Школа социального волонтерстваШкола социального волонтерства
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером
  • Мы
    • О нас
    • Эксперты
    • Благодарности
    • Контакты
  • Расписание
  • Программы
    • Школа координаторов волонтерских групп
    • Организатор волонтерской деятельности. Региональная онлайн программа
    • Волонтер 1.0
    • Надежный волонтер
    • Организатор волонтерской деятельности
  • Онлайн
    курсы
  • Тексты
    Видео
    • Медиатека
    • Видео
    • Видео блоги
    • Статьи
    • Книги
  • Анонсы
    • Новости
  • Поддержите
    нас
  • Стать
    волонтером

Волонтеры в детской психиатрической больнице

  • Главная
  • Блог
  • Волонтеры в детской психиатрической больнице
  • Волонтерская группа в детской психиатрической больнице: интервью с координатором Даниловцев

Волонтерская группа в детской психиатрической больнице: интервью с координатором Даниловцев

  • Разделы Волонтеры в детской психиатрической больнице, Организация волонтерства «Даниловцами», Статьи
  • Дата 5 мая, 2020

 

Александра Желтова – координатор группы в Центре психического здоровья детей и подростков. Она рассказывает, в чем особенности организации работы волонтеров с детьми, имеющими психиатрические диагнозы. Вкратце их можно описать так: обнимать, не говорить о семье, быть рядом и еще раз обнимать.

– Александра, почему ты пошла волонтером и потом возглавила группу именно в психиатрической больнице?

– Это был совет куратора Алены Характеровой. И к тому же это было мне удобно по времени и месту расположения. Хотя, если честно, если бы мне до этого сказали, что я пойду в психиатрию, я бы не поверила. Потому что, как и многие другие люди, я, конечно, побаивалась. И были сомнения, смогу ли я общаться с этими детьми, и что меня там ждет… Но придя в больницу, уже после первого раза я отмела все сомнения и поняла, что буду ходить именно туда.

– Что изменилось в твоей жизни, когда ты стала координатором?

– Много чего, потому что у меня появилась группа, с которой надо постоянно взаимодействовать, что-то организовывать. Появилось много дополнительных обязанностей, встреч. Во время карантина, – а они происходят в учреждениях регулярно, – мне надо стараться удержать группу. Мы все время общаемся, я придумываю разные штуки, чтобы как-то и дальше сплачивать людей.

И конечно, появилась ответственность за волонтеров и подопечных, потому что когда мы приходим в больницу, эта ответственность вся лежит на мне: и взаимодействие с администрацией, и разные рабочие вопросы. Все это решаю я, чтобы мои волонтеры чувствовали себя спокойно и уверенно.

– Как выглядит Центр?

– Да это обычная больница, за исключением того, что все двери без замков. То есть дети сами не могут их открыть. Даже в туалет. Все открывается специальными ключами.

Лечатся в ней дети и подростки от 7 до 18 лет. Мы посещаем две группы, младшую и старшую. Диагнозы разные, в подростковой группе больше депрессий, суициды. Есть и серьезные заболевания, но поскольку мы не обладаем в полной мере информацией, мы подчас и не знаем, что с ребенком. Можем только внешне оценить, но иногда это совершенно незаметно. Вот перед тобой совершенно нормальный подросток, и ты только диву даешься, почему он тут находится.

Очень многие дети из неблагополучных семей, где есть проблемы с наркотиками, с алкоголем. Дети в таких семьях оказываются никому не нужными, без должного ухода и внимания, это сразу заметно. И этим детям мы очень нужны! Они радуются нашему приходу, и я иногда просто наблюдаю реальную терапевтическую помощь, которую оказывает наша группа. Дети сами говорят: «Вы – единственные нормальные люди, которых я вижу в своей жизни». Это печально, но часто это так и есть.

– Есть ли в психиатрической больнице своя специфика, и сильно ли всё отличается от работы в других больницах, с одной стороны, и групп, которые работают с трудными подростками, с другой?

– Могу сравнить только с РДКБ. И там, конечно, другая атмосфера, потому что дети с психиатрическими диагнозами отличаются от детей с другими заболеваниями. А вот на «Квартал» больше похоже. Особенно старшая группа. Потому что все, что я слышу про «квартальцев», можно сказать и про наших детей, включая наркотики.

– А наличие диагнозов как-то влияет на ваши занятия? Надо ли их учитывать?

