Все волонтеры моей группы — новички! Интервью с координатором Даниловцев в отделении ЧЛХ Морозовской детской больницы

— Группа у вас новая, расскажите — как она открылась.
— «Даниловцам» предложили открыть еще одну волонтерскую группу в Морозовке. В отделении челюстно-лицевой хирургии лежит очень много детей, и им нужны волонтеры. А я была волонтером в РДКБ, потом закончила Школу координаторов, и вот мне посоветовали взять на себя эту новую группу, новое направление. Я с радостью согласилась. Сейчас я, конечно, понимаю, что в координаторстве существует очень много нюансов и аспектов, о которых я не знала. Но это все решаемо!
— Как проходят первые посещения вашей группы?
— По-разному. В прошлый раз было два ребенка и четыре волонтера. Получилось слишком много внимания! Мне срочно пришлось придумывать что-то такое, чтобы всем было комфортно и удобно. Мы решили играть в настольную игру, чтобы все были задействованы.
— А что там за дети в отделении? Какой возраст, с чем они попадают в больницу?
— Дети самого разного возраста — и младенцы, и те, кому 14–15 лет. Лежат они примерно две недели. Ребята постарше чаще всего с какими-то травмами, а малыши лежат с врожденными нарушениями типа «заячьей губы». Ещё есть направление стоматологии: это дети, которым как-то неудачно вырвали зуб, и они теперь в Морозовке долечиваются.
Есть две категории детей: те, кто попал в больницу экстренно, и те, кто планово. Нам разрешают играть с плановыми.
— Вы предупреждаете волонтеров о том, что они могут увидеть?
— На собеседовании я обязательно это все проговариваю. Советую обязательно почитать информацию на сайте больницы, что их там ждет. Я предупреждаю, что в отделении они могут встретить детей с самой разной внешностью. Но они говорят: «Нет, это абсолютно не смущает, это вообще не проблема, мы идем помогать детям, и это — главное». И действительно, все волонтеры ведут себя нормально несмотря на то, что у ребенка может быть вся губа в зеленке или полголовы забинтовано.
— Вы с ними занимаетесь тем же, чем и в РДКБ? Детям можно бегать?
— Можно, у нас были активные игры. Я пытаюсь перенести что-то в свою группу из набора игр и мастер- классов РДКБ, но я не всегда заранее что-то планирую. Например, мы приходим, а детям — по 2–3 годика. Тут, конечно, импровизируем.
— И что можно сделать с детьми 2–3 лет?
— Рисовать, лепить из пластилина, раскрашивать. И все остаются довольны: и мы, и дети, и родители. Было такое посещение, когда мама оставила нам своего ребенка: «Да-да, пусть он с вами порисует, а я с вами в настольную игру поиграю». Так мы и разделились: одни волонтеры с мамами играли, другие — с детьми рисовали. И всем было хорошо.
— А знания Школы координаторов помогают в работе?
— Безусловно. Школа координаторов — это два месяца, в течение которых ты после работы идешь и думаешь: интересно, что сегодня будет?.. Мне Школа понравилась тем, что там была не только теория, но и интерактив. Мы учились с помощью командных игр, как формировать команду волонтеров, как их набирать, как управлять группой. И было много полезной теории про законы: как общаться с медучреждением, как правильно фотографировать. Было много интересных примеров и ситуаций, которые мы разбирали. Сейчас мне это очень помогает, несмотря на то, что все волонтеры в моей группе — новички! Все боятся, стесняются, все растерянные, боятся к детям подойти. Нужно найти подход к каждому — успокоить, сказать, что все хорошо.
— Вас это дело радует?
— Да! Мне нравится помогать и подопечным, и волонтерам. И пока всё получается!
Анна Козырева — координатор группы в отделении челюстно-лицевой хирургии Морозовской детской больницы.
Беседовала Анастасия Кузина — журналист, пресс-секретарь ДД «Даниловцы».