Школа социального волонтерстваШкола социального волонтерства
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером

Волонтеры в детской психиатрической больнице

  • Главная
  • Блог
  • Волонтеры в детской психиатрической больнице
  • Мифы и реальность детской психиатрической больницы: опыт координатора Даниловцев

Мифы и реальность детской психиатрической больницы: опыт координатора Даниловцев

  • Разделы Волонтеры в детской психиатрической больнице, Организация волонтерства «Даниловцами», Статьи
  • Дата 3 июля, 2019

Волонтерская группа в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков имени Г.Е.Сухаревой существует 11 лет. Дважды в неделю мы навещаем детей, которые проходят там курс лечения.

Я пришла в группу полтора года назад и буквально через несколько месяцев стала ее координатором. Хотя изначально, когда приняла решение присоединиться к Даниловцам, чтобы помогать детям, не подозревала, где и как буду это делать. О больнице психиатрической даже не думала. Но на собеседовании мне посоветовали попробовать себя именно там – в Центре им. Сухаревой. После первого же посещения я поняла, что хочу прийти еще раз. И с тех пор у меня ни разу не возникло вопросов и сомнений по поводу правильности выбора. Как-то все совпало: мои ожидания от волонтерской деятельности, аудитория, группа волонтеров, которая хочет приходить именно в это учреждение. Пазл, видимо, сложился, и я почувствовала себя на своем месте. Как будто именно этого мне не хватало. Хотя раньше я отстранялась от этой сферы, как и большинство людей. Наверное по причине представления о психиатрической больнице, как о чём-то страшном, подсмотренном в фильмах ужасов.

Исходя из моего опыта, я попробую разобрать распространенные мифы о детских психиатрических больницах.

Миф первый. Все пациенты ничего не осознают, их можно сравнить с «пускающими слюни зомби».

Естественно, в таких учреждениях есть люди с диагнозами, которые и на внешнем облике отражаются.

Первое посещение больницы вызвало разные эмоции, но главная из них — удивление, сразу разрушившее стереотип. Я готовилась к неприятностям, а тут: да, проблемные, да, в основном из неблагополучных семей, да, понятно, что нездоровые, но всё же — обычные дети.

Если у ребенка острое состояние, и он может представлять хоть малейшую опасность, к волонтерам его не пустят, он чаще всего находится в отдельном помещении. Остальные же вполне сохранные, они ждут нас, радуются нашему приходу и очень ответственно подходят к тому или иному мастер-классу, который мы им приготовили. Подростки, конечно, иногда игнорируют, но не все и не всегда…

Для нас дети разделены на две возрастные категории: от 7 до 12 лет и от 12 до 18. Среди младших больше детей “с диагнозами”. Они нуждаются в серьёзном лечении, их лечат, но в первую очередь они нуждаются в любви, и это видно невооружённым глазом. Главное слово в их лексиконе — мама. Они согреваются им и, когда мы приходим, делятся с нами накопленным теплом. Это очень мощное впечатление.

У старших ситуация в принципе схожая, но среди них гораздо больше уже практически здоровых детей, попавших на больничную койку, как правило, вследствие семейных передряг, проблем с папой, с мамой (в основном с мамой!) и попытавшихся привлечь к себе внимание каким-то неординарным поступком, а то и попыткой суицида.

При всём при этом многие наши подопечные — натуры одарённые, развитые, умные и творческие. Недавно восьмилетняя девочка, узнав, что среди волонтёров есть человек, знающий финский язык, вдруг, к моему изумлению, легко и непринуждённо пообщалась с ним по-фински. Когда мы приходим, дети бегут навстречу с раскрытыми объятиями, буквально прыгают на шею, прижимаются и не хотят расставаться. Их доверие настолько переполняет мою душу, что я с радостью готова отдать и время своё, и то, чего они страждут: внимание, понимание, участие. Иногда ничего и придумывать не надо, никаких специальных занятий, просто посидеть с ними, поговорить, расспросить, похвалить, дать им почувствовать искренний интерес к их заботам и делам.

