Школа социального волонтерстваШкола социального волонтерства
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером

Прикладные мастер-классы для подопечных

  • Главная
  • Блог
  • Прикладные мастер-классы для подопечных
  • Арт-терапия при творческой работе с детьми. Динамика занятия

Арт-терапия при творческой работе с детьми. Динамика занятия

  • Разделы Прикладные мастер-классы для подопечных, Статьи
  • Дата 18 декабря, 2017
волонтеры в помощь детям сиротам

Внешняя среда

Я тут выделила две часть – часть, связанная со временем, и часть, связанная с пространством. Т.е., все, что с нами происходит, происходит во времени и в пространстве.

Как мы используем время

– Первый момент – это продолжительность занятия по времени. Продолжительность занятия должна планироваться в соответствии с возможностями ребенка. Это значит, что бывают истощаемые дети, которым достаточно 10-15 минут, чтобы устать. Бывает так, что вначале им бывает достаточно10-15 минут, потом они вырастают до получаса, потом до 45 минут и дальше. Поэтому очень важно с особыми детьми первое занятие начинать с 10-15 минут. А если ситуация жесткая, например, мы должны занять ребенка на полчаса, то вторые 15 минут должны для ребенка быть приятными. Это может быть с помощью игры, или других развлечений. Педагог должен продумать, чем это время заполнить, причем наиболее приятным для ребенка образом. А в арт-терапию он включен первые 15 минут. При изменении состояния ребенка важно варьировать длительность активной части занятия. Устают дети тоже по-разному. Иногда они притихают и становятся пассивными, иногда они идут в разнос.

– Важны также перерывы между занятиями. Это очень большая проблема на самом деле. Нужно обязательно позаботиться о себе. Если у нас друг за другом идут занятия с разными детьми, в таком случае педагог долго работать не сможет, у него происходит коллапс, он не успевает переключиться. Поэтому к этой проблеме надо относиться очень ответственно и поберечь себя. Обязательно должен быть зазор между занятиями, хотя бы десятиминутный.

– Третий момент – динамичность занятий. Особенно это актуально, если занятия длинные. Динамичность может возрастать за счет переключения ребенка на разные виды деятельности. Порисуем, полепим, поиграем, попрощаемся каким-то игровым способом. Иногда в середине занятия у нас бывает так: взяли и пощупали морковку, потом нарисовали ее, потом ее съели. Иногда полезно бывает даже встать со стула, обойти вокруг стола, подвигаться во время занятия. Также динамичность придает правильная организация пространства.

Динамика самого занятия

Как занятие раскладывается во времени, какие там бывают фазы:

Первая фаза – соприкосновения, притирка, установление эмоционального контакта. В первой фазе очень важно поговорить, обсудить, прочувствовать друг друга.

Вторая фаза – совместное определение цели и желаний. То есть, что будем делать и как. Здесь важно направить, помочь, предложить. Иногда необязательно делать это словами. Иногда достаточно простопододвинуть материалы, и ребенок потом сам проявляет инициативу того, что делать. Если у ребенка никакой инициативы нет, но можно ему уже предлагать и смотреть, как он на это реагирует.

Третья фаза – начало совместной деятельности. Здесь важно не застрять. Если мы будем очень долго выбирать и очень долго договариваться, то мы можем в этом завязнуть, и нам потому будет тяжело перейти к активности. И дальше начинается деятельность, которая ведет к кульминационному моменту.

Кульминационный момент – он есть в любом занятии. Он должен совпасть с моментом, когда у ребенка максимальное количество сил. По занятию это где-то третий четверть занятия. Кульминационный момент – это самое большое вложение сил, это какой-то эмоциональный выплеск. Это может быть какой-то самый главный элемент в рисунке. Или самый близкий момент эмоционального контакта педагога и ребенка. Или последний штрих – надевание на домик крыши, например. И потом идет этап завершения.

Этап завершения – тут уже идет спад энергии у ребенка. Поэтому там уже не должно быть каких-то сложных для выполнения вещей. И важно закончить до того, как ребенок устанет. Вы не можете все это предугадать, особенно если это новый ребенок, соответственно, вы это корректируете по ходу занятия. Просто надо доверять своему чутью.

