Школа социального волонтерстваШкола социального волонтерства
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером

Волонтеры в детской психиатрической больнице

  • Главная
  • Блог
  • Волонтеры в детской психиатрической больнице
  • Волонтеры в детской психиатрической больнице

Волонтеры в детской психиатрической больнице

  • Разделы Волонтеры в детской психиатрической больнице, Волонтеры в психоневрологических интернатах, Статьи
  • Дата 4 февраля, 2019

Марина Модестова
психолог, экс-координатор волонтерской группы Добровольческого движения Даниловцы
в детской психиатрической больнице


Про волонтеров

Волонтер – это человек с потребностью что-то отдавать и чем-то делиться. Через меня как координатора «прошло» много самых разных людей. И несмотря на то, что не всегда была возможность узнать историю человека, всегда было видно, что потребность делиться у него есть. Нередко это были люди или потерявшие кого-то, или “потерявшиеся” сами. Но это все были люди с ожиданиями и желаниями.

Одна девушка из волонтеров новичковза некоторое время до прихода в нашу группу, как мне кажется,  потеряла ребенка. Она была очень включенной, осознанной, мало что могло ей помешать прийти к нам. И вот через какое-то время она забеременела, недавно родила дочку. Мы до сих пор поддерживаем с ней отношения, и она как-то написала мне, что благодарна судьбе за то, что однажды пришла к нам в группу. А я очень благодарна ей за ее устойчивость, невозмутимость, взрослость, интерес и ответственность. Для меня она стала, в каком-то смысле, символом зрелости нашей группы.

Бывает, в группу приходят студенты, специальность которых тесно связана с деятельностью нашей группы. Для них волонтерство – это встреча с практикой. Им нужна какая-то опора в этом деле, помощь и поддержка, когда они растеряны. Мне это было хорошо видно. Именно волонтерский опыт помогал им осознать себя в выбранном деле: с одной стороны, как они на практике воспримут то, что им дают сугубо в теории. С другой, как оставаться в живом контакте с ребёнком, оставаться обычным человеком, не прячась за профессиональной маской.

Часто в волонтеры приходят одинокие люди, у кого просто никого нет. Это женщины, у которых нет семьи, детей, но есть работа, свободное время, и есть вопрос, что с этим временем делать. Но мне кажется, почему-то, такие надолго не задерживаются. Могу только догадываться, почему… Когда ты становишься волонтером, многое начинаешь чувствовать острее, не только касающееся кого-то, а именно про самого себя, в частности, про своё одиночество. И приходят ответы на давнишние вопросы, и новые вопросы возникают «Кто я? Зачем?». И это может быть больно. Оживать, размораживаться обычно больно, даже невыносимо, и проще вернуться в привычное, туда, где как будто все понятно, где нет вопросов.

Мы всегда с волонтерами много разговаривали после посещения больницы. Хвалили друг друга, разбирали ошибки, обсуждали, какие моменты были сложными, что понравилось, какие чувства были, образы, важно было назвать все своими именами, внести ясность. В особенности разговаривать надо было с новичками, у которых первые посещения почти всегда вызывают больше всего чувств. Мы старались проводить такую психологическую работу, чтобы помочь им справиться с волнением и тревогой, иногда гневом (естественная реакция на некоторые правила больницы или чью-то историю).

Когда прикасаешься к «психике без защиты», пробуждаются глубинные бессознательные процессы. В таком «поле» здоровая психика подвергается испытаниям. Это рождает большую тревогу и чувство страха. И важно было говорить об этом с нашими волонтерами: «Возможно, тебе было страшно, ты переживала ужас, когда наблюдала что-то в отделении». Обычно, это было попадание в точку, и человек выдыхал, начинал нормально дышать, возвращался в свое нормальное состояние. С опытом приходит устойчивость и способность выдерживать, а не резонировать эмоции наших подопечных. При этом человек остается включённым в происходящее, он в контакте с окружающими и с собой.

Если же задуматься над тем, кто задерживался дольше всего, то какой-то связи с изначальными целями и причинами я не вижу. Самое важное для волонтера – это уметь получать удовольствие от того, что он делает. Человек способный не только отдавать, но и получать что-то от этого процесса, как правило, остается волонтерить надолго.

Про подопечных

Во всех больницах отношение к пациентам, скорее, объектное. Тебя лечат, а все остальное, жизнь пациента, остается снаружи, за решетками. Больница для детей – это стены, ограничения, правила, на которые мы, волонтёры, не можем повлиять. Нам помогало то, что мы задавали себе вопрос: что мы можем делать, находясь в тех же рамках и ограничениях. И в ответ включался творческий процесс.

Например, если нельзя использовать ножницы, значит, будем бумагу рвать руками. Если я почему-то не могу сегодня провести мастер-класс и не знаю, чем могу быть полезна, то я могу посидеть и поговорить с девочкой, которая не хочет сегодня участвовать ни в каких активностях, а хочет просто, чтобы ее послушали.

Оказалось, что для детей ценно все, что ты делаешь. Очень важен человеческий контакт. И когда этот контакт есть, ты разговариваешь с детьми, ты слушаешь и слышишь, то для них пропадают все эти ограничения и решетки на окнах. Они получают такой кусочек жизни, где есть и значимы, и кому-то интересны их желания, мечты и переживания. В самой-то больнице этого почти нет, ты – пациент, остальное на втором плане.

