Как оценить результаты года волонтера? Аналитика от руководителя Даниловцев
О волонтерстве сегодня слышали все. Две мощнейшие рекламные компании с разных сторон охватили Россию, два потока событий (плана мероприятий) впитали в себя немало молодежи (и немного пожилых людей). Год волонтера и Чемпионат мира по футболу сделали свое дело: поле вспахано и семена вброшены.
Но это не совсем результат. Стоит набраться терпения. Всходы и плоды – дело не одного года. Поживем, посмотрим, насколько качественно окультурили почву, какие семена засеяли, в подходящее ли время? Да и за посевами обязательно надо ухаживать. Ни один фермер не бросит свое поле и не уедет отдыхать на юг, пока не соберет урожай и не подготовит все необходимое к новому сезону. Кто и как готов взращивать ростки волонтерства и готов ли? Покажет время.
Можно сказать о результатах года волонтера и на языке менеджмента. Людей проинформировали и многих промотивировали. «Рабочей силе» объяснили, что она теперь именно рабочая сила и может, а может и должна сделать что-то полезное и доброе. Тем же, кому эта «рабочая сила» нужна, то есть «заказчикам» – будь то одинокие пенсионеры, или директора интернатов, или чиновники, желающие сэкономить – дали надежду, а может и желаемое выдали за действительное, что рабочая сила есть и она придет. Только вот чего-то тут не хватает…
Главный вопрос об итогах года волонтера для меня таков: а готовы ли рабочие места и обеспечены ли они? Рабочие места должны быть чем-то обеспечены, они не могут быть девальвированными. На бумаге, в отчетах гипотетические рабочие места обеспечиваются потенциальной рабочей силой. Это красиво. А в жизни все иначе. Рабочие места для волонтеров могут быть обеспечены не наличием чего-то, а правильным партнерским сознанием «заказчиков» и действенными эффективными технологиями со стороны организаторов волонтерства.
От того, что в одном месте есть рабочая сила, а в другой ждущие таковой – ничего не произойдет. Если кто-то решит подтолкнуть сзади «рабочую силу» в сторону «заказчиков» – это ни о чем. Ну попробуйте подтолкнуть рассыпанные на столе металлические шарики так, чтобы они аккуратно группами раскатились в нужные вам углы стола, да еще и в нужном количестве? Не получится. А откуда гипотеза, что с людьми получится? Если с бездушными шариками справится непросто, откуда предположение, что с живыми и свободными людьми просто?
Волонтерство строится не от создания упорядоченной массы «рабочих рук». Так часто делают, создают некое сообщество, мол, давайте опросим пожилых людей в районе или студентов в колледже: «Что хотите делать доброго?». Получив ответы, радуются – это, мол, волонтеры и есть, они изъявили готовность. Но не стоит совершать эту ошибку. Во-первых, потенциальный волонтер – это любой человек. Потенциальные волонтеры – все граждане. Рабочие руки везде. Зачем тратить силы, чтобы изначально ограничивать этот ресурс и заблаговременно выбирать и сегментировать кандидатов. Наличие некоего облака выбранных людей не является гарантом того, что оно поплывет в нужное русло. Оно, вообще, может никуда не поплыть.
Волонтерство впрок накопить нельзя, оно не бывает «второй свежести». Волонтерство живет реальными делами и выстраивается от создания и организации притягательных рабочих мест. Никак иначе!
Кто-то должен приложить усилия, раскинуть мозгами, вложить ресурсы, потратить время, чтобы так организовать рабочие места, чтобы они стали понятными, привлекательными, комфортными, посильными, результативными. Чтобы они словно магниты стали притягивать «рабочую силу». Слышите? Притягивать! Как магниты.
Но и этого мало. Надо же эту силу удержать… Хотя нет. Не так. Надо эту «рабочую силу» сопровождать, поддерживать так, чтобы она смогла достигнуть результата, увидеть его, понять его и соотнести со своими желаниями и мечтами.
А теперь скажите мне, я всю картину не знаю. Были ли в год волонтера предприняты попытки по изменению сознания «заказчиков»? Какие конкретно? Что сделано, чтобы потребительское, рабовладельческое, скупердяйское отношение к волонтерам стало меняться на партнерское? Были ли попытки изменить сознание «заказчиков» так, чтобы директор каждой больницы понял, что волонтеры – это не инопланетяне, не дроиды, а такие же люди, как и он сам? Такие же! У них тоже работа, тоже ответственность, тоже семьи, дети, родители, кино, шашлыки и т.д. И второе. Были ли предприняты попытки по описанию и тиражированию технологий по созданию рабочих мест, по «притягиванию» и сопровождению волонтеров?
Вот вам и ясные «KPI» года волонтера. Во-первых, выложите все учебные пособия этого года на стол. Думаю, одного стола хватит. И пусть кто-нибудь неравнодушный, но несведущий в волонтерстве, пролистает и скажет: понял он логику и механизмы? Сможет ли взять и сделать? Если да, тогда отлично, год волонтера удался!
И, во-вторых, запустите анкету по директорам больниц и интернатов и по чиновникам. И спросите (не в лоб конечно): зачем вам волонтеры, какие требования к ним вы готовы предъявить, что значит «организовать труд волонтеров»? Если ответ будет, что никаких требований, кроме искреннего желания, ответственности и готовности учиться нет, значит, сознание людей изменилось. Волонтерству быть. Если ответ будет про справки, анализы, умения копать и красить – значит, ничего не произошло. У волонтерства дохлое будущее.
Всего два показателя. И все станет ясно. Попробует кто-нибудь так оценить результаты? Или страшно?
Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения “Даниловцы“