Лесопосадки: рабочая группа и сухой закон. Советы эксперта
Опыт создания рабочей группы и принятия “сухого закона” в лагере лесопосадок. Рассказывает общественный деятель, журналист Анна Баскакова.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Создание рабочей групп – это звучит очень важно и очень страшно и, когда люди, которые никогда не имели дела с добровольчеством, слышат, тем более, создавать какую-то там рабочую группу, они обычно очень пугаются. На самом деле, всё не так страшно.
Вообще, большинство известных мне больших фондов, больших организаций и постоянно действующих мероприятий начинали с разовых акций.
Вот, например, однажды несколько мамочек решили, что что-то неправильное происходит в России с кровью, потому что не хватает крови для детей в больницах, и вот в итоге сейчас существует огромный фонд “Подари жизнь”, громадная программа Доноры детям.
Или, например, девушки побывали в целью сбора фольклора в доме престарелых, они совершенно не собирались делать какую-то громадную программу или фонд, но получился фонд “Старость в радость”.
Поэтому я бы советовала не задумываться сразу о создании рабочей группы, строить планы на двадцать лет вперёд, прописывать финансы, что у вас там будет через двадцать лет, а просто один раз поехать и что-то сделать.
В конце концов, во время этого мероприятия вы уже поймёте, что у вас происходит, кто может руководить, кто хочет руководить. Я понимаю, что звучит очень страшно, работать с бухты-барахты, но я, правда, советую не строить наполеоновские планы, начинать с малого. Просто соберитесь и сделайте что-то одно небольшое.
Я могу рассказать, как устроена наша рабочая группа, она с годами выкристаллизовалась, наш проект существует с 2011 года, он на самом деле родился из другого стихийного проекта, когда добровольцы просто поехали тушить лес в 2010 году. Когда мы его тушили, мы задумались, что хорошо бы этот лес потом посадить, потому что это было очень страшно, там горели деревья, горели прекрасные рябины с крупными кистями, было очень жалко, и в следующем году мы туда приехали, чтобы этот лес посадить заново. Для меня то, что я руковожу этим проектом, стало некоторой неожиданностью, мне просто позвонили и сказали, что вот завтра нужно тридцать добровольцев, мы уже обо всём договорились.
Я, если честно, была в ужасе, но я позвонила своим ближайшим друзьям, они стали мне помогать, звонить в свою очередь по своим, как-то так образовалась наша рабочая группа, которая с тех пор существует. Можно назвать её и так, но скорее это союз друзей и у нас нет как таковой администрации, мы никогда не заставляем добровольцев ничего делать, если люди приехали и хотят весь день сидеть у костра, пожалуйста, пусть сидят, если хотят люди не прийти к завтраку, пожалуйста, это их полное право.
Они добровольцы, и нельзя добровольцев заставлять что-либо делать, на мой взгляд. Но просто это настолько мотивированные люди, что у меня другая проблема, их невозможно выгнать с поля, потому что уже темнеет и очень важно следить, чтобы нормально была корневая система заглублена, чтобы ничего не торчало и говоришь «Люди идите в лагерь, там у нас начинаются лекции, ужин», люди говорят «мы фонариком подсвечиваем, всё нормально».
Я, честно говоря, не припомню случая какого-то серьёзного нарушения дисциплины у нас в лагере, но правда по прошествии нескольких лет мы ввели сухой закон, потому что сначала, когда мы были просто компания друзей, то я ничего страшного не видела, собрались вечером, выпили сухого вина у костра, поели, все прекрасно.
Когда группа стала разрастаться, и стали приезжать разные люди, в том числе незнакомые, оказалось что гораздо проще просто запретить спиртное и избежать вообще каких-либо инцидентов с этим связанных. Потому что всегда может получится ситуация, что часть людей сажают, часть людей пьёт у костра, это не сильно хорошо, это расхолаживает других и, когда мы решили и сказали, что со следующего года у нас будет безалкогольный лагерь, то часть людей обиделась, и сказала, что к вам никто не приедет раз так. Но оказалось что, наоборот, оказалось, что мероприятие оказалось семейное, что к нам очень охотно теперь приезжают люди с детьми и женщины, когда читают, что мероприятие безалкогольное, с удовольствием туда везут своих мужей, потому что они спокойны.
Таким образом, на мой взгляд, проект только улучшился и, на самом деле, все мои знакомые, которые либо сажают лес, либо делают какие-то такие другие активности они все, в конце концов, приходят к выводу, что должен быть всё-таки безалкогольный лагерь. Ничего страшного в этом нет, несколько дней потерпеть вполне можно.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.