Школа социального волонтерстваШкола социального волонтерства
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео семинаров и тренингов
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео семинаров и тренингов
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером

Uncategorized

  • Главная
  • Блог
  • Uncategorized
  • Арт-терапия при творческой работе с детьми. Трудности

Арт-терапия при творческой работе с детьми. Трудности

  • Разделы Uncategorized
  • Дата 17 декабря, 2017

С какими трудностями можно встретиться в процессе творческой работы с детьми

Отвлекающие факторы во время занятий

– Таким отвлекающим фактором могут быть совершенно простые вещи, особенно если ребенок неговорящий. Ребенок может хотеть пить, есть и в туалет. Из-за этого он может нервничать, или он может быть не собран, или невнимателен. Поэтому тут надо убедиться, что в этом плане с ребенком все в порядке. Иначе арт-терапия в работе с детьми может не состояться. Это больше касается сложных детей.

– Детей, особенно особых детей, могут отвлекать звуки. Это такой фактор, с которым не так просто справиться. Поэтому это надо продумать. Если есть возможность закрыть окно, или попросить, чтобы не сверлили в соседней комнате, то это приходится делать. Иначе занятие может не случиться. Если ничего с этим нельзя поделать, то нужно поговорить об этом с ребенком, объяснить ему, что там происходить, чтобы снять тревогу. И можно это как-то присоединить к теме того, что происходит на занятии. Т.е., того, что вы рисуете, или мастерите.

– Отвлекающими факторами могут быть события за коном. У меня были такие случаи, когда ребенок ничего не мог делать, потому что за окном работали снегоуборочные машины. И все. Ребенка выбило, он мог только смотреть на эти огромные агрегаты, которые загребают снег. Все кончилось тем, что мы нарисовали эту машину. Нам пришлось переместиться со всеми красками на подоконник и рисовать там.

– Бывает, что успешному занятию мешают другие события. Иногда мешает мама, например. Сидит мама или рядом, или за дверью. И ребенок не может включиться в то, что ему надо делать. А бывает ситуация обратная, когда ребенку бывает очень тревожно без мамы. И лучше тогда посадить маму рядом, только попросив ее при этом, чтобы она не вмешивалась в процесс.

– Ребенка иногда отвлекает что-то в одежде. Например, какой-то шнурок. Или он пришел с какой-то штучкой в руках, и он будет ее крутить до тех пор, пока вы не договоритесь о чем то, что вы ее временно куда-то уберете, она там будет целаневредима. До тех пор он не переключится на то, что вы делаете. Бывает, что это игрушка, с которой он никак не может расстаться. Тогда игрушку тоже нужно рядом поставить, и договориться с ребенком о том, что ему тоже интересно, чем мы будем заниматься. И что пока она смотрит, ее трогать нельзя.

Факторы, сковывающие и нарушающие контакт с собой

– Такими факторами могут быть страх и смятение. Это могут быть какие-то пугающие сюжеты или вещи. С аутичными детьми часто бывает такая история, что ребенка есть какой-то навязчивый интерес, с одной стороны это интерес сверхценный, с другой стороны он может вызывать очень сильный страх одновременно. Соответственно, этим можно пользоваться и для того, чтобы простимулировать его мотивацию, потому это его точно зацепит. У меня, например, был мальчик, который дико боялся птиц. Так однажды ему наш волонтер, молоденькая девушка предложила нарисовать птицу, и он потом минут 15 успокаивался, его трясло не на шутку.

– Сковывающим фактором может быть свет. Или очень яркий свет, или темнота. У разных детей это по-разному. И хорошо бы это тоже про ребенка понимать, как он на это реагирует и в чем нуждается.

Факторы, нарушающие контакт педагога и ребенка

– Это может быть спешка. Если вы опоздали на занятие, то лучше бы для начала подышать, выровнять дыхание, и лучше начать на пять минут позже, чем влететь и начать сразу.

– Это могут быть какие-то тяжелые чувства, как педагога, так и ребенка. И обойти это не возможно. И было бы неправильно начинать занятие, игнорируя эти вещи. Например, бывает ситуации, когда человек себя плохо чувствует. Или физически, или морально. И очень важно экологическим образом ребенку это обозначить. Потому что дети все чувствуют. Он может чувствовать твое состояние, но для него это может быть непонятным.

Соответственно, плохо себя может чувствовать и ребенок. Тут дело посложнее. Если ребенок капризничает, то с начала с этим нужно разобраться, как-то войти в контакт с ним, и уже потом войти в процесс занятия. Можно предложить ему порисовать то, что его расстраивает, обижает, заставляет грустить.

Факторы, ограничивающие свободу, и внешнюю, и внутреннюю

– Это может быть неудобная для рисования одежда. Белая кофточка, или длинные рукава, которые все время в краску влезают, или рукава, которые болтаются и все время мешают. Или тесная кофта, в которой невозможно даже кисточкой махать. В больничной ситуации, когда ребенок скован по необходимости, с этим приходится считаться, но здесь тоже можно как то эмоционально обыграть ситуацию.

