Школа социального волонтерстваШкола социального волонтерства
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером

Видео

  • Главная
  • Блог
  • Видео
  • Управление волонтёрской группой

Управление волонтёрской группой

  • Разделы Видео, Координатору волонтерской группы, Организация волонтерства «Даниловцами»
  • Дата 1 ноября, 2017

Управление волонтерской группой

Зачем управлять волонтерской группой?

Зачем вообще управлять волонтерами?  Они же приходят сами, движимые какими-то желаниями, внутренним горением что-то делать. Тут все очень просто – есть нуждающиеся, есть помощники. Отдай лопату в руки и пусть помогает. Так чем и зачем тут управлять? Для ответа на этот вопрос я выделил три основных тезисов:

– Сохранять единство группы и цели;

– Задавать вектор движения;

– Выполнять непосредственные задачи;

Тут надо проработать, как распределять всю эту нагрузку между координаторами и всему другими.

Чем группа отличается от команды?

Группа – это совокупность лиц, объединенных общностью интересов, взглядов, общей профессией, деятельностью.

Команда – это группа лиц, составляющих чье-либо окружение и действующих согласованно.

Волонтерская ГРУППА более эффективна, если работает КОМАНДА.

Для вашей группы или команды нет правильного ответа, какой она должна быть – группой или командой. Волонтерская организация на 70-80% состоит из групп. Т.е. они приходят регулярно, например, раз в неделю, что-то делают, играют с детьми, им этого достаточно на этом участке жизни. Для них это благо и дальше они никуда не хотят идти. В этом смысле это группа, где один человек – координатор просто координирует поток людей. Но в тот  момент, когда возникает некая задача, цель (спасти людей во время пожара, распределить одежду в кризисной ситуации, накормить бездомных, отремонтировать квартиру кому-то), группа становится командой. Т.е. вы сами должны для себя решить, какая именно у вас будет волонтерская группа. Если вы хотите работать эффективно и достигать какие-то цели, то нужно строить команду.

Но тут надо учитывать, что даже в самой сплоченной команде будут более и менее активные волонтеры. Ведь когда людей много, они стратифицируются в актив и хвост. Это зависит от того, как энергия закрутится в группе, есть ли в группе цель и лидер, который ведет ее к этой самой цели некими шагами.

Место координатора в организации

Тут можно выделить несколько организационных схем. Кто где находится, кто с кем связан и т.д.

Классическая схема, пирамидальная – это руководитель, координатор, волонтер. Координатор здесь среднее звено, человек, который находится в центре от руководителя, но над волонтерами и распределяет ресурсы, полномочия и т.д. Сверху вниз идут команды, снизу вверх идут отчеты, горизонтально идет согласование действий между координаторами и т.д.

Есть и другая схема, перевернутая – волонтер, координатор, руководитель. Какая между ними разница и что меняется в деятельности руководителя в этой схеме? Какая схема устойчивее?

В первой схеме руководитель – это некий центр, мозг, у него в голове есть некие задачи, они эти задачи разбивает на части и распределяет их между координаторами. Координаторы в свою очередь распределяют эти задачи между волонтерами. Получается классическая управленческая схема.

Во второй же схеме руководитель – это помощник для координатора в его работе. А координатор в свою очередь помощник для волонтера.

Есть еще одна, третья схема, где руководитель как некое солнце, в центре, а вокруг него координаторы, а вокруг них группа волонтеров.

Я не говорю, что из этих схем одна лучше другой. Нужно самому поразмыслить и выбрать для себя более оптимальную. В нашем движении, например, мы на руководителей и координаторов смотрим как на помощников, подсказчиков. Хотя, конечно, иногда возникают кризисные и форс-мажорные ситуации, когда руководители и координаторы вступают в некую руководящую роль. Т.е., бывают случаи, когда у нас схема сходиться в «три в одно».Все зависит от ситуаций.

Но следует учитывать, что схема – это не что-то жесткое и обязательное. В волонтерском движении все достаточно гибкое, потому что если мы, например, говорим о военной организации, или о бизнес-организации, где все держится на приказе, задачах и восполнении за это деньгами, и схема работы у них достаточно жесткая, то в волонтерское движение приходят люди, которых деньгами не особо то и мотивируешь, то тут деятельность достаточно гибкая.

