Технологии двух первых Школ координаторов: взгляд директора изнутри

Недавно, в мае 2019 года, нашему движению «Даниловцы» исполнилось 11 лет. Когда-то все началось с двух больничных групп. А сейчас групп уже 24: в детских и взрослых интернатах для инвалидов, в приютах и даже СИЗО. Только с начала этого года мы открыли пять новых! И все потому, что у нас раньше Школы координаторов не было. А теперь мы начали проводить обучение в Школе и можем готовить по 10–15 координаторов одновременно!
За 2018–2019 учебный год мы провели 2 учебных курса. На весенний записалось больше 30 человек, из них 13 достойно окончили обучение, прошли стажировку и получили сертификаты. Ко второму курсу мы учли некоторые особенности людей, желающих в будущем стать координаторами. И главное изменение, которое мы сделали, — мы включили в программу обучения стажировку в волонтерских группах. Потому что очень многие люди записываются на координаторов, не имея вообще волонтерского опыта. Иногда даже говорят: «Я вот долго присматривался, мне было страшно идти волонтерить, а тут я увидел Школу координаторов и решил пойти». То есть волонтером я быть боюсь, а вот, пожалуй, начну с координатора! Но как им работать потом?
Во втором наборе Школы было больше людей с волонтерским опытом. Были ребята из наших групп, которые дозрели до координаторства, пришли люди, которые уже руководят собственными проектами. Например — несколько участников из фонда «Я есть» вместе со своим руководителем. И тем не менее мы всем устроили стажировку в середине курса, и это получился хороший ход.
Учащиеся смогли посмотреть несколько разных групп, увидеть, что такое ДДИ, что такое больница, и дальше уже идти с большим пониманием.
Программу Школы мы составили сами, с нуля, это полностью наша разработка, потому что у нас большой опыт ведения координаторов, и мы понимаем основные опорные точки. Ведь самое главное — перестройка сознания. Координатор — это форма мировоззрения. Он должен видеть в первую очередь волонтеров, а не подопечных. Координатор работает с человеком, который ему ничем не обязан, ничего не должен и от которого нельзя ничего потребовать. При этом координатор отвечает за то, что сделал этот волонтер.
В самом начале будущие координаторы пробуют решать некоторые задачки. Рисовать схему волонтерской организации, в которой они предполагают работать. Обсуждают, что они как координаторы ждут от организации и что организация от них ждет. Формулируют свой призыв к волонтерам, решают некоторые кейсы, сложные ситуации. На этом этапе мы понимаем: кто готов с нами работать и с кем готовы работать мы.
Дальше мы даем возможность ознакомиться с тем, какие вообще есть учреждения, какие есть там подопечные. И главное, даем слушателям курса возможность понять — чего они сами хотят. Нужен ли им процесс или результат? С чем они готовы столкнуться, а с чем — нет? Что они хотят изменить в этом мире? Из этих ответов и рождается то место, где они могли бы себя максимально применить.
После этого мы разбираем некоторые вещи по управлению волонтерской группой, по налаживанию взаимодействия, обсуждаем границу волонтерской ответственности, рассказываем правовую ситуацию с учреждениями, с договорами и регламентами.
В деталях разбираем первое действие человека, который стал координатором волонтерской группы. Проговариваем — что за первые несколько месяцев надо сделать по пунктам. Что спросить в учреждении вплоть до того, где ваш шкафчик будет стоять. Выбрать интернет-площадку для общения с группой, все понять про необходимые медицинские справки и так далее. И на последнем занятии мы разбираем возможные кризисные, конфликтные ситуации.
Получился такой слаженный курс, и у нас уже начали открываться новые группы, которые возглавили выпускники нашей Школы. И не только у нас. Например, слушательница курса Ирина из Марфо-Мариинской обители еще два года назад задумала волонтерский проект, но ничего не двигалось с мертвой точки. И вот она пишет: «Неделю назад все зашевелилось! Все пошло, все совещания начались, и вот проект уже и готов, и даже страничка на сайте». Два года она не знала, как подступиться!
Общий вывод такой, что модель — рабочая. И если у человека есть представление, где конкретно и что он хочет делать, то набор рабочих инструментов он от нас получит.
Лидия Алексеевская — директор Школы социального волонтерства