Как организовать работу волонтеров в медицинских и социальных учреждениях? Опыт координатора Даниловцев

В 2008 году в мае появилось добровольческое движение «Даниловцы». Была создана первая волонтерская группа в НИИ нейрохирургии им. Бурденко, и я стала волонтером этого направления. У меня была особая мотивация и желание общаться с детьми, потому что по профессии я психолог, долгое время работала преподавателем. Мне захотелось посещать детей, находящихся на лечении, чтобы привнести в их жизнь радость, игру, творчество, общение, чтобы их жизнь состояла не только из лечебных процедур и приемов лекарств, чтобы их детство продолжалось.
Начало группы – координатор и его понимание работы
Надо отметить, что в волонтерских группах всегда есть человек-инициатор, с которого начинается деятельность группы, лидер. Он может стать координатором, то есть руководителем группы. Часто координатором становится кто-то из волонтеров. Но бывает и так, что человек — профессионал в какой-то помогающей области, например, в работе с детьми или в организации работы с людьми. Среди наших координаторов есть врачи, педагоги и представители разных профессий. Ключевой момент для создания волонтерской группы — когда у координатора появляются единомышленники – волонтеры его группы.
Наше принципиальное условие для запуска волонтерской группы состоит в том, чтобы от учреждения был запрос на волонтерскую деятельность. Без этого очень трудно наладить даже первичный контакт. Мы ожидаем от больниц или социальных учреждений заинтересованности и открытости в отношении волонтеров.
Важно понимать для себя цель волонтерского присутствия в том или ином учреждении. Наши волонтерские группы стараются расширить горизонты жизни ребенка. В большей степени это касается сиротских учреждений, но и к больницам тоже относится. Во-первых, студенческая и работающая молодежь, которая детей навещает, становится для детей и подростков ориентиром. Ребенок видит, что можно не только грузчиком работать или не работать, как зачастую в неблагополучных семьях бывает, а что можно быть увлеченным человеком: и работать, и учиться, и заниматься спортом, и находить время для служения ближним, для дружбы и общения. То есть это такой вдохновляющий пример.
Нередко бывало, что дети говорили нашим волонтерам: «Когда мы вырастем, будем волонтерами». Лучшей обратной связи для нас нет. Мы понимаем, что у детей копится положительный опыт, который рождает желание быть щедрыми, делиться своим временем, своим творчеством, душевными силами. Это очень вдохновляет.
Перед координатором стоит задача формировать у волонтеров правильные представления о подопечных. У каждого из нас свой опыт, у кого-то могут быть свои дети, племянники, крестники, кто-то мог работать в детском социальном или образовательном учреждении как специалист. Несмотря на это, нам важно понимать, какие конкретно дети в конкретном учреждении, какого возраста, с какими особенностями и запросами станут нашими подопечными. Что волонтеры могут им дать? Чего ждет учреждение? Что в отношении этих детей недопустимо?
Деятельность в качестве волонтера и координатора способствует развитию личности человека: ответственности, творчеству, умению общаться и уважительно относиться к себе, волонтерам, подопечным, сотрудникам учреждений – всем участникам процесса. И взрослые, и дети – их отношения меняются, радостно это видеть. Красота этого процесса общения, становления очень вдохновляет и создает в жизни такой приятный фон, который хочется дальше поддерживать.
Как привлечь волонтеров?
Поверьте, это не сложно. Очень важна личная заинтересованность координатора и общение, которого многим не хватает. О создании группы, о ее целях можно рассказывать в соцсетях, на сайте волонтерской организации, знакомым, родным, коллегам, приятелям. Как показывает опыт, когда мы искренне заинтересованы чем-то, единомышленники находятся. Это люди, которым интересно проявить свою активную жизненную позицию и найти друзей. Группа начинает собираться в регулярных встречах с подопечными, поддерживающих мероприятиях для волонтеров.
Например, наша первая группа «Дорога к дому» начиналась в сентябре 2008 года с трех-четырех человек, а в мае 2012 году нас было уже 50 человек — людей, которые регулярно посещали детей в приюте. На каждую встречу приходило человек восемь-девять.