Хороший эффективный координатор – это, в первую очередь, лидер своей группы. Но лидерство не зависит от места, которое вы занимаете, это ваша внутренняя сила. И волонтер может быть лидером точно так же, как координатор и руководитель. Иногда возникают интересные такие несостыковки, когда есть у группы координатор, но лидер в ней волонтер. Но есть группы, где каждый координатор равносилен руководителю.

Роль координатора в управлении волонтерской группой

Существует два типа координаторов, и у каждого из них есть свои роли и задачи.

  1. Управляющий ресурсными потоками:

Вообще, координаторство держится на четырех основных пунктах, четырех типах ресурсных потоков:

– Люди(волонтеры)

– Материальные ресурсы(подарки, деньги, чай, кофе и т.д.)

– Знания и опыт(которыми старшие должны делиться с младшими)

– Связи (с учреждениями, с государственными органами, между собой, с различными группами).

Когда волонтер хочет стать координатором группы, то первое, что ему необходимо сделать – это освоить управление ресурсными потоками.

  1. Лидер группы:

– Личный пример (харизма, умение вести за собой, искра во взгляде). Тут масса личных качеств, которые позволяют человеку стать лидером. С функциональной точки зрения, обладая всеми этими качествами, человек может вдохновлять своим личным примером остальных членов группы.

– Направление развития. Видеть цели и направлять группу к их достижению.

– Формирование сообщества. Если у нас есть 10-20 человек, то их нужно как-то друг с другом соединять. Организовывать неформальные встречи, общение, чаепития. В конце концов, многие люди приходят в волонтерство, потому что им не хватает общения. И они находят там друзей, иногда даже спутников жизни. Т.е. помимо социальной работы в волонтерстве необходимо пространство общения.

– Стимулирование идей. У разных людей разные идеи. Если координатор приходит с определенными идеями и пытается заразить ими группу – это хорошо, если он действительно заражает ими. Но также важно узнать у других, что они думают, позволить им воплотить свои собственные идеи.

– Утверждение и контроль за соблюдением правил. Любая деятельность, связанная с волонтерством, она, так или иначе, регламентируется. Тут есть целый свод правил. Например, если вы ходите к детям, то можно делать одно, но никак не второе. Если к больным людям, то совершенно другие правила. И это все нужно рассказывать волонтерам, следить за их выполнением.

– Развитие и мотивация людей. Попытаться показать людям, куда можно двигаться, как создавать свои какие-то управления.

Функции управления

С чего вы начинаете, когда задумываетесь о том, чтобы что-то сделать? У любого дела есть пять функций управления:

Планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

Умное целеполагание

В 50-х голов прошлого века очень умный дядя придумал, что ставить цели лучше всего отвечая на конкретные вопросы. Он сказал, что должны быть пять вопросов, все эту идею подхватили и она стала важной в управленческом мире.

Цель – ответы на вопросы

Конкретная                                         Кто? Что? Где? Как? Почему?

Измеримая                                         Сколько? Критерии достижения?

Достижимая                                        Можно ил и как достичь?

Соотносимая                                       Как соотносится с другими задачами?

Ограниченная по времени              Когда?

Делегирование

Речь идет о передаче собственных задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за их реализацию.

Это проблема для многих координаторов, в свое время мы тоже столкнулись с этим в Даниловцах.

Т.е., как координатору разделить весь это груз ответственности и полномочий с другими людьми, чтобы не рухнуть под их тяжестью. Это, оказывается, очень сложная задача. Иногда координатор не доверяет кое-какие поручения волонтерам, или ему по каким-то причинам проще все делать самому, что в конечном итоге мешает и ему и команде в решении дел сообща, одним организмом.

Какие сложности возникают у координатора

– Избегание делегирования

– Свалить лишнюю, неинтересную работу

– Сбросить с себя ответственность без передачи полномочий

– Отсутствие соответствующего человека

– Отсутствие планирования и целеполагания

– Неверное распределение обязанностей

– Неработающая система мотиваций

– Излишний или несистематический контроль.

