместе с собой, и которые способны привести к лучшим результатам. Участие волонтеров меняет самих волонтеров, организацию и общество каждый день и в долгосрочной перспективе. Вот почему, собственно, «волонтеры привносят за общий стол свои идеи, и это отлично». А, следовательно, организатор волонтерской активности всегда должен «быть готовым к тому, что все пойдет не так».
Конечно, нужно иметь план, нужно видеть цель, которую хочешь достичь. Но также нужно быть готовым к тому, что процесс может начать развиваться по иному сценарию. Этого потребуют волонтеры и их идеи. Еще одно правило: «знакомься со своими волонтерами лично, чтобы иметь возможность отблагодарить их». Настоящее уважение означает знать человека так хорошо, что бы понимать его потребности и мотивы. Тогда признание может иметь именно ту форму, которая ему нужна. Важен индивидуальный подход, а не потоковость.
Почему так? Потому что волонтер 21го века, по мнению авторов, имеет специфический социальный портрет: он дитя существенных социальных перемен, от изменения образа семьи до иных коммуникативных привычек. Такой волонтер не приемлет жестких рамок, потому что он более занятой, но и гораздо более мобильный, и для него важно сохранять это качество и в рамках роли волонтера. Такой волонтер предпочитает конечные проекты и локальные задачи постоянному длительному и довольно монотонному участию. Такому волонтеру не интересна обезличенная работа, он хочет делиться личным опытом, своими навыками — тем, что умеет, и от чего получает удовольствие. И самое, пожалуй, важное: волонтер нового столетия не удовлетворен просто вкладом в социальное благополучие, в некую абстрактную идею. Быть сопричастным — недостаточно. У волонтера сегодня иной мотив: знать, что его участие, действительно, способно привести к благоприятным переменам.
«VolunteersMakeaDifference» — это, пожалуй, одна из основных, если не основная идея волонтерства в США. Я встречаю ее там и тут, особенно в рамках мотивации волонтеров. Понимание принципа«VolunteersMakeaDifference» основано на игре слов — на использовании многозначного фразеологизма. С одной стороны, это значит «волонтеры имеют значение», то есть не могут остаться незамеченными, не могут не вызывать реакцию. С другой стороны, это значит «волонтеры меняют дело», то есть именно в связи с участием волонтеров происходят перемены. Волонтеры — те, кто заставляют ход вещей меняться. Наконец, это значит «волонтеры положительно влияют», то есть делают не просто дело, но доброе, хорошее дело — они способствуют благу.
Во всем этом анализе целиком и в каждой его части я хорошо узнаю те самые принципиальные моменты, которые мы уже сегодня учитываем в работе организации «Домик детства», на которых строим эту работу. И вновь это не вопрос выбора, это детерминировано ситуацией в обществе.
«Действуй так, будто то, чем ты занимаешься, имеет значение / меняет ход вещей. Потому что это, действительно, так» — этой цитатой американского философа и психолога Уильяма Джеймса авторы начинают свой рассказ о новом поколении волонтеров.
И в ней я слышу эхо тех самых установок, которые лично стараюсь давать каждому начинающему волонтеру на протяжении лет своей работы.
Могло ли так случиться, что Россия, пропустившая этап анализа, упорядочивания и систематизации социального волонтерства, сразу получила «новое поколение волонтеров», о котором в США говорят как о важной социальной перемене, о грядущем будущем? И чей же опыт, если такое могло случиться, является опытом будущего в рамках этого диалога культур и обществ? Думаю, на эти вопросы нам еще предстоит искать ответ; как моему проекту «Подготовка волонтеров как основа социально ориентированного волонтерства», так и, в целом, работе по подготовке волонтеров еще очень многое предстоит впереди.
И недаром Джим Мэк, участник организации «AllianceofPeoplewithdisAbilities», резюмировал наше знакомство так:
«Так здорово было познакомиться с другом из России, услышать ее истории. Когда просыпаешься утром, никогда не знаешь, что новый день приберег для тебя, какую встречу приготовил».