Все началось с творческих занятий. Затем мы стали осваивать с детьми такие жизненные навыки, как приготовление пищи: готовить шарлотки, запеканки, салатики. Все это доступные и интересные для детей дела. Если сотрудничество с учреждением налажено, то персонал обычно идет навстречу. Внутри группы волонтеров может появиться специализация: одни привозят что-то на машине, другие отвечают за мастер-классы, третьи помогают с организацией и проведением музыкальных концертов. Все эти возможности группы появляются постепенно благодаря поддержке и развитию инициативы волонтеров координатором, его вниманию, умению просить и выражать благодарность, организовывать процесс.
Я уже два года координирую группу в детском доме-интернате для детей с умственной отсталостью (детский дом № 24). И в этом учреждении у нас все начиналось с двух волонтеров. А сейчас их около 25, и при этом за одно посещение приходит от двух до семи человек. Даже летом удивительно много людей ходит, несмотря на то, что обычно в это время бывает спад. И во время отпуска координатора находятся активисты ответственные, продолжающие посещать детей. И такие периоды открывают лидерский потенциал в группе волонтеров и бывают очень плодотворными для подопечных и формирования группы волонтеров.
Задача координатора и в том, чтобы проводить общие мероприятия, которые не только поддерживают, но и развивают волонтеров. Задача такой работы в создании единой атмосферы, где крепнет единомыслие. Бывает, что и семьи среди волонтеров создаются.
Работа в учреждении
Еще раз скажу, что от учреждения мы ожидаем заинтересованности и открытости, из этого вырастает плодотворное сотрудничество, наиболее полезное для подопечных, воспитанников социальных учреждений.
Правда, у нас есть примеры, когда отношения складывались и вопреки закрытости и предвзятому отношению со стороны персонала учреждений. Нам приходилось слышать от администрации слова о том, что нас навязали и они вынуждены с нами общаться. В такой ситуации я бы посоветовала координатору проявить терпение, понимая, что нашей общей конечной целью является помощь детям.
Поверьте, если с нашей стороны будет ответственная работа, сопротивление со стороны администрации постепенно уйдет. У нас такой опыт.
В каждом учреждении есть свои ограничения и правила: часы и дни посещений, ограничения по тому, что можно с собой приносить детям, свои особые традиции. Все это необходимо узнать, рассказать волонтерам, просить считаться и строго соблюдать.
Что касается частоты посещений, опробовано, что лучше начать с меньшего и постепенно по мере количественного и качественного развития группы волонтеров расширять свою деятельность, свое присутствие в том или ином учреждении, чем сразу перегружать координатора и всю волонтерскую группу непосильными обязательствами. Детей в нашем первом подопечном приюте мы начали посещать раз в две недели по несколько часов. За три года группа выросла в 15 раз и качественно развилась, и мы уже посещали детей два раза в неделю, предлагая им больше разнообразных видов деятельности и интересных для них занятий.
Для волонтеров общение с подопечными детьми оказалось настолько важным, что после расформирования приюта мы стали посещать этих детей в других учреждениях и открылись другие волонтерские группы. Некоторые волонтеры даже дозрели до усыновления, стали приемными родителями. Конечно, таких единицы, но это очень для нас радостно. Лично я все сильнее мечтаю о том, чтобы всех детей из детских социальных учреждений забрали в свои семьи ответственные, способные делиться семейным теплом люди.
Начало деятельности, первые встречи с детьми очень важны. Идет адаптация, накопление опыта. На этом этапе важно поддерживать связь с руководством учреждения, задавать вопросы, получать отклики на нашу работу, учитывать их. Надо общаться не только с руководством, но и с персоналом (а это разные люди), интересоваться жизнью учреждения, спрашивать про детей. Также важно делиться возникающими сложностями. Например, нам негде было хранить краски, пластилин, альбомы и т.п. Когда нам в одной из больниц выделили для этих нужд шкафчик, это стало значимым событием. Это целая веха, которая показала нам, что сотрудничество налаживается, есть некое признание нашей деятельности.