Какие сложности возникают у волонтера

– Делегирование обратно. Это завуалированный отказ. Волонтер может сказать координатору, что у него лучше получается решение этой проблемы. Отказ иногда может быть обоснованным.

– Избегание ответственности. Это примерно то же самое, как делегирование обратно.

– Отсутствие полномочий.

– Боязнь ошибки.

– Отсутствие ресурсов. Тут к ресурсам относятся и знания.

– Отсутствие мотивации. Зачем еще дополнительно мотивировать людей, которые мотивированы внутренним горением? Чтобы они не перегорели. Часть системы мотивации – это общение. Он причел со своим внутренним опытом, со своей системой мотивации, но там, куда он пришел, могут быть свои углы, где волонтер быстро может набить себе шишки и перегореть. Поэтому с начинающими волонтерами нужно очень много работать, рассказывать им, где можно «подложить подушку и передохнуть». На тему профилактики перегорания у нас регулярно проводятся тренинги и встречи с психологами.

Что можно делегировать, а что нельзя управляя волонтерской группой

Можно:

-Стандартную работу

– Специализированные задачи

– Наметки планов

– Сведение отчетов

– Участие во встречах по своим проектам

– Интересные, новые проекты.

Нельзя:

– Незавершенные проекты

– Стратегические планы

– Общий контроль

– Мотивацию коллег

– Политические вопросы

– Собственную ответственность перед руководителем.

Золотые принципы делегирования

– Любовь + Доверие + Прощение

– Задачи, которые могут выполнять ваши волонтеры, должны выполнять волонтеры

– Вместе с ответственностью делегируйте и полномочия (и наоборот)

– Другой человек обязательно выполнит работу по-своему

– Все имеют право на ошибку

– Со-радуйтесь успехам, разделяйте ответственность за неудачу.

Итак, что такое координация

Это процесс согласования и распределения по времени усилий отдельных людей, чтобы они привели к намеченной цели наиболее эффективным образом.

Пирамида потребностей

– в самоотдаче, милосердии, сострадании, жертвенности

– в самореализации

– потребность в признании

– любви и принадлежности

– безопасности (одежда, кров)

– физиологические потребности (голод, жажда, продолжение рода).

Управление волонтерской группой

Волонтерская группа – это команда;

Координатор – это лидер группы и управляющий ресурсами;

Цели и планы должны быть умными;

Делегируйте больше;

Согласовывайте действия;

Не скупитесь на похвалу. Не торопитесь наказывать;

Контролируйте понимание. Корректируйте действие;

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.


Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Управление волонтерской группой». Ведущий семинара — Кирилл Кочкин — руководитель волонтерских групп добровольческого движения «Даниловцы». Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства»
в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

  • Поделиться:
parastaeva

Предыдущая запись

Юрий Белановский-Презентация книги «Социальное волонтёрство под ключ. Меняем мир вместе»
1 ноября, 2017

Следующая запись

Основные этапы работы с волонтёрами-наставниками
2 ноября, 2017

Вам также может понравиться

maxresdefault (7)
Кому и как я могу помочь? Вебинар для начинающих волонтеров с руководителем Даниловцев
28 февраля, 2021
maxresdefault (6)
Что из онлайн-волонтерства останется после пандемии в социальной сфере? Выступление руководителя Даниловцев
21 февраля, 2021
maxresdefault (5)
Работа с волонтерами в сфере помощи тяжелобольным. Опыт фонда «Живи сейчас»
15 февраля, 2021

Поиск

МЫ В СОЦСЕТЯХ





О НАС

«Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Проект 'Школа социального волонтерства' реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы

КОНТАКТЫ

Address: г. Москва, ул. Шухова, 17к2, м. «Шаболовская»

Телефон +74997887387

Email: info@danilovcy.ru

Education WordPress Theme by ThimPress. Powered by WordPress.

  • Privacy
  • Terms
  • Sitemap
  • Purchase

Хотите стать волонтером?

Присоединяйся к тысячам наших волонтеров и меняй мир к лучшему!

Стать волонтером