Про наставничество в отношении сирот: четыре анти-кейса от руководителя Даниловцев
Побывал я на форуме «Наставничество». Очень хорошо все организовано и очень важно для развития темы. Это первый профильный форум в России – первый шаг к созданию профессионального сообщества.
Но то, что я увидел среди участников, однозначно говорит, что тему надо взращивать и взращивать, и взращивать! Большинство организаторов наставничества — не в теме, изобретают велосипеды, а за наставничество выдают все, что ни попадя.
1. В кулуарах представитель «молодежной организации» поделился сомнениями: мол, наставничество ли это, если взять молодежный отряд и сказать им, что отряду будет поручено опекать группу детей-сирот. И пусть придумают, как и что. На индивидуальное наставничество сил нет. А вот на отрядное — есть.
Но наставничество, все же, – это пары. И главное в этих парах – осознанная, самостоятельная готовность взрослого разделить часть своей жизни с чужим для него ребенком. «Партия сказала надо» тут не работает.
2. Представитель регионального города поделился со мной «положительным» опытом. Мол, они девочке-подростку нашли наставника в лице их местного министра. Сама девочка описала так: «Мне нравится, мы встречаемся с министром раз в месяц, и он проводит со мной полезные беседы». Беседы! Как в советском кинофильме про доброго политрука и провинившегося солдатика. Я понимаю, что пиар организации перед властями — это круто. Но не ценой же «продажи» девочки, даже если девочке нравится…
Наставничество – это свобода, искренность, постоянство, частота отношений. Оно сравни дружбе, которую невозможно заменить встречами по расписанию. Наставничество – это свобода и совместный путь наставника и сироты, а не поучения свысока о правильной жизни.
3. Сотрудник одной организации положительно оценил собственный опыт по совмещению наставников и детей по каким-то хитрым методикам психологической совместимости. Может, для стороннего человека это звучит круто. Но для меня это прозвучало так: мол, мы играем роль «бога» в этой истории, мы строим матрицы. Неудивительно, что в итоге масштаб работы этой организации единичный. Как же люди не понимают, что, создавая матрицы, они должны для их содержания вбухивать куда больше сил, чем в более гибкие органические системы, построенные на простых человеческих отношениях?
Наставничество – это, все-таки, как в жизни. Никто из нас не выбирает родителей и детей, начальников и коллег. Нет гроссмейстера, который умнее нас и ходит нами. Ответственность за отношения между наставником и сиротой должна лежать только них. Это их путь жизни. Определить заранее «по таблицам» пары, значит, заранее отнять у них и свободу и ответственность.
4. Представитель организации, созданной мега-звездой в теме социального сиротства, сказал, что всякие благотворительные и волонтерские организации в отношении сирот — это, типа, профанация. Что системы и программы наставничества — это вторично. И вот их руководитель бросает сотрудников, как с моста в воду. Если выплывут и научатся работать с сиротами – значит, так и надо. Выступление было начато с портрета их руководителя и воспевания его имени и заслуг на весь огромный зал. У меня в голове сразу всплыл образ индусских гуру с венками из цветов на шее. Самое интересное, как это на форуме по наставничеству допустили доклад, по сути, отвергающий наставничество?..
Наставничество – это очень сложная системная история. Я даже осмелюсь сказать, что это — «социальная технология». И сложная она потому, что требует большой, даже огромной работы по поддержке и сопровождению наставников и сирот. Нужно очень тонко, почти ювелирно использовать то небольшое время, что наставник и сирота проводят вместе. Пусть даже это три часа в неделю. Можно, конечно, просто бродить по парку и ходить в кино, но сироте нужно готовиться ко взрослой жизни. То, что наши дети берут у нас из повседневности, для сироты — неведомый мир. Поэтому время наставничества должно быть временем с пользой. Некоторые важные элементы взрослой жизни могут быть предложены ребенку как небольшие шаги и пробы. Но это почти невозможно проделать самому без определенной методики, без опытных коллег и без профессиональной поддержки.
Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения “Даниловцы”