Здесь улыбка — самая крутая награда. Интервью с координатором Даниловцев в ДДИ 15
Волонтеры «Даниловцев» посещают четыре московских Детских Дома-Интерната для детей-инвалидов — ДДИ. В этом году новым координатором в ДДИ №15 стала Юлия Курбатова. Всю неделю она работает в офисе, а по воскресеньям приходит в детдом гулять с детьми. Эти дети не ходят и не говорят, но Юлия уверяет, что их улыбка — самая крутая награда для волонтера.
Раньше Юлия Курбатова была волонтером в другом ДДИ. Там она получила первый опыт занятий с детьми, у которых есть нарушения в развитии. Она играла с ними, готовила творческие занятия. Сейчас перед Юлией стоит задача посложнее.
— Наши дети почти все в колясках и неречевые. Есть мальчик, у него была операция, его надо «расхаживать» понемногу. Девочка одна тоже ходит полноценно. И еще есть Маша, она делает все по своему желанию: хочет — на коляске, не хочет — сама ходит. Но это исключения.
— И что вы делаете на прогулке?
— Нас, как правило, в детдом приходит пятеро — я и четыре девушки-волонтера. Каждый берет одного ребенка, одну коляску. Волонтер волен сам выбирать способ общения — кто-то истории рассказывает, кто-то включает музыку, кто-то сам может спеть. У меня с собой всегда какие-то штучки есть — пузыри мыльные, шнурочки с узелками. Я предпринимаю попытки как-то улучшить моторику. Очень все тяжело идет, но недавно я слушала лекцию директора ЦЛП «Особое детство» Анны Битовой и поняла, что такие дети безусловно чему-то научатся, если это повторять изо дня в день. И в меня это вселило дополнительную уверенность, что нужно продолжать. Но, конечно, иногда и мне хочется просто песни попеть!
— Перед тем, как возглавить группу волонтеров, вы закончили Школу Координаторов. Вам это помогает сейчас?
— В рассылке движения «Даниловцы» я почти одновременно увидела два объявления: что ищут координатора в ДДИ №15 и что начат набор в Школу Координаторов. Я решила, что раз так все совпало, надо идти и пробовать. И Школа стала мне дополнительным подспорьем и придала уверенности в себе. Потому что есть разница: просто так пойдешь и будешь на своем опыте шишки получать, или тебя сначала научат, дадут какую-то информацию, структуру, алгоритм действий и уже после этого в дело пустят. То есть ты с самого начала все будешь делать правильно, а это же польза и детям, и волонтерам.
Оказалось, что все процессы, из которых состоит наша работа, уже описаны со стороны и волонтера, и координатора, и даже учреждения. И очень круто, когда у тебя большая целая картина разбита на части, и эти части четко и структурированно рассмотрены с разных сторон. Я до сих пор свои заметки просматриваю. Например, готовлюсь к собеседованию с новым волонтером и, хотя уже не одно собеседование провела, все равно пролистываю конспекты со Школы координаторов.
— Когда вы первый раз пришли в ДДИ, что вы там увидели? Зачем там вообще волонтеры?
— Я увидела добродушие персонала и очень комфортные условия, созданные для большинства подопечных. Я очень рада, что попала в такое учреждение, где сотрудники смотрят с тобой в одну сторону. Их цель — не просто приход на работу. Большинство из нянечек и воспитателей чувствуют, что их предназначение — быть с детьми. Эти люди вызывают мое восхищение и уважение и дополнительно мотивируют приходить туда и помогать этим детям. Потому что ты тут не один, у тебя есть поддержка.
Изначально смысл нашей работы был в том, что мы приходим гулять с детьми по территории. Рук персонала на всё не хватает, и дети, как правило, гуляют в формате «подышать свежим воздухом» на террасе или веранде. Но кроме того, мы делаем этих детей более открытыми. Они чаще улыбаются, и эта реакция на окружающих становится постоянной. И сотрудники, находясь на работе и встречая эту улыбку, тоже дополнительно мотивируются. Мне кажется, мы там всю обстановку заряжаем положительным настроем.
Ну да, да, мне хочется в это верить! Я понимаю, что мы делаем простые вещи. Но внутри, в голове, я держу идею, что одно маленькое положительное действие связано со всеми другими и в итоге переходит во что-то большое, грандиозное и прекрасное. В какие-то новые условия, которые мы пытаемся для этих детей создать.
— У вас постоянная группа волонтеров?
— Да, четыре девушки как пришли с самого начала, так и продолжают ходить, и мне это безумно нравится. Они ответственно пришли в ДДИ, не просто так, а осознали и прочувствовали. Но я и на собеседовании старалась помочь расшифровать кандидату его внутреннюю мотивацию, максимально дать понять, чего человеку ожидать от наших прогулок. Девушки — большие молодцы. И я рада, что они с таким удовольствием проводят время с детьми. У нас создается такой немного хаотичный, но в целом очень веселый круг общения во время прогулок.
— А ребята-волонтеры у вас есть?
— У нас есть группа подопечных мальчиков, они крупные сами по себе, и плюс у них большие коляски с кучей каких-то наворотов. В зимнее время нам с девочками было тяжело. Если мы такую коляску брали, то чуть в горку — и ты прям упираешься и еле ее вкатываешь. И сначала парней-волонтеров совсем не было. Но недавно стали приходить трое. И с ними прогулки проходят еще лучше, потому что они берут на себя все самое тяжелое, и это очень выручает. И мы будем рады, если к нам придут еще ребята!
— Расскажите немного о детях.
— Например, есть такой Ислам, его не только волонтеры любят, но и вообще все ребята из детского дома. Он не разговаривает, не ходит, но при этом любит пританцовывать под музыку, у него живая мимика, он улыбается, хмурится и ярко выражает свои эмоции. В этой же группе есть Даша. Она любительница похохотать, любит мыльные пузыри. Зимой я для нее подбрасывала снег над головой, как будто нас засыпает. Ей нравятся такие простые представления, она всегда заливается смехом, и мы всячески дурачимся.
— Я правильно понимаю, что волонтером у вас может быть любой?
— Да. Я первое время переживала, что поскольку наши дети никакой обратной связи словесно не выражают, то и какую-то эмоциональную отдачу от них получить будет не так просто. И волонтер, придя и не увидев этой обратной связи, не сможет почувствовать смысл своей деятельности. Но связь будет. Этим детям надо больше времени, чтобы привыкнуть к человеку, почувствовать к нему расположение. Ты к ним приходишь два-три раза, они тебя уже узнают, реагируют на твою улыбку, взгляд, начинают ощущать тебя как близкого человека. Связь появится — не за один раз, понадобится чуть больше сил, чуть больше времени. И потом уже нельзя будет прекратить к этим детям ходить. Это очень крутая награда за такие простые действия.
Юлия Курбатова — координатор группы Добровольческого движения «Даниловцы» в Детском доме-интернате № 15.
Беседовала Анастасия Кузина — журналист, пресс-секретарь ДД «Даниловцы».