Кстати, важный вопрос для каждого волонтера: кто от  общения получает больше — наши подопечные или мы сами? Часто при расставаниях испытываю неловкость, от того, что ничего толком не успела сделать, хотя сама себя чувствую разбогатевшей.

Миф второй. Психически больные дети с диагнозами жестоки и опасны.

С твердостью могу теперь сказать – это совершенно не так! Дружелюбие, открытость и готовность к общению – главные качества детей. Сколько теплоты, нежности, заботы они направляют на нас каждый раз, это что-то необыкновенное. Какое желание помочь, поддержать, обнять нас. Честно говоря, у меня до сих пор иногда слезы на глаза наворачиваются от некоторых эпизодов.

Вспоминается один случай. В самом начале моего волонтерства я вела мастер-класс по оригами. А так как никогда раньше ничем подобным не занималась, понятное дело, волновалась. Так вот, одна девочка заметила, что мои руки слегка дрожат, и участливо поинтересовалась, в чем дело. На что я ей честно ответила, что переживаю за то, чтобы все получилось. В следующую секунду эта кроха положила руку на мою и сказала: «Не волнуйся, у тебя все получится!» А потом свой готовый бумажный тюльпан вручила мне со словами: «Вот видишь!»

Миф третий. Все психиатрические больницы похожи на тюрьмы.

Помещения больницы (я могу говорить только о нашем Центре), конечно же, ничем не напоминают тёмные и грязноватые киношные страшилки. Напротив, здесь много света и цвета от многочисленных детских рисунков и иных рукоделий, размещённых по стенам. Практически всегда, когда мы приходим, можно услышать чей-то смех, улыбающихся нянечек, которые обнимаются с детьми или проводят с ними разъяснительную беседу, воспитателей, которые вместе с девчонками занимаются творчеством. Понятное дело, что грусть и тоска присутствуют в этих коридорах постоянно. Но окружающее пространство точно не давит и не создает еще более удручающую атмосферу.

Миф четвертый. Персонал — злые люди в белых халатах.

И это совершенно не так. Со многими воспитателями я познакомилась за время моего пребывания в больнице. Попадались, конечно, не очень дружелюбные. Но это один-два человека. А в основном коллектив нянечек и воспитателей  – замечательные профессионалы и добрые люди. Их мало, а пациентов много, дел невпроворот, наверное есть нюансы, и каждого ребёнка приласкать-приголубить не всегда удаётся, но и резкого жёсткого слова я не слышала ни разу. Терпимые, дружелюбно настроенные, понимающие специфику поведения своих воспитанников — такие вот, в основном, труженицы.

Случаются, конечно, конфликты, но не безвыходные, решаемые. Есть больничные правила, поведенческие рамки, за которые детям выходить не позволяется. Периодически они за эти рамки выходят и не желают возвращаться, тогда, естественно, тон воспитателей несколько повышается, появляется строгость, но ни в коем случае не жестокость. Мне кажется, что и строгость та мягче, чем, допустим, моя строгость по отношению к родному сыну в похожих житейских ситуациях.

Положительную оценку работе воспитателей выставляют сами дети, бегущие к ним за решением любого маломальского вопроса: «Маргарита Васильевна, меня Маша опять обманула», «Светлана Анатольевна, смотрите, какую я открытку сделала, это вам!».

Миф пятый. Пациентам строго запрещено контактировать с внешним миром.

Да, конечно, есть определенные ограничения. Например, двери все закрыты, и дети не могут их открыть, телефоны под запретом и на улицу не всех выпускают. Но это не значит, что у детей совсем нет контакта с внешним миром. Приходим мы в свои дни, в другое время на базе больницы проводятся мастерские, где ребята делают очень красивые поделки, существуют театральные кружки. Также в праздники устраиваются балы, где детям делают макияж настоящие визажисты, а сотрудницы Центра танцуют в красивых бальных платьях.

