Тонкости работы с особыми людьми. Реплика руководителя проекта «Поющие клоуны»
Думаете, для того, чтобы быть поющим клоуном, достаточно быть смешным и петь? Нет. Есть ряд важнейших тонкостей работы с особыми людьми, о них рассказывает руководитель проекта “Поющие клоуны” Илья Артемьев-Сысоев.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Есть некоторые моменты, которые нужно помнить в работе с особыми людьми и детьми. Один из самых важных моментов – это уметь соизмерять себя с твоим благополучателем. Потому что ты в данном случае не артист, который должен заявить о себе, показать себя, раскрыть. Твоя основная задача – это, как раз, встать на тот уровень и уровень тех возможностей, которые есть у твоего благополучателя, и, находясь на этом уровне, с ним взаимодействовать. Что для этого требуется? Ну, в какой-то степени, своя психологическая подготовка, поскольку, как я уже говорил, просто придти музыкантом – это немножко другая история. Здесь ты приходишь для того, чтобы помочь человеку по-человечески. Это нужно помнить и себя к этому настраивать. Ничего страшного, если не сразу это дастся, помогут коллеги, помогут какие-то ситуации, поэтому здесь должно быть определенное смирение, и понимание, и уважение к тому человеку, с которым ты сейчас общаешься.
Еще один важный момент – это то, что клоун – сказочный герой, а значит ему позволено то, что не позволено обычному человеку. Что я имею в виду? Клоун может придумать кашу из пузырьков шоколада и при этом не знать, как пользоваться телефоном. У него может быть прекраснейшее представление о мире и при этом не уметь и не знать какие-то тонкости интересные. Почему? Потому что это как раз это позволяет в какой-то степени создать момент взаимодействия, в хорошем смысле спровоцировать ребенка на то, чтобы он включился в контакт. Иногда, бывало так, правда когда дети немного более сохранны, можно просто войти в палату, сесть рядом с ним, начать читать книгу, были такие моменты, и потихонечку, потихонечку, не просто так: «Здравствуйте! Мы к вам приехали!», и всё замечательно, нет, не так, наоборот, в очень спокойном варианте, в очень спокойной форме начать смешное взаимодействие, тем самым, именно спровоцировав ситуацию для начала общения. Потому что если мы будем рассматривать время взаимодействия с детьми-аутистами, то очень такая индивидуальная категория людей, самый главный момент – научиться с ними контактировать. В частности, это отразилось на названии проекта: кто мы такие, куда мы приходим и откуда мы приходим? И самой собой родилось как раз представление о том, что мы поющие клоуны и что мы пришли из волшебной страны. Где эта страна, что в ней происходит и так далее, никто не знает, но при этом дети могут реагировать на то, что у меня из рукава может выпасть какая-нибудь интересная дуделка. Здесь момент такой, что любой предмет в руках клоуна может поменять суть свою и стать совершенно другой вещью. Вот этот момент тоже такой очень интересный. В том числе это как раз возможность быть более открытым перед ребенком, ребенок как-то легче включается в контакт со сказочным героем. Ну, потому что он видит определенные какие-то возможности, ему, наверное, сложно представить с нянечкой, с медсестрой и так далее, с родителями, в конце концов.
Важный момент – это чувствовать то, что может ребенок. В конкретно здесь ситуации. Мой пример был такой однажды, что я подошел к детской кроватке, там лежал мальчик, которому было четырнадцать лет, а по его, как бы такому, внешнему облику, как будто, ему четыре года, а я ходил с дудочкой, со своим музыкальным инструментом, и я что-то прохожу мимо него и смотрю он ногой тянется ко мне, и я понимаю, что ему очень хочется дотронуться до меня, но у него нету другой физической возможности, как дотронуться до меня своей ногой. Был тоже случай, мы когда подошли с гитарой к ребенку, у которого была проблема со зрением, и получилось так, что когда мы поставили гитару на его кровать, он в эту кровать вцепился зубами, то есть фактически он звук воспринимал на механическом уровне через трение, через вот эту вибрацию. Я это к чему? Что эти моменты надо учитывать, да их и в обычной жизни надо учитывать, а здесь тем более.
Тоже был такой случай: если всем нравится громкая музыка, а один ребенок начинает от этого страдать и плачет, то, соответственно, его надо как-то выключить из ситуации. Когда-то мы пробовали даже какие-то такие заглушающие наушники одевать, позже, я уже не помню, давно было, как-то эту девочку, по-моему, мы из помещения убирали. Вот это чутье оно позволяет более эффективно взаимодействовать с детьми, простраивать как раз такую общую линию к тому, что ты не просто здесь занимаешься развлечением, то есть в элементарном представлении мы занимаемся психоэмоциональной поддержкой, кто-то называет ее разгрузкой и так далее, и так далее. Мы же все-таки как более важную цель ставим с помощью вот такого личностного контакта спровоцировать какую-то ситуацию для того чтобы ребенок включился и смог уже дальше с врачом, с медперсоналом продвинуться с точки зрения своего развития.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.
Проект «Региональный Центр развития и поддержки социального волонтерства» в 2017-2018 году реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.