– Бывает, что ребенок не умеет делать чего-то элементарного в свои 10 лет. Кто-то делает вид, что не умеет, чтобы сделали за него. Таким образом, он ищет внимания к себе, чтобы волонтер от него не отходил ни на шаг. Бывает, дети ругаются, агрессивно себя ведут. Но в целом, из 30 детей только несколько могут выделяться. А большинство будет сидеть и с удовольствием заниматься.

– Сложно бывает выйти на контакт с новым ребенком?

– Бывает, просто, бывает – очень сложно. Иногда за два месяца не удается выйти с ребенком на контакт, и кажется, что он совершенно не хочет с нами общаться, потому что всегда сидит отдельно и никогда не участвует в занятиях. Но потом спустя два-три месяца ты от него слышишь свое имя, и оказывается, что он прекрасно понимает, чем мы тут занимаемся. Больше того, ему всё нравится, но – на расстоянии.

– Что в больнице делает волонтер, зачем он там?

– Мы там очень нужны! Иногда важно просто побыть рядом с ребенком – дети обделены этим вниманием, нормальными человеческими разговорами. Их домашнее окружение не может дать им участия, показать, что они интересны, что они нужны кому-то, и в этом плане мы там кстати. Некоторые дети не умеют играть, например, в бадминтон. И когда они с нашей помощью учатся этому, то столько радости в глазах! Ведь они даже не представляли, что можно так проводить свободное время.

– В чем состоит ответственность волонтера в больнице?

– Самая главная – не навредить ребенку. Наша задача – показать нормальное общение и взаимоотношения, которые бывают в жизни. Одному ребенку нужно просто с кем-то поговорить. Второму – что-то посоветовать. И запросы поступают именно от детей. Каждому ребенку надо что-то свое. Кому-то – просто посидеть с волонтером один на один, зная, что это – твой волонтер, что он сидит рядом и никуда не отходит. Таких детей много, они просто вцепляются и говорят: «Пойдем поговорим». О чем угодно. И в эти моменты всплывают какие-то тяжелые темы, которые лучше не затрагивать или перевести разговор на другую. Потому что тут очень тонкая грань, и мы не знаем диагноз ребенка, не знаем, чем его лечат, и тут важно не пускаться в нравоучения или серьезные разговоры, потому что ситуации бывают разные.

– А ограничения в общении есть?

– Да, меня к этому готовили, и предыдущий координатор говорила, на какие темы нежелательно говорить: это семья, взаимоотношения с родными. Но там и видно бывает: начинаешь общаться и понимаешь, что туда лучше не лезть, настолько это больная тема. И еще диагнозы – мы их не обсуждаем, как и все вопросы, касающиеся здоровья. Потому что многие дети делают акцент на том, что «я здоров, я просто здесь обследуюсь».

– Как избежать слишком личных отношений, когда ребенок привязывается к волонтеру?

– Да, это неизбежно… Действительно может установиться очень тесный контакт между ребенком и волонтером, и девочка может потом ждать конкретного человека, спрашивать про него. И у меня была такая ситуация: две сестренки, я просто не знала, как сдержать слезы, когда они просили мой телефон… Бывает очень сложно эмоционально, потому что всех девочек жалко, и хочется как-то помочь. Но понятно, что ничего изменить в их жизни мы не в состоянии, и надо просто эту грань не переходить. А это иногда бывает не очень легко, потому что и ты к ребенку проникаешься, и ребенок к тебе… Здесь нужны личные границы, потому что ситуации у девчонок разные, и они бывают очень тяжелые. Мы просто не в состоянии ничего сделать. Мы можем сделать только то, что можем – прийти и подарить им свое время и внимание.

– Бывает, что волонтерам нужен психолог?

– Да, бывает. Но за два года у меня был всего один такой случай. Девочку вернули в детский дом из приемной семьи, и она очень просила волонтера и воспитателей удочерить ее. И нашему волонтеру это далось тяжело, она даже потом не могла ходить в больницу какое-то время. Но психолог «Даниловцев» ей помогла разобраться в этой ситуации и перенастроиться.

И у меня была трудная ситуация, но я это связываю больше с эмоциональной усталостью, потому что был конец волонтерского года, и уже было тяжеловато ходить в больницу. Волонтерам обязательно нужен отдых! И вот в то время в больнице была девочка, которая очень часто возвращается на лечение. И была какая-то жесткая история, когда мы пришли однажды летом, и внезапно узнали, что у нее есть только зимние вещи, потому что с зимы родители к ней не приходили. Отправили в больницу и запили или еще что-то, и их найти не могут. И девочка была в чужих вещах. Честно говоря, я потом сама несколько дней приходила в себя. Очень было ее жалко. После этого, к счастью, начались каникулы, и удалось перезагрузиться.

