Арт-терапия при творческой работе с детьми. Трудности и способы их преодоления
С какими трудностями можно встретиться в процессе творческой работы с детьми?
Отвлекающие факторы во время занятий
– Таким отвлекающим фактором могут быть совершенно простые вещи, особенно если ребенок неговорящий. Ребенок может хотеть пить, есть и в туалет. Из-за этого он может нервничать, или он может быть не собран, или невнимателен. Поэтому тут надо убедиться, что в этом плане с ребенком все в порядке. Иначе арт-терапия в работе с детьми может не состояться. Это больше касается сложных детей.
– Детей, особенно особых детей, могут отвлекать звуки. Это такой фактор, с которым не так просто справиться. Поэтому это надо продумать. Если есть возможность закрыть окно, или попросить, чтобы не сверлили в соседней комнате, то это приходится делать. Иначе занятие может не случиться. Если ничего с этим нельзя поделать, то нужно поговорить об этом с ребенком, объяснить ему, что там происходить, чтобы снять тревогу. И можно это как-то присоединить к теме того, что происходит на занятии. Т.е., того, что вы рисуете, или мастерите.
– Отвлекающими факторами могут быть события за коном. У меня были такие случаи, когда ребенок ничего не мог делать, потому что за окном работали снегоуборочные машины. И все. Ребенка выбило, он мог только смотреть на эти огромные агрегаты, которые загребают снег. Все кончилось тем, что мы нарисовали эту машину. Нам пришлось переместиться со всеми красками на подоконник и рисовать там.
– Бывает, что успешному занятию мешают другие события. Иногда мешает мама, например. Сидит мама или рядом, или за дверью. И ребенок не может включиться в то, что ему надо делать. А бывает ситуация обратная, когда ребенку бывает очень тревожно без мамы. И лучше тогда посадить маму рядом, только попросив ее при этом, чтобы она не вмешивалась в процесс.
– Ребенка иногда отвлекает что-то в одежде. Например, какой-то шнурок. Или он пришел с какой-то штучкой в руках, и он будет ее крутить до тех пор, пока вы не договоритесь о чем то, что вы ее временно куда-то уберете, она там будет целаневредима. До тех пор он не переключится на то, что вы делаете. Бывает, что это игрушка, с которой он никак не может расстаться. Тогда игрушку тоже нужно рядом поставить, и договориться с ребенком о том, что ему тоже интересно, чем мы будем заниматься. И что пока она смотрит, ее трогать нельзя.
Факторы, сковывающие и нарушающие контакт с собой
– Такими факторами могут быть страх и смятение. Это могут быть какие-то пугающие сюжеты или вещи. С аутичными детьми часто бывает такая история, что ребенка есть какой-то навязчивый интерес, с одной стороны это интерес сверхценный, с другой стороны он может вызывать очень сильный страх одновременно. Соответственно, этим можно пользоваться и для того, чтобы простимулировать его мотивацию, потому это его точно зацепит. У меня, например, был мальчик, который дико боялся птиц. Так однажды ему наш волонтер, молоденькая девушка предложила нарисовать птицу, и он потом минут 15 успокаивался, его трясло не на шутку.
– Сковывающим фактором может быть свет. Или очень яркий свет, или темнота. У разных детей это по-разному. И хорошо бы это тоже про ребенка понимать, как он на это реагирует и в чем нуждается.
Факторы, нарушающие контакт педагога и ребенка
– Это может быть спешка. Если вы опоздали на занятие, то лучше бы для начала подышать, выровнять дыхание, и лучше начать на пять минут позже, чем влететь и начать сразу.
– Это могут быть какие-то тяжелые чувства, как педагога, так и ребенка. И обойти это не возможно. И было бы неправильно начинать занятие, игнорируя эти вещи. Например, бывает ситуации, когда человек себя плохо чувствует. Или физически, или морально. И очень важно экологическим образом ребенку это обозначить. Потому что дети все чувствуют. Он может чувствовать твое состояние, но для него это может быть непонятным.
Соответственно, плохо себя может чувствовать и ребенок. Тут дело посложнее. Если ребенок капризничает, то с начала с этим нужно разобраться, как-то войти в контакт с ним, и уже потом войти в процесс занятия. Можно предложить ему порисовать то, что его расстраивает, обижает, заставляет грустить.