Еще очень интересно то, что каждый из волонтеров по-своему возвращался в подростковое состояние. Они вспоминали свой опыт. Многие подростки сталкиваются с мыслями о самоубийстве, страхом будущего, конфликтами с окружающими. Несмотря ни на что, дети в больнице остаются детьми и подростками, у них такие же проблемы, как и у их ровесников. Их отличие в том, что они не смогли со своими проблемами справиться.

И волонтеры — это, как правило, те, кто уже с этим уже встретился и пережил всё, переборол. Именно в этот момент происходит встреча волонтера с самим собой, а ребенок-подопечный понимает, что он такой не один, и через эти проблемы возможно пройти. И для лежащих там детей ты становишься такой «мамой», «старшей сестрой». Кем-то близким, теплым, тем, кто тебя не бранит.

Поэтому у лежащих в больнице детей формируется привязанность к волонтерам. И очень важно, чтобы эта привязанность была спокойной и устойчивой. Люди, которые к ним приходят, должны быть узнаваемыми и предсказуемыми. Дети нас всегда ждали, вспоминали и даже требовали, чтобы мы приехали. Это все несмотря на то, что срок пребывания детей в таких учреждениях – только месяц (хотя зачастую они возвращаются).

Мы не должны быть для детей какими-то проходящими мимо людьми, которое «что-то делают». Я для лежащих там детей была, думаю, своего рода “мамой”, так как подходила по возрасту. Но мне кажется, что волонтер должен быть для них чем-то более нейтральным. Не мамой, а скорее другом.

О координаторстве

В целом, мой год координаторства стал для меня большой “растяжкой” в профессиональном плане. Я размышляла и понимала, насколько я могу быть полезной, сталкивалась с тем, что у меня нет ответов на многие вопросы. Я искала поддержки у команды. Я научилась тревожиться и бояться, но все равно идти и делать. Именно благодаря тому, что весь процесс был завязан на мне, я смогла себя преодолеть.

Также у нас сформировалась крепкая и устойчивая команда, благодаря чему я даже смогла позволить себе отпуск. Группа стала вполне себе самостоятельным, живым организмом, который уже не надо “собирать” по частям

За год руководства волонтерской группой у меня было несколько случаев, когда нужно было отказать человеку, с конкретно его мотивацией и историей. Помню, была женщина с биполярным расстройством на стадии ремиссии. Такие люди могут волонтерить, но им это лучше делать в учреждениях, не связанных с психическими заболеваниями, поскольку происходит чрезмерно сильное сопоставление себя с подопечными.

Вторым человеком, которому надо было отказать, стала сотрудница этой же больницы. Очень хорошая сотрудница. Проблема проявилась в том, что она вызывала у детей ассоциации с «внутренней кухней» больницы. Дети видели в ней персонал, чего-то от нее ждали, надеялись, что она что-то сделает. Наша же волонтерская работа – она параллельна больничному процессу, и мы не являемся частью больницы. Мы направлены на нормализацию лежащих там детей. А присутствие сотрудницы как бы подливало масло в огонь. Она не была частью команды, вела себя иначе по отношению к детям, нежели мы. Именно после этих случаев я научилась выставлять границы и говорить некоторым волонтерам “нет”.

А в отношении персонала я постаралась свести общение к минимуму. Я социофоб, а потому выбрала тактику, благодаря которой мне почти не приходилось общаться с администрацией. В Добровольческом движении “Даниловцы” есть сотрудники, готовые работать с персоналом, и потому несмотря на администрацию, карантины и прочее мы  как волонтерская группа продолжаем “течь”.

Еще у меня появился опыт создания и формирования команды. Постепенно стало понятно, что волонтеров уже не надо организовывать и куда-то тащить, они сами уже что-то могут, хотят и понимают. Даже само осознание этого в чем-то медленного, мучительного процесса сильно повлияло на меня и дало колоссальный и уникальный опыт.


 

Текст подготовил к публикации Арсений Белановский

  • Поделиться:
parastaeva

Предыдущая запись

Через страх к победе. Тренинг
4 февраля, 2019

Следующая запись

Даниловцы приняли участие в Межрегиональном Форуме «Социальное волонтерство в СФО»
5 февраля, 2019

Вам также может понравиться

NLM_8944-vi
Кто стоит за координатором: «внутренняя кухня» супервизорства в движении «Даниловцы»
10 марта, 2021
hqdefault (4)
Постановочное онлайн-мероприятие с “подопечными в психоневрологическом интернате”
7 декабря, 2020
NLM_5065
О важных аспектах делового общения в работе координаторов волонтерских групп. Опыт Даниловцев
1 декабря, 2020

Поиск

МЫ В СОЦСЕТЯХ





О НАС

«Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Проект 'Школа социального волонтерства' реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы

КОНТАКТЫ

Address: г. Москва, ул. Шухова, 17к2, м. «Шаболовская»

Телефон +74997887387

Email: info@danilovcy.ru

Education WordPress Theme by ThimPress. Powered by WordPress.

  • Privacy
  • Terms
  • Sitemap
  • Purchase

Хотите стать волонтером?

Присоединяйся к тысячам наших волонтеров и меняй мир к лучшему!

Стать волонтером