Школа социального волонтерства: понятие, цель, задачи и направления работы
Под социальным волонтерством в самом общем смысле я понимаю участие активных и ответственных жителей города в оказании “социальных услуг”, дополняющих и восполняющих работу госучреждений в социальном секторе.
Важно понимать, что приоритетной моделью развития волонтерства по постановлению правительства является та, где “оператором” волонтеров является НКО.
Социальное волонтерство предполагает несколько направлений:
- Непрофессиональный труд волонтеров, направленный на повышение качества жизни людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания и, проходящих лечение в больницах. Прежде всего, речь об организации общения и досуга волонтеров с подопечными;
- Непрофессиональная волонтерская помощь персоналу стационарных учреждений в уходе за проживающими (кормление, переодевание и т.п.);
- Непрофессиональный труд, направленный на повышение качества жизни одиноких людей, проживающих в своих квартирах и не способных себя обслуживать. Проще говоря – это адресная помощь (помощь в быту и общение) на дому силами волонтеров;
- Наставничество, как индивидуальное сопровождение в развитии, социализации детей сирот, одиноких людей с инвалидностью и т.д.
- Непрофессиональное участие в профессиональных социальных программах. Речь, к примеру, о социализации и реабилитации людей с инвалидностью, о помощи семьям в ТЖС, о профориентации трудных подростков и т.п.
- Профессиональное (в соответствии со специальностью) участие в профессиональных социальных программах (социализация и реабилитация людей с инвалидностью, помощь семьям в ТЖС, профориентация трудных подростков и т.п.) Волонтерами могут быть психологи, педагоги, логопеды, реабилитологи, юристы и т.д.
- Профессиональная (в соответствии со специальностью) индивидуальная безвозмездная помощь людям в ТЖС по запросу. Волонтерами могут быть психологи, педагоги, логопеды, реабилитологи, юристы и т.д.
Сегодня социальное волонтерство имеет потенциал к развитию в направлениях 1, 4, 5, 6, 7.
Направление 2 предполагает тесный рабочий контакт с персоналом и “полупрофессиональный” контакт с подопечными. Эта деятельность технологически не отработана на стороне учреждений. Нет ясной нормативной базы. Нет отработанной модели разделения труда персонала и волонтеров. Нет отработанной в секторе НКО модели управления волонтерами в этом направлении. Проблема и в том, что такое волонтерство трудно объяснимо гражданам, ибо им непросто понять, почему нужно помогать персоналу, труд которого оплачивается. Такое волонтерство тяжело эмоционально. Поэтому оно не популярно и в регулярном системном виде реализовано только в БФ “Вера” при условии жесткой связки Фонда и учреждений.
Самым массовым и востребованным является направление 1. Это обусловлено тем, что все московские стационарные учреждения открыты для волонтеров и объем запросов на простую неквалифицированную помощь в десятки раз выше тех возможностей, что по факту представляет некоммерческий сектор.
Направления 5, 6, 7 имеют относительно небольшой запрос на волонтеров, ибо реализуются небольшим количеством НКО и требуют по определению меньшего количества волонтеров.
Направление 3 – самое трудное для системного волонтерства. Запрос на такое волонтерство огромный и неподъемный. По факту адресную помощь силами волонтеров в Москве развивают (если развивают) одна-две организации.
Со стороны НКО технологически отработаны направления 1 и 4. Они же описаны. В этих направлениях работают известные и опытные НКО.
Школа социального волонтерства
Я воспринимаю школу, как большую долгосрочную многоуровневую программу, смысл которой – развитие социального волонтерства в Москве на основе технологий и наработок некоммерческого сектора.
Цель “Школы социального волонтерства” – создание и развитие в Москве системы профессиональной и методической поддержки социальных волонтерских программ и проектов в области социального обслуживания населения, реализуемых силами некоммерческих организаций.
Главным результатом может стать стабильная во времени (неуменьшаемая) волонтерская работа в казенных учреждениях с точки зрения охвата лиц, нуждающихся в помощи.
Я говорю не о разовых и разрозненных привлечениях волонтеров, а о том, чтобы волонтерская работа стала постоянной и неотъемлемой частью работы учреждений. Важно не только охватить помощью определенный процент людей, но и удержать это охват на годы вперед. Создать систему преемственности. И это самое трудное.
Практическая цель “Школы социального волонтерства” создание в Москве системы развития и поддержки социальных волонтерских программ и проектов в стационарных учреждениях социального обслуживания населения, реализуемых силами некоммерческих организаций.
Практические задачи:
- мониторинг работы сектора НКО в области социального волонтерства для выявления лучших практик и новых партнеров в области социального волонтерства;
- изучение опыта и методическая работа в области социального волонтерства, публикация материалов;
- “внедрение” в сектор НКО “стандартов” и технологий эффективной и надежной работы по социальному волонтерству;
- первичная подготовка и мотивация граждан Москвы для волонтерского участия в социальных проектах (реализуемых НКО) в области социального обслуживания;
- помощь НКО в “прокачке” компетенций социальных волонтеров;
- акселерация новых социальных волонтерских проектов НКО в стационарных учреждениях (подготовка координаторов волонтеров, передача им технологии, консультативное и супервайзерское сопровождение на первом этапе, административное сопровождение при начале работы в учреждениях);
- организация обмена опытом и изучения лучших практик среди НКО;
- обучение НКО различным аспектам технологии социального волонтерства.
Направления работы
В соответствии с задачами работа Школы имеет следующие направления работы:
- Выявление и мониторинг работы партнерских НКО, соответствующих определенным требованиям. В эти НКО будут направляться НКО и опыт этих НКО может быть представлен в работе Школы;
- Организация “точки входа”социальных волонтеров и распределение их по партнерским НКО для участия в социальных программах;
- Мониторинг работы партнерских НКО с новыми волонтерами;
- Организация реализация учебного направления “Искусство быть волонтером” по “прокачке” навыков социальных волонтеров;
- Организация реализация учебного направления “Волонтерские технологии” для обучения представителей НКО различным аспектам организации волонтерства;
- Организация реализация направления по обмену опытом НКО “Лучшие практики” (включая занятия “Я – руководитель НКО”);
- Организация реализация акселерации новых социальных волонтерских проектов от НКО (обучение, консультации и сопровождение);
- Координация работа сотрудников Движения “Даниловцы” и сотрудников “МК” по реализации Школы социального волонтерства.
Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения «Даниловцы»