Итог или продукт – у вас получился прекрасный домик, или вы намешали много красок, или вы нарисовали прекрасную кошку. Это называется рефлексия, то есть, вы как-то, с чем-то расстаетесь.

Пространство

Это организация состояния окружающей среды, места, где происходит занятие. Соответственно, это может быть дом, кабинет, или больничная палата, или какая-та комната для занятий при больнице. Пространство тоже может быть организовано удобным для нас способом, может стимулировать творческую активность ребенка, а может, наоборот, препятствовать этому. И в пространстве тоже могут быть отвлекающие моменты. Бывает замкнутое пространство и открытое пространство. Некоторые дети на это реагируют. Кому-то важно, чтобы была открыта дверь, или окно. На это педагогу нужно обращать внимание.

Отвлекающим моментом могут быть и люди, которые могут войти в помещение во время занятия. Это надо обговаривать с ребенком в начале занятия, что кто-то может еще присоединиться. Это снимет тревожность ребенка и создаст больше комфорта.

Это может отсутствие бытовых условий. Например, если в комнате нет раковины, воды, где можно кисточки помыть, или краску развести, то придется куда-то ходить, отвлекаться. Иногда можно неудобные условия обыгрывать. В сюжете, в рисунках, внести их в тематику.

Рабочее место

Ребенок должен знать, где что лежит. Особенно, если занятие проходит в большом помещении, в игровой комнате. Он должен знать, что тут краски, а вот тут пластилин, а в том углу вот шишки и желуди для всяких поделок, а здесь картонки и гуашь. Тогда у него больше возможности выбрать. Если он не знает, где тут что, они может и не выразить свое желание. Поэтому вы должны дать ребенку возможность исследовать пространство комнаты. Еще хорошо, когда есть зоны для различной деятельности. Это облегчает ситуацию и ребенку, и педагогу. Если вы видите, что он устал, вы его переключаете на шишки, и он начинает активничать в другой зоне. Еще очень терапевтично для детей ящик с песком. Но для работы с некоторыми категориями трудных детей песок не разрешается.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Создание среды для арт-терапии при творческой работе с детьми». Ведущий семинара — Мария Водинская.  Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.

СПРАВКА: Мария Владимировна Водинская.
— с 1990 г. работает в области коррекционной педагогики и развивающих занятий художественным творчеством
— арт-терапевт в РБОО «Центр лечебной педагогики» (1993-2014 гг.)
— автоp и соавтор множества научных статей и семинаров-практикумов по арт-терапии
— сфера профессиональных интересов: арт-терапия в работе с детьми и взрослыми, коррекционная педагогика, психология, психотерапия, творчество.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства» в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

  • Поделиться:
parastaeva

Предыдущая запись

Арт-терапия при творческой работе с детьми. Трудности и способы их преодоления
18 декабря, 2017

Следующая запись

У меня есть идея. Как увлечь ею людей?
19 декабря, 2017

Вам также может понравиться

NLM_5065
О важных аспектах делового общения в работе координаторов волонтерских групп. Опыт Даниловцев
1 декабря, 2020
maxresdefault (1)
Как сделать красивое фото в Инстаграме? Лайфхаки съемки со смартфона. Мастер-класс
4 сентября, 2020
i4JBacHa8MM
8 правил работы супервизора координаторов волонтерских групп движения «Даниловцы»  
3 июля, 2020

Поиск

МЫ В СОЦСЕТЯХ





О НАС

«Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Проект 'Школа социального волонтерства' реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы

КОНТАКТЫ

Address: г. Москва, ул. Шухова, 17к2, м. «Шаболовская»

Телефон +74997887387

Email: info@danilovcy.ru

Education WordPress Theme by ThimPress. Powered by WordPress.

  • Privacy
  • Terms
  • Sitemap
  • Purchase

Хотите стать волонтером?

Присоединяйся к тысячам наших волонтеров и меняй мир к лучшему!

Стать волонтером