Допуск волонтеров в госучреждения: трудности и решение. Мнение руководителя Даниловцев
Как это ни печально, но поручения президента по итогам года волонтера о снятии барьеров для допуска добровольцев в социальные и медицинские учреждения так и не исполнены. Прошло полгода. Никаких федеральных, региональных, местных регламентов и порядков сотрудничества казенных учреждений и волонтерских организаций нет. В подавляющем большинстве случаев эта тема никак не регулируется и полностью отдана на усмотрение местных чиновников, директоров интернатов, главврачей. Мнение, а точнее, запрос пациентов и проживающих, желание, а точнее, готовность активных граждан стать волонтерами сегодня почти не учитывается.
Складывается впечатление, что чиновники не понимают и не видят, что тут много участников, интересантов и немало условий со стороны каждого. Медики и социальные работники отгородились от общественных инициатив забором разного рода требований и условий, решив, по-видимому, что их дело — эти условия сформулировать и отстаивать. Волонтерские организации при таком раскладе все больше похожи на дрессируемых собак, которые должны взять высоту. И взятие высоты оказалось целиком и полностью проблемой самих общественников.
Главная высота, которую надо преодолеть, — это сокращение требований необходимых анализов и прививок, ответственность за предоставление которых целиком и полностью возложена на волонтеров.
У каждого своя правда
Правда учреждений в том, что они несут ответственность за пациентов, они лечат, им важна эффективность лечения. Главный принцип: не навреди. Отсюда совершенно оправданное стремление к уменьшению рисков и выдвижению требований для волонтерского присутствия.
Проблема тут не в требованиях, которые сами по себе вполне понятны. Проблема куда глубже, она в непонимании самого явления социального волонтерства. Мне не раз приходилось слышать такой ответ от директоров учреждений: «Мы работаем, а вы, волонтеры, развлекаетесь. Не мешайте нам(!) и соответствуйте всем требованиям к персоналу. Мы, так уж и быть, готовы вас пускать. Но допуск вас — это ваши (волонтерские) проблемы». Вот это «не мешайте» и «вы развлекаетесь», на мой взгляд, и есть ключевой момент, характеризующий позицию персонала.
Слабое звено здесь слепой формализм. Учреждения безосновательно приравнивают волонтеров к персоналу со всеми вытекающими требованиями, тогда как понятие «волонтер» ни в каких документах, регламентирующих работу этих самых учреждений, не упоминается. По факту сегодня волонтеры ближе к друзьям и родным пациентов, нежели к сотрудникам. И такая трактовка разного рода норм и регламентов возможна.
На каждой встрече я говорю представителям учреждений, что волонтеры — не инопланетяне, которые маются от безделья. Волонтеры — это каждый из нас. У волонтеров не больше свободного времени, чем у доктора в больнице или у водителя автобуса или у менеджера бизнес-компании. У волонтеров такие же чувства и эмоции, такая же готовность преодолевать трудности, как и у всех. В дискуссии о регламенте невозможно не учитывать природу волонтерства.
Поясню на примере. Городские власти пбризывают горожан к активной позиции, к ответственности за свой дом, свой район, свой город. Если кого-то беспокоит пустырь под окном своей многоэтажки и он хочет посадить там деревья, предварительно убрав мусор, это же хорошо! А если такому человеку поставить условия? Мол, желание свое оставь в стороне. Сначала надо согласовать все с департаментом природопользования, с ЖЭКом, с милицией и пройти технику безопасности. Да еще и за свой счет. Я думаю, что в таком случае желание сажать деревья быстро отпадет.
Снова скажу. Кто такой волонтер? Это человек, реализующий свою добрую мечту. Его ресурс ограничен! Он безвозмездно готов делать свою работу. Он готов к каким-то понятным и простым шагам для этого. Он не готов решать чужие задачи и проблемы. Опыт нашей Школы социального волонтерства говорит, что сегодня почти нет людей, способных больше чем на месяц откладывать свою мечту, например, прийти к детям в больницу. И этот месяц, когда волонтер готов и поучиться, и пройти медицинские обследования. При этом, не забудьте, он работает, у него семья, друзья, увлечения. Свободного времени не так много.
Волонтеры сегодня не ломятся в больницы и хосписы. Уверяю вас. Если для соблюдения формальных требований и прохождения медицинских обследований им надо будет потратить два раза по полдня в рабочие дни, вероятно, это по силам каждому. Если же только получение необходимых справок в поликлинике может занять 4–5 рабочих дней (а для простых граждан так и есть), то это катастрофически сократит количество волонтеров!