Не знаю наверняка, как было раньше, но сейчас ни о какой закрытости, ни о каком ограничении свободы, помимо непосредственно связанного с медицинским режимом, не может идти и речи. Были бы желающие пообщаться-повозиться с детьми. Волонтёрам здесь рады.

Понятно, что ни в одной больнице не может быть «ох, как хорошо!». Детям особенно. Я обозначаю те плюсы, что помогают хоть немного развеять повседневную грусть больничной жизни. Хорошо, что этих плюсов становится больше.

Происходят улучшения и в волонтёрской жизни.  В больнице есть официальный куратор нашей деятельности. Она непосредственно на месте занимается организацией и оптимизацией того самого посетительского «конвейера». Например, недавно объявили карантин, это, конечно, — к сожалению, но то, что я узнала об этом заранее и мы не потеряли время в бесполезной поездке, не оказались перед закрытой дверью, это очень значимо.

Немного о волонтерах

Волонтёрами становятся по разным причинам. У меня в команде есть девушка, которая имеет профессиональный интерес — она учится на психолога. Другой нашей соратнице, у которой мама заболела психически, необходимо набраться опыта по уходу и общению. Я искренне восхищаюсь двумя подружками, самоотверженными и совсем молоденькими, но их мотивацию до сих пор не могу понять. Видимо, зов сердца, что называется. Некоторые волонтеры знают о “психиатрии” не понаслышке. Или сами прошли больничный путь, или близкие страдали. Понимая, каково это, люди просто не могут оставаться в стороне. В общем, группа наша особенная, разновозрастная, разношерстная, но очень оптимистичная. И трогательная — такую для себя я выделила главную черту. Особенность же в том, что мы — девочки, как, впрочем, и все наши подопечные. Эта общность в какой-то мере облегчает жизнь. Наши затеи проверяются просто: а было бы нам самим интересно то-то и то-то. Вспоминается, как перед Новым Годом мы предложили всем сделать маникюр. Салон красоты в больничной палате! Забавно, что и воспитатели неожиданно присоединились и увлеченно стали делиться идеями и опытом, а потом и заспорили о вкусах с маленькими модницами. Мы все вдруг подравнялись в статусе — девицы, красящие ногти. Нам даже в первый раз разрешили дождаться детей с ужина, который они проглотили, показалось, не заметив, очень уж не терпелось им продолжить прекрасный сеанс. И ни за что не хотели нас отпускать. Такое не забывается. Правда, в следующий раз надо будет придумать, как нейтрализовать сногсшибательный аромат ацетона, заполнивший тогда всё отделение…

Координатор в группе

Для пользы дела очень важны доверительные отношения координатора с каждым членом маленького волонтёрского коллектива. Хорошо представляя себе настроение, возможности и желания человека в конкретный день, можно правильнее спланировать посещение. Может быть, поставить перед коллегой какие-то новые задачи или, наоборот, упростить ему работу на этот раз. Со временем я поняла, что роль координатора проста: организуй, принеси, подай и, как в шутку говорят, выйди вон. И чем лучше я знаю, кто чем и как «дышит», тем легче мне эту роль «играть». Чем ближе координатор к волонтерам, с которыми приходит в больницу, тем комфортнее себя все чувствуют, и дело процветает. В этом плане очень помогает неформальное общение, желательно, дружеское. Конечно, сложно выбрать время ещё и для посиделок. У всех заботы, работы, домашние дела и прочее, почти все съезжаются издалека и затрачивают на дорогу уйму времени, но периодически нам удаётся пообщаться вне больничных стен, и это всегда здорово и продуктивно. В общем, считай, сколько раз мы после занятий вместе попили кофе, столько же родилось и классных идей. Казалось бы, мелочь — посидели, поболтали, но именно такие мелочи делают группу. Если волонтёры сплачиваются в дружескую компанию, успех всех начинаний обеспечен. Я в этом теперь уверена.