Могут возникнуть различные рабочие ситуации, недоразумения с персоналом учреждения, но их важно не обострять, а отмечать и обсуждать, решать с администрацией не в формате жалоб, а максимально уважительно и дружелюбно. Следует согласовывать и утверждать программу встречи с детьми у персонала. Потому что может оказаться, что детям не полезны те или иные виды деятельности или материалы, потому что они, например, едят гуашь или глотают пластилин. Педагоги могут нас сориентировать и оградить от ненужных сложностей. Иными словами, мы предлагаем что-то, придумываем, а сотрудники учреждения как-то на это реагируют. И тут может возникнуть ситуация конкуренции за детей. У волонтеров есть час-два, чтобы развивать детей, принести им радость. А персонал всегда с детьми и организует контекст их жизни. Важно стремиться к педагогическому единству в отношении детей через согласование действий, отказаться от конкуренции, конфронтации.
Выбор общего дела
Очень важно, планируя встречи с детьми, выбирать то, что доступно им. Общее дело должно отвечать их возрастным особенностям. Если мы придем к подросткам с конструктором, это, возможно, будет для них неинтересно. Не стоит приходить со сложным рукоделием к детям 3-5 лет. Это им просто не по силам.
Можно поинтересоваться, какие сейчас есть современные технологии, которые могут детей развивать: роспись на футболках, чашках, изготовление бижутерии, скрапбукинг, декупаж, плетение браслетов из разных материалов, конструирование из коробок. Это может быть что-то такое, что детей радует, нечто эффектное или простое, позволяющее снять эмоциональное напряжение — рисование, лепка, прогулка. Опыт показывает, что дети очень радуются расписанной чашке или новому браслетику, сделанному своими руками, а больше всего радуются ориентированному на них доброжелательному вниманию, совместному творчеству, неформальному общению.
При выборе общего дела многое зависит от состава волонтерской группы, следует узнавать интересы и навыки ее участников, это может стать неисчерпаемым источником новых творческих идей.
Помните, безопасность для детей – важное условие при выборе деятельности.
Развитие волонтерской группы
Со временем возможно развитие волонтерской группы, дифференциация, появление волонтеров-специалистов или волонтеров, ответственных за отдельные дни. У нас по многим направлениям так и произошло. Это возможно благодаря поддержке и развитию инициатив волонтеров.
Опытные волонтеры могут помочь группе при смене координатора или учреждения, при любых трудностях. Есть у нас и консультанты по творческой работе с детьми, по организации работы группы. Раз в месяц обязательно проходят встречи группы психологической поддержки по профилактике эмоционального выгорания, консультирование волонтеров психологом-специалистом в индивидуальном порядке по их запросу.
Важно проводить объединяющие мероприятия для волонтеров. Такие мероприятия не только поддерживают и развивают волонтеров, ключевая их роль в создании доброй атмосферы, где это единство поддерживается и развивается.
Волонтерам мы предлагаем тренинги, просветительские занятия, мастер-классы, встречи психологической поддержки, семинары. В «Даниловцах» есть и общие мероприятия: встречи, посвященные открытию и закрытию волонтерского сезона, дни рождения групп, годовщины деятельности и обязательно рождественский праздник для волонтеров.
Общие мероприятия питают жизнь группы. Для меня как координатора важно ориентироваться на свободу волонтера. Я всегда говорю: «Приходите от избытка». И это хорошая профилактика эмоционального выгорания, чтобы волонтер приходил, когда он готов и хочет этого. Человек не должен чувствовать себя виноватым, потому что он не смог прийти. Он просто ставит координатора в известность. Это вполне рабочая ситуация. Есть понимание, что если волонтер не приходит, за этим стоит его положительное намерение: сдать экзамен, побыть с родными или просто восстановить силы. Эта свобода участия позволяет группе радостно продолжать свою деятельность для подопечных.
Светлана Блинова, психолог, создатель направления «Даниловцев» по работе с сиротами «Дорога к дому». Создатель и экс-координатор волонтерской группы в Детском доме интернате для умственно-отсталых детей №24
Текст подготовлен Юлией Шишковой и Юрием Белановским.