– Это может быть страх испачкаться. Некоторых детей все время дома ругают из-за того, что они что-то там испачкали. Поэтому я всегда говорю детям, что тут можно пачкаться. Что я специально застлала эту скатерть на стол, чтобы испачкать ее. При этом я говорю, что не надо, например, брызгать. Потому что стол можно пачкать, а вот стены – нет.

– Это могут быть неудобный стол или стул. Иногда ребенок может не доставать до стола, и можно ему на стул подушечку подложить.

– Теснота тоже фактор, ограничивающий свободу. Негде развернуться, движения сковывающие, лист как следует не закрасить.

– Страхи и недостаточное доверие. Это тоже довольно актуально, они ограничивают свободу в творчестве.

Факторы, влияющие на экспериментирование и вариативность

– Это может быть недостаточное количество материалов под рукой, когда не из чего экспериментировать. И важно еще, чтобы материалы были в поле зрения, в доступе, чтобы у ребенка была возможность все это обозреть, пощупать и выбрать из них. В зависимости от того, что ребенок выберет и возьмет, можно понять его мотивы и интересы, к чему его влечет.

– Это может быть неготовность материалов к использованию. Бывает, что краска засохшая, или банка не открывается. Это тоже надо смотреть, потому что это может помешать процессу занятия.

Продукт и взаимодействие с ним

Это процесс создания нового, и важно, чтобы этот процесс имел некоторое завершение. Недопустимо, если мы что-то делаем с ребенком и не завершим это. Важно, чтобы мы закончили то, что мы начали, как это предполагалось закончить мною в связи с его мотивацией. Например, нарисуем кошке усы и подарим это маме, врачу или кому-то еще. То есть, должен быть какой-то акт завершения. И потом готовый продукт кому-то подарить, или повесить. У меня, например, дети очень любили, чтобы я вешали их рисунки на стену в своем кабинете. Если процесс проходит в больнице, то там тоже можно делать какие-то стенды с детскими рисунками, чтобы у этих картин была еще какая-то жизнь. Кстати, это очень важно и для родителей сложных детей. Для мам это бывает сдвиг в сознании, что их дети нужны, они в состоянии что-то делать, творить.

Если вдруг ребенок рвет картинку по какой-то причине, ни в коем случае не оставляйте это так. Об этом обязательно нужно поговорить. Обговорить, почему ему было важно порвать то, что он нарисовал.

Приемы для нейтрализации трудностей

– Первый прием, это включение или присоединение. Например, ребенку мешают звуки. Мы эти звуки, присоединяем к теме, включаем это в наш разговор или контакт. Во всех случаях нельзя это игнорировать. Важно это озвучить и как-то прожить момент.

– Второй прием – это реагирование на то, что происходит. Если ребенок сердиться, или если он боится чего-то, или он капризничает, мы можем на это отреагировать, отразив это в нашем рисунке. Или же через игру. Можно прервать творческий процесс и предложить ребенку поиграть на эту тематику. Если мы обыгрываем такую ситуацию, то задача в том, чтобы он нашел какое-то свое место в этой ситуации, чтобы он прожил и включил это в свой опыт.

– Третий прием – это обмен эмоциями друг с другом. Это тоже помогает нейтрализовать трудности и ситуацию в целом.

Материал подготовлен редакцией сайта  Школы социального волонтерства на основании семинара «Создание среды для арт-терапии при творческой работе с детьми». Ведущий семинара — Мария Водинская.  Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.

СПРАВКА: Мария Владимировна Водинская.
— с 1990 г. работает в области коррекционной педагогики и развивающих занятий художественным творчеством
— арт-терапевт в РБОО «Центр лечебной педагогики» (1993-2014 гг.)
— автоp и соавтор множества научных статей и семинаров-практикумов по арт-терапии
— сфера профессиональных интересов: арт-терапия в работе с детьми и взрослыми, коррекционная педагогика, психология, психотерапия, творчество.


Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства» в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

  • Поделиться:
parastaeva

Предыдущая запись

Елена Куликова-Разные формы театральных постановок и спектаклей для подопечных детей (часть вторая)
17 декабря, 2017

Следующая запись

Арт-терапия при творческой работе с детьми. Динамика занятия
18 декабря, 2017

Вам также может понравиться

KAMINARSKAIA-3
НКО и социальные проекты
22 ноября, 2018
Мастер-класс «Строительство планов на будущее»
Управление волонтёрской группой. Опыт даниловцев
13 мая, 2018
Координатор волонтерской группы заряжает людей на хорошее дело
1 мая, 2018

Поиск

МЫ В СОЦСЕТЯХ





О НАС

«Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Проект 'Школа социального волонтерства' реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы

КОНТАКТЫ

Address: г. Москва, ул. Шухова, 17к2, м. «Шаболовская»

Телефон +74997887387

Email: info@danilovcy.ru

Education WordPress Theme by ThimPress. Powered by WordPress.

  • Privacy
  • Terms
  • Sitemap
  • Purchase

Хотите стать волонтером?

Присоединяйся к тысячам наших волонтеров и меняй мир к лучшему!

Стать волонтером