У меня есть идея. Как увлечь ею людей? Советы коуча
Важно помнить, что волонтерство – это командная история. Но если есть идея – как увлечь ею других людей? Рассказывает психолог, коуч Михаил Котляревский.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Проблема дон-кихотства в волонтерстве существует, и многие организации на этом горят. Потому что лидер, который считает, что он занимает позицию: “Я знаю, как правильно. Я все сделаю своими руками. Я тут один. У меня как бы лучше получится”. Ну правда, да, у него, наверное, лучше получится, но в очень небольшом объеме. И человек начинает работать, работать, работать сверх своих сил долгое время и происходит выгорание. Он ломается, уходит, и все – деятельность прекращается.
Я на своем опыте, не лично на своем, а на опыте людей, которые параллельно мне что-то делали в волонтерстве, и я их прекрасно видел и прекрасно знаю, как они пытались все сделать самостоятельно, не сумели делегировать полномочия, не смогли доверять, и, соответственно, сломались. И в волонтерской работе важно понять, что это, конечно, командная работа. И вот вопрос, как вовлечь других людей в свою идею – это очень непростой вопрос, многие так сказать, толстые книги написаны про вовлечение, привлечение, про управление командами.
Но, если кратко, то важно работать с ценностями другого человека. Если я хочу кого-то во что-то вовлечь, мне важно понимать, что для этого человека ценно, важно понимать, какого типа личность у этого человека. Если брать простейшую классификацию, там четыре типа личности: аналитический склад, дружелюбный склад, командир-управляющий и экспрессивный-яркий.
У каждого из этих людей, ну конечно, типы личности – они обычно смешаны, нельзя сказать, что есть чистый тип, но более-менее можно выделить какие-то черты человека, что у них разные ценностные характеристики: то есть одному важно одно, другому – другое.
Если я говорю с аналитиком – мне ему важно все конкретно, всю бухгалтерию расписать: какие там приходы, расходы, доходы, для чего это, почему это, почему это важно, какие будут результаты, как этот человек вложится в результаты, какие у него будут из-за этого результаты, все четко прописать и объяснить.
Если это, допустим, человек какого-то дружелюбного склада такой – ему важны люди, важны отношения и важно, что происходит с людьми. Тут важно на эмоциональную сферу, говорить, что есть люди, у них такие эмоциональные проблемы, там, и трудности, можно, вот, им помочь, можно, вот как-то, вложиться в людей – быть помощником, другом, там, помочь развитию и радости, и скорее всего для этого человека этого будет достаточно.
Если это человек какого-то такого командного склада, руководитель, то ему тоже нужно предоставить перспективу, какие-то полномочия, что он может делать, как он может этим управлять, каких результатов он достигнет и как он, вообще, может себя в этом реализовать.
Если это человек яркий, творческий, ему важна радость, энергия, какой-то креатив, можно ему об этом сказать: что вот в этом деле можно вот так вот себя проявить. С этой точки зрения, там будет красиво, ярко, интересно, будут такие вот экшены, там, я не знаю, перформансы и у него такая большая роль, как-то важная ему и всем.
Ну это как бы вкратце. А так, по факту, у каждого человека какая-то своя область ценностей и важно не манипулировать, не заставлять, не принуждать, а именно делиться картой ценностей, что вот смотри, тебе это важно, тебе это ценно и вот это мы здесь можем реализовать, и я выиграю, ты выиграешь, и люди выиграют, и вообще будет здорово. Ну проблема командности увлечения она, конечно, большая, на эту тему можно много многодневных тренингов проводить, но, вкратце, вот так.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.