6 реплик об управлении волонтерской группой. Опыт участников Добровольческого движения «Даниловцы»
Зачем управлять волонтерской группой? Опытом делятся координаторы и сотрудники Добровольческого движения «Даниловцы».
Кирилл Кочкин, экс-координатор группы волонтеров в НИИ им. Бурденко:
Зачем вообще управлять волонтерами? Они же приходят сами, движимые какими-то желаниями, внутренним горением что-то делать. Тут все очень просто – есть нуждающиеся, есть помощники. Отдай лопату в руки и пусть помогает. Так чем и зачем тут управлять? Для ответа на этот вопрос я выделил три основных тезисов:
– Сохранять единство группы и цели;
– Задавать вектор движения;
– Выполнять непосредственные задачи;
Анастасия Лямина, экс-координатор волонтерской группы в детском наркологическом диспансере N7:
Важная задача координаторства — попытаться понять, как работать с группой. Наладить управление и внутренние горизонтальные связи. В нашем коллективе не все знают друг друга в лицо, и для волонтеров которые хотят выполнять похожую деятельность (репетиторство или миссионерство с ребятами) — это становиттся довольно серьезной преградой.
Поначалу, я боялась работать с администрацией, по причине незнания куда обратиться за решением того или иного вопроса, чье слово будет иметь больший вес при обсуждении каких-либо планов или ответе на запрос и т.д. У меня было много тревоги и опасений, которые потом не оправдались. Мне стало понятно, что отношения с администрацией налажены, когда именно ко мне стали обращаться и звонить сотрудники, если что-то случается, не вмешивая волонтеров в решение административных и организационных проблем. Сейчас у нас есть отдельный куратор со стороны диспансера с которым мы в дальнейшем планируем взаимодействовать по всем вопросам.
Александра Сошникова — специалист по работе с соцсетями, ведущая Зеленого огонька, экс-координатор волонтерской группы в отделении нефрологии и отделении гинекологии РДКБ:
На уровне новичков со стороны координатора очень важно быть «подушкой безопасности». Нередко волонтеру трудно справиться с чувством жалости к больным детям, он хочет чуть ли не поселиться с ними в больнице. Поэтому надо говорить о своем опыте, о детях, о следующей встрече, которая обязательно будет радостной и полноценной. Есть и другой страх — когда дети не контактны, не готовы взаимодействовать, волонтер может это принимать на свой счет. Но на самом деле ребенку может быть просто нехорошо, может у него недавно были какие-то процедуры и он переживает, но творчество и присутствие на встрече все равно для малыша важно.
Для меня управление — это и работа над климатом в группе, безопасность (в том числе психологическая) и детей, и волонтеров. На собеседовании и во время работы я всегда говорю, что сомнения, страхи, вопросы надо доносить до меня. Я всегда отвечу и помогу. Присутствие в больнице или какая-то ситуация может быть для волонтеров в новинку, они могут растеряться. Порой волонтер думает, что он единственный, кто столкнулся с каким-то вопросом и стесняется спросить, попросить совета. Я же часто знаю и по себе и по другим волонтерам, что надо делать и поэтому могу помочь. Очень ярко видно, как после общения по волнующему вопросу спадает напряженность волонтера, который ходит загруженным своей проблемой, внутренним знаком вопроса.
Вообще, управление группой — это труд, серьезный труд и большая ответственность. Но это труд, который приносит огромное удовольствие. Группа волонтеров не может самоорганизоваться в долгосрочной перспективе. Без координатора группа — это отдельные люди. Да, каждый из них замечательный, уникальный, неповторимый и самоценный, но, в большинстве случаев, они не готовы и не должны, если не готовы, брать ответственность за весь процесс. Им главное — дети и помощь им, что и составляет суть деятельности группы. А для координатора главное — группа и ее работа.
Елизавета Чистякова — экс-координатор волонтерской группы в детской психиатрической больнице №6. Выпускница филологического факультета МГУ, учитель русского языка и литературы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья:
Пожалуй, самый важный и самый частый из практических вопросов управления волонтерской группой — кто придет в больницу и что мы там будем делать? Детям в больничном отделении важно взаимодействовать, общаться и главное — что-то вместе с волонтерами делать и сделать. Это их очень увлекает.
Занятие в больнице должно быть разработано до мелочей: подготовлены образцы поделок, продумана инструкция, приобретены материалы, заготовки и т.д., потому что не всякие инструменты можно давать детям. К примеру, ножницы разрешены только в старшей группе и под внимательнейшим присмотром. Мы даем только пару ножниц на группу, иначе трудно уследить. Поэтому, чем детальнее будет все подготовлено, тем больше вероятность, что занятие с детьми состоится и будет результативно.
Лидия Алексеевская, директор Школы социального волонтерства, координатор по сопровождению волонтёров:
Головная боль координатора — это работа волонтерской группы. Сюда, конечно, входят вопросы и материального обеспечения работы волонтерской группы и общая координация и планирование. Но это я думаю и так понятно. Главное беспокойство координатора — придут ли волонтеры. Мы же помним, что они ему ничем не обязаны, они добровольцы! Если волонтеры придут, то сколько их будет? Координатор отвечает за работу группы в больнице, за то, чтобы каждое посещение состоялось, чтобы ожидания детей не были обмануты. Поэтому для него значима и волнительна каждая смс-ка от волонтеров с отказом или подтверждением прийти в назначенный день. Каждый раз координатор отвечает за то, что не может обеспечить, что не до конца в его силах. И это, кстати, если координатор верующий, учит его доверию к Богу и молитве.
Особенность координаторского места в том, что, с одной стороны, это работа, то есть дело группы должно быть стабильно, ответственно, регулярно. Пусть и скромно, но координаторское дело должно оплачиваться. Заработанная плата, даже если она и символическая — это важно, хотя она не может компенсировать всех вложенных усилий. С другой стороны, в деле координатора должно быть и всегда есть что-то личное, что его греет. Но делать он должен это не сам, а через организацию группы. Именно так координатор созидает «пространство доброго дела», имеет ощутимый результат, причем именно там и такой, как ему мечтается и задумывается, видит воплощение того, что ему самому кажется по-настоящему важным в этом мире.
Алексей Бородкин – волонтер и экс-координатор волонтерской группы в детском отделении НИИ нейрохирургии им. Бурденко:
Во-первых, координатор выступает в роли эдакого многодетного отца – он должен следить, чтобы всем было хорошо: и детям, и волонтерам, и – нередко – родителям детей, причем должен присутствовать в нескольких местах сразу и проявлять при этом недюжинные «телепатические» способности. В первую очередь, конечно, координатор важен для волонтеров – именно к нему можно обратиться за помощью и, в ряде случаев, за защитой.
Во-вторых, координатор выполняет и чисто административные функции: проводит собеседования новых волонтеров, помогает новичкам адаптироваться в группе, готовит мероприятия, собирает волонтеров, следит за инвентарем, ведет отчетность и так далее.
И, в-третьих, координатор не перестает быть волонтером, и в этой роли он оказывается «первым среди равных», и эта роль так же важна, как и управление волонтерскими группами и встречами с детьми. В таком положении у координатора возникает искушение превратиться в этакого монарха, который начинает раздавать указания направо и налево, теряя при этом навыки «играющего тренера» и отделяясь от волонтерской группы и переставая быть собратом – старшим, но собратом. Этой опасности надо всеми силами избегать.
Материал подготовлен редакцией сайта Школы социального волонтерства.
Метка:Топ-10