Факторы, ограничивающие свободу, и внешнюю, и внутреннюю
– Это может быть неудобная для рисования одежда. Белая кофточка, или длинные рукава, которые все время в краску влезают, или рукава, которые болтаются и все время мешают. Или тесная кофта, в которой невозможно даже кисточкой махать. В больничной ситуации, когда ребенок скован по необходимости, с этим приходится считаться, но здесь тоже можно как то эмоционально обыграть ситуацию.
– Это может быть страх испачкаться. Некоторых детей все время дома ругают из-за того, что они что-то там испачкали. Поэтому я всегда говорю детям, что тут можно пачкаться. Что я специально застлала эту скатерть на стол, чтобы испачкать ее. При этом я говорю, что не надо, например, брызгать. Потому что стол можно пачкать, а вот стены – нет.
– Это могут быть неудобный стол или стул. Иногда ребенок может не доставать до стола, и можно ему на стул подушечку подложить.
– Теснота тоже фактор, ограничивающий свободу. Негде развернуться, движения сковывающие, лист как следует не закрасить.
– Страхи и недостаточное доверие. Это тоже довольно актуально, они ограничивают свободу в творчестве.
Факторы, влияющие на экспериментирование и вариативность
– Это может быть недостаточное количество материалов под рукой, когда не из чего экспериментировать. И важно еще, чтобы материалы были в поле зрения, в доступе, чтобы у ребенка была возможность все это обозреть, пощупать и выбрать из них. В зависимости от того, что ребенок выберет и возьмет, можно понять его мотивы и интересы, к чему его влечет.
– Это может быть неготовность материалов к использованию. Бывает, что краска засохшая, или банка не открывается. Это тоже надо смотреть, потому что это может помешать процессу занятия.
Продукт и взаимодействие с ним
Это процесс создания нового, и важно, чтобы этот процесс имел некоторое завершение. Недопустимо, если мы что-то делаем с ребенком и не завершим это. Важно, чтобы мы закончили то, что мы начали, как это предполагалось закончить мною в связи с его мотивацией. Например, нарисуем кошке усы и подарим это маме, врачу или кому-то еще. То есть, должен быть какой-то акт завершения. И потом готовый продукт кому-то подарить, или повесить. У меня, например, дети очень любили, чтобы я вешали их рисунки на стену в своем кабинете. Если процесс проходит в больнице, то там тоже можно делать какие-то стенды с детскими рисунками, чтобы у этих картин была еще какая-то жизнь. Кстати, это очень важно и для родителей сложных детей. Для мам это бывает сдвиг в сознании, что их дети нужны, они в состоянии что-то делать, творить.
Если вдруг ребенок рвет картинку по какой-то причине, ни в коем случае не оставляйте это так. Об этом обязательно нужно поговорить. Обговорить, почему ему было важно порвать то, что он нарисовал.
Приемы для нейтрализации трудностей
– Первый прием, это включение или присоединение. Например, ребенку мешают звуки. Мы эти звуки, присоединяем к теме, включаем это в наш разговор или контакт. Во всех случаях нельзя это игнорировать. Важно это озвучить и как-то прожить момент.
– Второй прием – это реагирование на то, что происходит. Если ребенок сердиться, или если он боится чего-то, или он капризничает, мы можем на это отреагировать, отразив это в нашем рисунке. Или же через игру. Можно прервать творческий процесс и предложить ребенку поиграть на эту тематику. Если мы обыгрываем такую ситуацию, то задача в том, чтобы он нашел какое-то свое место в этой ситуации, чтобы он прожил и включил это в свой опыт.
– Третий прием – это обмен эмоциями друг с другом. Это тоже помогает нейтрализовать трудности и ситуацию в целом.
Материал подготовлен редакцией сайта Школы социального волонтерства на основании семинара «Создание среды для арт-терапии при творческой работе с детьми». Ведущий семинара — Мария Водинская. Видеозапись семинара можно посмотреть ЗДЕСЬ.
СПРАВКА: Мария Владимировна Водинская:
— с 1990 г. работает в области коррекционной педагогики и развивающих занятий художественным творчеством
— арт-терапевт в РБОО «Центр лечебной педагогики» (1993-2014 гг.)
— автоp и соавтор множества научных статей и семинаров-практикумов по арт-терапии
— сфера профессиональных интересов: арт-терапия в работе с детьми и взрослыми, коррекционная педагогика, психология, психотерапия, творчество.