Придумали мы, например, в посещение накануне Крещения в старшей группе погадать. Затея пришлась по душе. Но самое главное, как же хорошо мы все в тот раз поговорили! Забыли про гадания, делились друг с другом планами, рассуждали о жизни, о работе, о мечтах, о любви, конечно. У подопечных горели глаза, нам и самим было безумно интересно. Подобное возможно только в компании хороших и добрых знакомых. Собрать такую — может быть, главная задача координатора.

Мне в начале деятельности на этом посту, как ни странно, помог карантин, который тогда длился долго, месяца полтора-два. Группа уже существовала, но каждый был в ней сам по себе. Хорошо, что за время вынужденного «простоя» удалось несколько раз собрать всех вместе. Мы познакомились, пообщались, что-то наметили. В общем, стартанули.

Есть еще одна задача у координатора – мягко, ни в коем случае не давя, поручать те или иные обязанности волонтерам: подготовить мастер-класс, написать статью, продумать организацию прогулки. Координатору нужно заботиться не только о своей группе, но и в первую очередь о себе. Чтобы не перегореть, сохранить ресурс, желание быть лидером группы и давать стимул волонтерам. Для этого необходимо очень четко распределять силы. Честно говоря, я это поняла, когда сама немного выдохлась… В какой-то момент просто почувствовала: «Все, не могу, не хочу». Хорошо, что это произошло под конец сезона. И мы как-то общими усилиями дотянули. Но лучше заранее предупреждать такое состояние и не переусердствовать. Хотя у всех есть такое: «Легче самому сделать, чем кого-то просить». Нет, нет и еще раз нет! Не легче. Усталость накроет внезапно, не успеешь подготовиться и подстраховаться.

Кадровая текучка в группе существует, это естественно. Кто-то покидает нас по разным причинам, и от усталости тоже. Что ни говори, дело сложное, затратное. К счастью, ряды волонтёров пополняются. Это очень радует, и милости просим. Дети ждут изо всех сил. Они уже приняли нас в свою жизнь.

Я вывела формулу, по моим ощущениям, верную:

Мы получаем гораздо больше, чем отдаём! Но надо это прочувствовать. Те волонтёры, которым это удаётся, остаются в группе надолго!

Александра Желтова, координатор волонтерской группы Добровольческого движения “Даниловцы” в НПЦ психического здоровья детей и подростков им. Г.Е.Сухаревой

Метка:базовые знания о социальном волонтёрстве

  • Поделиться:
sjeltova

Предыдущая запись

Гнев: как управлять собой? Тренинг с коучем
3 июля, 2019

Следующая запись

Социальное волонтерство: цели, задачи и смыслы работы с различными аудиториями. Опыт Даниловцев
11 июля, 2019

Вам также может понравиться

maxresdefault (11)
О проблеме допуска волонтеров в социальные и медицинские учреждения. Выступление руководителя Даниловцев
30 марта, 2021
NLM_5033-1536×1024
Как сделать так, чтобы волонтеров всегда хватало? Опыт рекрутинга в Даниловцах
25 марта, 2021
volonterstvo.-karantin-400×267
Условия допуска и работы волонтеров в учреждениях в период карантина. Круглый стол в ОП РФ
21 марта, 2021

Поиск

МЫ В СОЦСЕТЯХ





О НАС

«Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Проект 'Школа социального волонтерства' реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы

КОНТАКТЫ

Address: г. Москва, ул. Шухова, 17к2, м. «Шаболовская»

Телефон +74997887387

Email: info@danilovcy.ru

Education WordPress Theme by ThimPress. Powered by WordPress.

  • Privacy
  • Terms
  • Sitemap
  • Purchase

Хотите стать волонтером?

Присоединяйся к тысячам наших волонтеров и меняй мир к лучшему!

Стать волонтером