Выпускники Школы координаторов-2 готовы к новым проектам
13 апреля тринадцать самых прилежных учеников второго набора “Школы координаторов волонтерских групп” получили сертификаты об отличном окончании курса. Еще двенадцать человек дошли до финала в качестве вольнослушателей.
Обучение проходило с начала марта до середины апреля 2019 года. “Курс состоял из девяти занятий и одного тренинга, – говорит Лидия Алексеевская. – Отличительной особенностью этого курса стали обязательные стажировки для учащихся. Так как выяснилось, что многие приходят на курс, не имея ни малейшего волонтерского опыта. И именно этот опыт мы предложили получить нашим ученикам в рамках занятий. Так, в процессе обучения, будущие координаторы посетили десять волонтерских групп. Благодаря чему, мы надеемся, в Москве уже в скором времени будут создаваться новые команды. Не только в организациях, сотрудничающих с “Даниловцами”, но и в других: например, в Научном центре детской психоневрологии, Детском доме-интернате №15, Доме престарелых, Респисе при Марфо-Мариинской обители. Также мы рассчитываем на сотрудничество с фондом “Я есть”. В планах сопровождение нашей ученицы и ее скаутского отряда, которые в Балашихе занимаются волонтерством при храме. Ну и группы “Даниловцев”, конечно же, не останутся без внимания: Морозовская больница должна пополниться еще одной командой, а с осени новый координатор, выпускник Школы, сменит уходящего со своего поста в ПНИ №30. В общем, я считаю, результаты есть и довольно значительные!”.
Добровольческое движение Даниловцы, на базе которой возникла Школа социального волонтерства, работает в Москве уже 11 лет. “Даниловцы ежегодно открывали и открывают 2-3 новые волонтерские группы. Но они всегда, как бы рождаются изнутри, появляются от внутренней, созревшей инициативы. Мы решили рискнуть и готовить “внешних” людей, то есть тех, у кого нет нашего опыта, кто может даже не знаком с нами, но у кого есть желание и готовность для создания и развития своих социальных волонтерских проектов. Для нас было важно разработать систему обучения новых координаторов с возможностью для них потом работать самим. Наш 11-летний опыт позволил профессионально осмыслить работу координаторов волонтерских групп, определить основные элементы и устроить школу. Для нас было важно не просто дать знания, но учить так, чтобы все важные вопросы разрабатывали сами участники, и к возможным решениям приходили сами”, – отметила директор Школы.
“План обучения новых координаторов включал в себя большую программу, – продолжает делиться Лидия Алексеевская. – Началось все с вступительного испытания, подготовленного в виде тренинга, где мы познакомили будущих учащихся с нами и друг с другом, немного с темой и, конечно, сами посмотрели на них. После чего, рассмотрев их анкеты и результаты испытания, мы принимали решение о нашей готовности обучать будущих координаторов.
Основные учебные темы нашего плана таковы: логика волонтерского процесса; знакомство с аудиториями подопечных; мотивы, потребности, ценности, кризисы волонтеров; волонтерская группа, как система отношений; волонтерская группа, как система управления; формы и методы работы с подопечными; первые шаги координатора – алгоритм действий; риски и кризисы волонтерской деятельности и новая тема, которую мы ввели только со второго набора, – границы ответственности волонтера. В середине учебного курса учащиеся начали посещать действующие волонтерские группы “Даниловцев” для стажировки и знакомства с опытом волонтерских групп”.
По словам Лидии Алексеевской, получилось очень тесное сотрудничество ведущих и участников. “Участники образовали рабочую группу, чтобы поддерживать друг друга, работать вместе и после завершения Школы, когда уже все обретут свои собственные волонтерские группы – и это еще один очень важный момент нашей работы. Мы рады, что получилось создать команду, которая в дальнейшем, уже на более высоком уровне, будет заниматься развитием волонтерского движения в Москве”, – подчеркнула директор Школы.
Учащиеся Школы координаторов волонтерских групп высоко оценивают знания, полученные за время обучения.
“В Школе координаторов весь материал подготовлен с душой, учтены все нюансы, основанные на личном опыте. – говорит участник Школы Катерина Горохова. – А подача! Как будто в компании старых знакомых в непринужденной обстановке обсуждаешь что-то очень важное. Улыбка, горящие глаза!”.