– С какой мотивацией приходят волонтеры в психиатрическую больницу?

– В принципе, мотивы похожи. Люди хотят заняться чем-то, реально приносящим пользу. Я думаю, любой нормальный человек к этому однажды приходит. Бывает, приходят девчонки-студентки, которые учатся на психолога, и им в принципе интересна эта тема. Одна женщина пришла – у ее мамы были психические нарушения, она всю жизнь с этим жила, и ей стало интересно, как это все работает. Но проходила совсем недолго. А в основном, да – люди приходят поделиться чем-то теплым, хорошим, сделать что-то полезное, потому что у них есть на это ресурс – время и возможность посещать больницу.

– А ты с их мотивацией как-то работаешь?

– На мотивацию можно влиять и нужно, особенно, когда бывают перерывы в работе. Надо находить общие интересы, пытаться группу волонтеров сплотить, встречаться. Это не всегда, конечно, получается, это достаточно тяжело. Но иногда это удается и удается здорово!

Люди должны понимать, что они – не одни, а находятся в составе чего-то большого. Когда волонтеры абстрактно себе это представляют, то это не всегда понятно – где-то я, а где-то – Движение какое-то… А вот чтобы человек понимал, что он – часть большого Движения, нужны общие встречи. Они очень укрепляют отношения внутри волонтерской группы, люди так воодушевляются, им сразу хочется что-то делать, чем-то заняться, хочется дальше встречаться. И это – задача координатора.

– Какие ты видишь в своей группе этапы волонтерства?

– По-разному. Волонтеры, которые регулярно посещают больницу, каждую неделю, ходят год или восемь-девять месяцев. У меня в группе есть только две девушки, которые ходят два года, но они приходят не каждую неделю, а когда могут. А в основном – несколько месяцев. Больше года – такого не было.

– Что получает волонтер от своей деятельности?

– Огромный эмоциональный подъем. Странно, но об этом все говорят – и волонтеры, и координаторы, – что ты идешь отдавать, а получаешь гораздо больше. И поначалу это очень шокирует, потому что ты не понимаешь даже, как это может быть. Но ты выходишь настолько наполненным, ты что-то сделал, ты увидел результат своего посещения в глазах детей, столько благодарности, когда они виснут на твоей шее, обнимают и чуть ли не мамой называют – такое тоже бывает! И это тебя наполняет, придает смысл твоей жизни. Ты понимаешь, что на самом деле все не зря, все не впустую, потому что в обычной жизни ты редко испытываешь такие эмоции.

Так что волонтер получает очень много. Если он это прочувствовал и если он бережет свои личные границы. А иначе ты там долго не сможешь: отдавать – это круто, но надолго тебя не хватит. И вот когда ты поймешь, как это работает, тогда есть шанс, что ты на это подсядешь и будешь ходить в больницу еще долго-долго.

Александра Желтова, координатор группы Движения “Даниловцы” в НПЦ психического здоровья детей и подростков Г.Е. Сухаревой.

Беседовала Анастасия Кузина — журналист, пресс-секретарь ДД «Даниловцы».

Метка:базовые знания о социальном волонтёрстве

  • Поделиться:
sjeltova

Предыдущая запись

Целостность волонтерского проекта: быть или не быть? Вебинар
5 мая, 2020

Следующая запись

Как открыть группу для малышей с особенностями развития в доме-интернате? Опыт координатора Даниловцев
5 мая, 2020

Вам также может понравиться

maxresdefault (7)
Кому и как я могу помочь? Вебинар для начинающих волонтеров с руководителем Даниловцев
28 февраля, 2021
maxresdefault (6)
Что из онлайн-волонтерства останется после пандемии в социальной сфере? Выступление руководителя Даниловцев
21 февраля, 2021
maxresdefault (4)
Агрессия в поле добра – естественное или недопустимое? Онлайн-тренинг для волонтеров
30 января, 2021

Поиск

МЫ В СОЦСЕТЯХ





О НАС

«Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Проект 'Школа социального волонтерства' реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы

КОНТАКТЫ

Address: г. Москва, ул. Шухова, 17к2, м. «Шаболовская»

Телефон +74997887387

Email: info@danilovcy.ru

Education WordPress Theme by ThimPress. Powered by WordPress.

  • Privacy
  • Terms
  • Sitemap
  • Purchase

Хотите стать волонтером?

Присоединяйся к тысячам наших волонтеров и меняй мир к лучшему!

Стать волонтером