О музыкальной терапии для сложных подопечных. Реплика руководителя проекта «Поющие клоуны»
Руководитель проекта «Поющие клоуны» Илья Артемьев-Сысоев рассказывает о роли музыкальной терапии в работе со сложными подопечными.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Зачастую, музыка – это может быть единственное средство коммуникации для особого человека. На сегодняшний день, музыкальная терапия доказала уже, что это правда и принципиальное отличие, опять же, что такое музыкальная терапия – это использование музыки для того, чтобы достигнуть определенной терапевтической цели. То есть, это не обычное понимание того, что мы пришли, слушаем Моцарта, и нам хорошо. Это не так. Это другое.
Здесь же, с помощью музыки, ты помогаешь решить ту или иную именно терапевтическую задачу, которая есть у благополучателя. Что это значит? Это значит, что профессиональный музыкальный терапевт занимается тем, что, например, ему поставлена задача: давайте сделаем так, чтобы развить или улучшить то или иное свойство человека с помощью музыки. И он к этому идет.
Хочу сразу сказать, что «Поющие клоуны» это… нельзя их назвать, что это музыкально-терапевтический проект в полном смысле этого слова. Почему? Потому что музыкальная терапия – это сертифицированный специалист, это люди, которые проходят многогодовое обучение. Этому учатся и учатся не один год.
В нашем случае правильнее сказать, что мы используем элементы музыкальной терапии. Это именно добровольческий проект, использующий элементы музыкальной терапии. У нас есть круг музыкальных терапевтов, которые нам помогают. В частности, есть Алиса Апрелева, я благодарен ей за это. Она как раз сертифицированный специалист, получила образование в Соединенных Штатах, на сегодняшний день возглавляет (наверное, правильно будет сказать «возглавляет» – её идея была) открытый образовательный проект под названием «МузТерпевт.ру».
Я не могу утверждать, что это ноу-хау, но в Москве это явный эксперимент. Ни я, ни мои коллеги раньше такого нигде не встречали. Но если этого нет в Москве, то не факт, что этого нет где-то еще. Мы просто можем об этом не знать. Мы создали музыкальное театрализованное представление, специально адаптированное для умственно отсталых детей. В этом его индивидуальность и уникальность. Проект подразумевает организацию концертных выступлений в каждом из семи московских специализированных детских домов-интернатов. Мы собрали творческий коллектив, состоящий из докторов-клоунов и музыкантов-волонтеров, и провели консультации с администрацией детских домов, врачами-психологами, педагогами-воспитателями. Все решения были коллегиальными.
Мы регулярно посещаем Центр содействия семейному воспитанию “Благодарение” (бывший детский дом-интернат №21). Там постоянно прибывают детки с множественными нарушениями в развитии и сопутствующими заболеваниями.
В составе нашего ансамбля два музыканта-инструменталиста (гитара и пионика) и две-три вокализирующие девушки, непосредственно контактирующие с детьми тактильно.
В первую очередь мы посещаем отделения “милосердия” – палаты с маломобильными и лежачими детьми. Во время сеанса звучит только музыка и вокал, контакт с детьми происходит только через прикосновения и взгляд. Говорение (проговаривание слов) не используется. Это важный момент - так создается особое пространство для общения.
Полчаса идет выступление на сцене в актовом зале. Для детей из разных групп здесь разворачивается основное действие — музыкальное театрализованное представление, адаптированное для таких детишек, с клоунадой, пусканием мыльных пузырей и т.д. А затем мы ходим по группам «Милосердие», где в течение десяти минут исполняем три-четыре песни, чтобы дети не уставали. Мы всегда ориентируемся на то, сколько нужно детям. И понятно, что это могут подсказать исключительно педагоги, занимающиеся с детьми. Поэтому может быть две песни, а может и семь песен.
Название «Поющие клоуны» появилось, когда стало понятно, что только музыкантами не обойтись, появилось желание найти профессиональных аниматоров, которые станут не просто ведущими концерта, но и теми, кто умеет общаться с детьми. Также хотелось, чтобы это было не просто исполнение песен, а какое-то сценическое действие. Все эти элементы использует «доктор-клоун» – показать фокус, надуть шарик, выглядеть более смешно и раскованно, чем обычный музыкант.
Отсюда вывод: надо становиться клоунами, потому что дети понимают клоунов, потому что так можно больше заинтересовать их не только музыкальными, но и сценическими, и игровыми элементами. Помимо всего надо было сделать интерактивное шоу, чтобы детей вовлекать в игру. Так, например, у нас к концу спектакля один из клоунов под музыку засыпает на сцене, и, следовательно, потом его надо разбудить. В этот момент мы раздаем всем «шумелки» (ударные инструменты, трещотки), начинаем шуметь и просим весь зал помочь нам разбудить его. Детям это нравится.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.