Каким должен быть клоун для особых детей? Реплика руководителя проекта «Поющие клоуны»
Всем известно, как может выглядеть клоун. Но то, что он идет к особым детям, накладывает свои ограничения и на его внешний вид, и на те инструменты, которые ему понадобятся. Рассказывает Илья Артемьев-Сысоев, руководитель проекта “Поющие клоуны”.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Очень важно для себя понимать собственный настрой что ли, я бы так сказал. Где ты находишься, почему ты здесь находишься, то есть некое такое представление, не просто оголтело там идти и не понимая, для чего это и как.
При этом помнить, что зачастую то, чем мы занимаемся – это клиническая импровизация, есть такой термин. То есть все зависит от того, что конкретно здесь происходит, поэтому ты должен быть мобилен, ты должен быть способен к любому развитию ситуации. Именно как следствие тоже из этого у больничного клоуна, да и у музыкального терапевта, очень большая сумка с его гаджетами, как это назвать, своими инструментами. Это могут быть и шарики, это могут быть какие-то фокусные заготовки, это могут быть музыкальные инструменты, это могут быть платочки, ну то есть все, что можно включить в определенной работе.
У некоторых сумки достигали очень большого количества килограммов – шесть или около того. Но это тот инструментарий, который может быть необходим в любой момент. Понятное дело, что перед тем, как мы выходим, мы приблизительно понимаем, во-первых, мы знаем этих детей зачастую, во-вторых, мы понимаем, что мы сегодня можем использовать. То есть, каким мы составом идем, опять же если три человека это один вариант, если впятером, то можно как-то, какие-то моменты усложнить, ну и так далее.
По поводу облика. Не надо забывать о том, что это особенные дети. Я консультировался с профессионалами, и один из важных моментов – к этим детям нежелательно приходить, например, в чем-то пёстром. Почему? Потому что когда ты одет в пёстрое, на тебе невозможно сконцентрировать внимание. А не сконцентрированное внимание – это отсутствие работы головного мозга. А если нет работы, значит, нету развития. Поэтому здесь четкое условие это то, что не обязательно в однотонном, но это не должно быть именно пёстрым.
По поводу цветов, цветовой гаммы. Все-таки склоняемся к тому, что желательно, чтобы одежда была светлых тонов, зеленого цвета, синего, желтого. Хуже – красного или даже такого оранжевого. Почему? Потому что это все-таки агрессивные тона, и они хуже. Бесспорно, это должна быть какая-то свободная одежда, там могут быть фальш-карманы, потому что зачастую бывает так, что нужно какой-то инструмент убрать. Бывает какой-то ребенок настолько заигрался, настолько включился, что это в какую-то такую, может даже в агрессивную форму переходит, и нужно убрать этот предмет, как-то незаметно, девчонки одевают юбки, и понятное дело, что это не вызывающие юбки, а такие спокойные. Мы ходим в брюках, в штанах, то есть тоже важный момент, чтобы в карманах ничего не было.
Самое тоже важное – учитывать, что все, что на тебе, может быть использовано против тебя. Или все, что у тебя есть. Почему? Потому что, были у меня случаи, когда вытаскивали мелочь из карманов и хорошо что не сразу пихали в рот, а просто роняли на пол, цеплялись за часы … поэтому необходимо себя обезопасить, но не только себя, но и ребенка, потому что в такой конфликтной ситуации, ну кто виноват? – конечно, доброволец, который не досмотрел. Я бы даже так сказал, туда не надо брать ничего того, что там не пригодится, я имею в виду в работе. Поэтому все, что касается твоего личного быта, твоей личной жизни, оставь за дверьми и возьми с собой только то, что ты можешь использовать работая с этими детьми.
Меры безопасности, которые можно и нужно учитывать. Ну, опять же, майку, что с ней сделаешь? – ну ее в худшем случае разорвешь, если в тебя вцепится ребенок, он тебя не задушит твоей же майкой. Не надо одевать там шарфы, надо помнить о том, что все-таки дети легковозбудимые некоторые, легко переходят из одного эмоционального состояния в другое и ты не всегда это можешь увидеть опять же хотя бы в силу того, что ты все-таки не профессиональный медик. Не надо ходить одному, то есть вот, например, опять же возвращаясь к истории больничной клоунады, они ходят парами. Это установленный порядок. Почему? Потому что так проще работать.
Есть момент взаимопомощи, не хочу углубляться, главное здесь понимать, что один волонтер, один доброволец здесь, сейчас может справиться, но, объективно, с тремя-пятью детьми. Поэтому если это группа на пятнадцать человек детей, то идти туда вдвоем небезопасно. Ну не в том плане, что там что-то сделается, но ты просто можешь не уследить ситуацию и будет другой эффект, все-таки мы приходим для того, чтобы помочь детям, а не для того чтобы вызвать в них определенную агрессию или возбудить их настолько эмоционально, что им таблетку дадут успокоительную. Нет. Наша задача, наоборот, создать хорошее атмосферное состояние, погрузить их как раз в атмосферу такую тепла, радости и заботы. Просто помнить о том, что это особенные дети и к ним нужен особенный подход.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.