Зачем волонтеры в детском наркодиспансере? Опыт координатора Даниловцев
Наркодиспансер является таким же медицинским учреждением, как и больницы, как и дома-интернаты для умственно отсталых. Конечно же, у нас есть ребята и с криминальными историями, но все равно дети есть дети. Как и любые дети, они очень хотят внимания. Они хотят полепить, поиграть, попрыгать, побегать, даже если это здоровенные семнадцатилетние лоси. Они с удовольствием и в мишку поиграют, если будет располагающая атмосфера, если люди подберутся.
И вторая важная причина. Волонтеры для детей в диспансере представляют ту среду, в которую эти дети попадут после выхода из диспансера. То есть мы являемся отражением тех людей, которые их примут – или не примут. И поэтому им очень важно проверить свои страхи – или, наоборот, свои радости на тех людях, которые смогут их адекватно принять. В том числе и какие-то обиды, и какие-то нецензурные слова – или, наоборот, какие-то слишком ярко выраженные эмоции в виде объятий и радостных возгласов. Мы, волонтеры, являемся как бы промежуточным звеном между тем, что будет за пределами – и тем, что было. С этим же связан и вопрос, почему важно общаться с детьми после их выхода из наркодиспансера, важно, но в то же время и трудно. Потому что волонтеры привязаны к той среде, в которой они были, и которую они, в основном, не особо хотят вспоминать.
Нужно помогать всем детям. Независимо от того, какие у них проблемы, они все равно остаются детьми. И надо вспомнить себя в детском возрасте. Мы еще и не такие вещи делали!
Конечно, с детьми не все так просто. Мой подход: нужно работать «на посыле». Дети отзываются на твой порыв, если видят, что тебе это искренне нравиться. Мы в наркодиспансере не в той позиции, что можем сказать: «Взяли и пошли!». Дети приходят по желанию, поэтому мы должны завоевывать их доверие своей доброжелательностью, открытостью и заинтересованностью. Это и есть «посыл». Очень важно, чтобы наше дело было искренне для каждого из нас и, чтобы нас и детей это радовало.
Если ходить регулярно, то дети запоминают нас и начинают доверять. Правда поначалу удивляются: «Тебе что, не с кем больше провести вечер или выходной?». Но именно регулярность дает возможность выстраивать отношения с подопечными. Становятся возможны занятия или встречи, или разговоры на серьезные темы, на которые дети просто не согласились бы с незнакомым человеком. И речь не только о глубоких личных вопросах, но даже, к примеру, о литературе или на научно-популярные темы.
Я поняла, что и волонтерам и детям очень важно, чтобы приходили волонтеры, которых они хорошо знают и которым доверяют. Хотя бы один волонтер знакомый подопечным обеспечит и доверие, и первичное привлечение внимания.
Еще очень важен комфорт волонтера в работе с детьми. Это задача координатора. Если волонтерам некомфортно, то они либо будут терпеть до какого-то момента, либо сразу скажут: «Нет, это не мое». Во-вторых, важны дружеские сотруднические и ясные отношения с администрацией. Если администрация не заинтересована, то, может и не специально, но будет мешать работе. В-третьих, важно, чтобы дети проявляли искреннее участие в наших встречах. Это задача и координатора, и волонтеров. Если какой-то из этих пунктов выпадает, то работа будет неполноценная. Все наше волонтерство построено не на одном волонтере, а на сообществе. Очень трудно сделать что-либо в одиночку.
Анастасия Коломина, экс-координатор волонтерской группы в «Квартале», куратор мастерских «Что поделать с детьми?»