Еще одна ученица второго набора Школы координаторов, Мария Янчева, также поделилась впечатлениями от обучения: “Весной я пошла в школу. Не села за парту, но изучала разные науки. Школа координаторов волонтеров мелькала у меня в ленте и вызывала восторг. В разных проектах я часто работаю с волонтерами, а с декабря официально и серьезно координирую волонтеров в психоневрологическом интернате. Я такая – сначала что-нибудь сделаю, вляпаюсь, а потом осознаю «Боже, как это сложно» и барахтаюсь, пока не прибьет к берегу. В ПНИ я пошла осмысленно, но все равно чувствовала себя слепым барахтающимся котёнком.
А дальше было все, как задумано природой: на каждый запрос – находится ответ. Я ловила из всех источников информацию о взаимодействии с интернатом, отсеве, наборе, выгорании, поддержке, счастье волонтеров и подопечных. Нашла все ответы на свои вопросы в одном месте – Школе координаторов волонтеров. Добровольческое движение “Даниловцы” 10 лет организовывают волонтерские группы в социальных учреждениях. А в школе передают свой опыт приверженцам системного подхода к волонтерству.
🌱 В школе есть среда – каждый может расставлять стулья, подмести пол, рассказать о своём опыте, задать вопрос, быть несогласным, говорить о своих потребностях и быть уверенным, что будет услышанным.
🌱 В школе можно не бояться быть неопытным. Как-то всё так произошло, что люди с совершенно разным бэкграундом от 17 до 50 лет нашли общий язык и всем было одинаково полезно.
🌱 Никаких нудных лекций. Все, что мы слушали, перемешивалось с постоянной практикой и заданиями. Мы постоянно работали головой, руками и что-то делали.
🌱 Программа школы затягивает постепенно. Сначала ты пришел наблюдателем, а потом оглядываешься и видишь, что уже сделал шаг вперёд – организуешь новую группу, собираешь волонтеров, становишься координатором.
🌱 Школа имеет прекрасную структуру – отбор, домашку, естественный отсев. Через 1,5 месяца ненаших людей здесь не остаётся.
🌱 Программа охватывает все области, о которых вы даже ещё не успели подумать – коммуникации на всех уровнях, творческое начало, юридические аспекты и психологическую поддержку.
🌱 Школа показывает, что волонтерство может быть разным – пни, дди, дом престарелых, психбольница, онкоцентр, тюрьма – у каждого волонтера и координатора свой путь, а базовые принципы везде одинаковые.
🌱 Здесь стараются услышать мнение каждого человека и помочь ему выбрать свое дело по душе и по духу, по силам и возможностям.
ПНИ – то, о чем не принято говорить с друзьями, то, о чем уже совсем устали говорить коллеги. Совершенно необходимым глотком свежего воздуха стали для меня разговоры про ПНИ с практическими рекомендациями во время занятий с Лидой, Юрием и Андреем. Обнимаю вас ребята сильнее сильного.
Следующая школа будет осенью. Рекомендую ее всем, кто хочет делать большие дела маленькими шагами, вместе с другими такими же неравнодушными, даже если вы пока ещё боитесь и совсем не пробовали“.
Всего на прохождение обучения в Школе координаторов анкеты заполнило порядка 30 человек, 25 пришло на собеседование, и практически все прошли обучение. За отличные результаты сертификаты “Координатор волонтерской группы” получили тринадцать выпускников.
Проект “Практическая школа координаторов социального волонтерства” реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
- Логика процесса.
- Границы ответственности волонтера. Формы работы с подопечными.
- Знакомство с аудиториями подопечных.
- Управление и выстраивание отношений в группе.
- Инструменты и способы управления группой. Собеседование. Отказ.
- Волонтерские организации и госучреждения: законы, уставы, договора, регламенты.
- Особенности координации волонтерской группы.
- Разбор острых и сложных ситуаций.
- Организация работы с волонтерами в движении “Даниловцы”.
- Начало работы координатора – подготовка к созданию собственной группы.
- Роль координатора волонтерской группы в ПНИ.
- Конфликтные ситуации волонтеров с учреждением и персоналом.
- Конфликтные кризисные ситуации: разбор кейсов и выработка решений.