И еще. Стоит перед городом задача позитивного воспитания молодежи? А вовлечения молодежи в созидательный труд на благо города? Однозначно! Так вот, ничего лучше эту задачу не решает, чем волонтерство.
На ком сегодня лежит ответственность?
Пока все участники не поймут, что ответственность общая и должна быть грамотно распределена, что каждому предстоит понять свою долю, дело не сдвинется и все больше будет напоминать пинг-понг.
Кто же интересанты волонтерского присутствия в казенных учреждениях?
Во-первых, пациент или проживающий. Его ответственность — изъявить желание на волонтерскую помощь (или готовность такую помощь принять), не мешать волонтеру при выполнении его работы и поблагодарить. Кому-то нужна уборка в палате, кому-то хочется услышать книгу на ночь, а кто-то, вероятно ребенок, мечтает слепить из пластилина город.
Во-вторых, это волонтер. Он дарит свое время и силы. При этом он обязан ответственно выполнять все, за что взялся, обязан соблюдать границы своей компетенции, правила, технику безопасности и подчиняться ответственным лицам. Волонтер обязан соблюдать все условия, в том числе относящиеся к его здоровью. Дело волонтера — только участок порученных ему работ. Волонтер в принципе не может отвечать за процесс в целом и решать чужие задачи.
В-третьих, есть волонтерская организация, например, наша — Добровольческое движение «Даниловцы». Мы уже 11 лет работаем в различных учреждениях. Мы отвечаем за набор и отбор волонтеров, за их подготовку и обучение, за свою долю организации их труда, за весь процесс бесперебойного волонтерского присутствия, за поддержку, за взаимоотношения с больницами и органами власти. Дел немало.
В-четвертых, есть конкретное учреждение. Его руководство ответственно за сбор желаний (и готовности) подопечных к волонтерской помощи, за свою долю организации волонтерского труда, за допуск волонтеров в учреждение, за ясные правила, за необходимый инструктаж, за обучение (если надо), за надзор, за позитивное и рабочее отношение персонала к волонтерам, за взаимодействие с НКО.
В-пятых, наконец-то необходимо упомянуть Департаменты Москвы, в ведомстве которых находятся различные учреждения. Их ответственность — быть гарантом исполнения законов и порядков взаимодействия с НКО. Департаменты отвечают за ресурсную и административную обеспеченность работы волонтерских организаций в учреждениях. Ответственность департамента и в разрешении конфликтов.
На ком же лежит ответственность за возможность для волонтеров в доступные им сроки и бесплатно получить необходимые медицинские справки и быть допущенными в учреждения? Неужели только на самих волонтерах? Я уверен, что нет. Организовать в доступной краткой форме медицинские осмотры волонтеров, прививки и справки — это прямая обязанность Департамента здравоохранения Москвы.
Как можно сформулировать задачу для всех участников?
Я думаю, что в отношении всех интересантов — волонтеров, волонтерских организаций, медицинских и социальных учреждений и департаментов — можно так сформулировать задачу: давайте придумаем механизм, чтобы за два раза по полдня в рабочие дни волонтер смог получить (или обоснованно не получить) минимально необходимую медицинскую справку для допуска в нужное ему учреждение.
Как тут распределяется ответственность?
- Волонтер должен потратить свое личное время и обязан следить за здоровьем.
- Волонтерская организация обязана донести до волонтера необходимые требования, дать и объяснить алгоритм действий и помогать при возникновении проблем.
- Учреждение должно четко и своевременно принимать копии справок и обеспечивать доступ волонтеров к своему рабочему месту. Не должно оно и вводить дополнительных избыточных требований.
- Департаменты должны предложить минимально необходимый список анализов с учетом различных видов учреждений и видов той работы, что могут делать волонтеры. Одно дело — красить забор больницы на улице, другое дело — мыть холл, третье дело — играть с детьми, четвертое — помогать персоналу в уходе за пациентами. И, что самое важное, департаменты обязаны обеспечить волонтерам возможность за два раза по полдня сдать соответствующие анализы и получить соответствующие справки. Оптимальный вариант, чтобы в Москве некоторые поликлиники внутри Третьего транспортного кольца вблизи станций метро принимали волонтеров по полису обязательного медицинского страхования по направлению от волонтерских организаций и делали в сжатые сроки все анализы, прививки, осмотры и т.д.
Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы»