«Вы здесь гулять не будете!»

На этой неделе в сети разлетелось видео, на котором женщина в грубой форме выгоняет с детской площадки жилого комплекса воспитанников инклюзивного центра. Она аргументировала это тем, что дети с особенностями развития напугали ее внучку. Пользователей интернета возмутило поведение петербурженки. «Вы здесь гулять не будете. У вас есть ваш двор, еще и в вашем дворе мы выясним, можете ли вы там гулять с детьми вот с этими особенностями. Организовывайте свою площадку и там гуляйте. У вас свои должны быть карантины, всякая х***ь», – сказала возмущенная бабушка тьюторам центра «Какая разница».

Вскоре видео использовали в своих сюжетах многие СМИ, после чего обсуждение ролика приобрело другой оттенок. Появилась теория о том, что случившееся – не более, чем запланированный пиар со стороны инклюзивного центра. Эту версию в своих Stories разобрала блогер-миллионник Ангелина Дубровская. Девушка уверена: сотрудники центра для детей с особенностями развития сознательно пошли на конфликт с местной жительницей для привлечения внимания к своей организации.

После активного освещения ситуации в СМИ и социальных сетях, неравнодушные россияне перечислили на счет инклюзивного центра более миллиона рублей. По словам руководителя организации Валерии Катаевой, все средства пойдут на ремонт помещений и погашение кредитов.

«Мы никогда не говорили, что все сделано на кредитные средства, нам есть во что вкладываться и что делать, нам никто не помогает. У нас нет меценатов, нам не помогает государство, мы все делаем сами, все держится на личной инициативе», – прокомментировала неожиданную поддержку Валерия Катаева изданию «Подъем».

Елена Куликова, психолог добровольческого движения «Даниловцы», помогающего в том числе детям с особенностями развития, отметила, что к происходящему на видео не может относиться однозначно:

Мы до конца не знаем, что произошло. Мы не были свидетелями этого ужаса, который попал в сеть. Там была взаимная провокация друг друга. Я не могу однозначно занять какую-то сторону. Но выводы из произошедшего сделать можно: эта ситуация отразила то, что происходит в обществе. Мы сейчас говорим о толерантности, о гуманистическом обществе, принятии другого. Но это заканчивается там, где появляются конфликтные ситуации. В такие моменты про толерантность и мир мы забываем.

Начинать нужно с себя

Была ли эта ситуация сознательной провокацией с целью привлечения внимания (и денежных средств), или конфликт произошел случайно, – не так важно. Гораздо важнее, что уровень готовности общества взаимодействовать с людьми, которые из-за различных заболеваний отличаются поведением и внешностью, очень низок. В Советском союзе инвалидов не было. Вернее, партия старательно пыталась скрыть угрожающих картине идеальной нации людей. СССР давно нет, но неприятие «других» осталось. Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы», уверен: корень проблемы не в общении на детских площадках, а в устаревшей школьной системе.

Начинать образовывать детей и родителей должны именно школы. Важно правильно донести в классах и на собраниях мысль о том, что каждый человек ценен сам по себе. Ушло советское представление о том, что инвалидов нет. В современном мире мы можем создавать условия для каждого, вместе развиваться и учиться.

Пока что детей с особенностями развития чаще отдают в специальные инклюзивные группы, так что ученики общеобразовательных школ и их родители оказываются не готовы к встречам с ними в общественном пространстве и не знают, как себя правильно вести.

Начнем с одного из самых спорных моментов – как правильно называть людей с синдромом Дауна, аутизмом и другими заболеваниями? По словам Юрия Белановского, термин «особенные дети» –  не совсем корректный. Правильнее говорить – «с особенностями здоровья/развития/поведения». Тогда мы оцениваем не ребенка, а особенности, которые у него есть, и в этом смысле ставим его в один ряд с нами.

Юрий рассказал нам о впечатлениях волонтеров, которые впервые встречаются с такими детьми и взрослыми:

Во время таких встреч добровольцы делают для себя потрясающее открытие: эти люди обладают стремлением к общению и теми же доступными нам способами коммуницировать, только с учетом их болезни и особенностей развития. Идя туда, некоторые волонтеры изначально предполагают встретить совсем других людей, отличных от нас, чуть ли не инопланетян, а встречают обычных, которые просто выглядят немного иначе. Но и к тому, что уровень развития собеседника не соответствует визуальному образу (например, 30-летняя девушка по манере общения напоминает 15-летнюю), тоже быстро привыкаешь.

Оказываясь в одном пространстве с детьми, обладающими какими-либо особенностями развития, важно вести себя с ними так же, как мы ведем себя с любыми другими чужими детьми. Когда мы реагируем естественно и спокойно, наше поведение к этому ребенку равнозначное и укрепляет его.

При первом общении с людьми, имеющими особенности развития, вас может смутить их стремление дотронуться до вас. Это действительно может быть несколько неожиданно. Важно знать, что для таких людей важен тактильный контакт, поэтому они не всегда чувствуют личные границы. В этом нет никакого злого умысла: им нужны прикосновения ради того, чтобы вас ощутить и контакт был более настоящим. Когда волонтеры приходят к людям с особенностями развития в красивом платье или костюме, первые несколько минут их подопечные посвятят тщательному изучению одежды, и постараются потрогать каждую бусинку и брошку. К этому нужно просто привыкнуть и понять, сколько эмоций доставляет этот способ изучения окружающих таким людям.

«Можно я с ним поиграю?»

Для взрослых изучение темы особенностей развития и ее принятие в эпоху интернета не составляет труда, при желании об этом можно узнать из самых разных ресурсов – от статей на сайтах благотворительных организаций до художественных фильмов. Объяснить своему ребенку, почему его сверстник на детской площадке ведет себя или выглядит не так, как все, может быть труднее. Психолог Елена Куликова советует начать с собственного восприятия: «Зачастую маленькие дети вообще не обращают внимание на отличия.  О том, есть ли у другого какие-то особенности, он может вообще не думать. У него есть только одна реакции: комфортно ему находиться с другим человеком или нет. Дети больше ориентированы на реакцию взрослых. Если взрослый реагирует бурно и пугается, то в этот момент пугается и ребенок. Он может не успеть еще отследить свою реакцию, как уже подхватывает чужую».

Если ваш ребенок задает вам прямой вопрос о причинах непривычного поведения и внешности другого ребенка, важно объяснить ему простую вещь: все люди разные, и это не страшно. Детям нужно в меру возраста давать понять, что человек – всегда ценность сама по себе.

Специально принуждать своего ребенка к общению с другими детьми для того, чтобы он больше о них узнал, не стоит. Но в случае его инициативы вступить в контакт с «особенным» ребенком, важно научить не нарушать чужие границы и объяснить, что сначала нужно узнать, хочет ли этого общения другой ребенок. Такие дети на площадке не бывают в одиночестве, поэтому сначала проще самостоятельно подойти к маме или к папе и напрямую спросить, есть ли смысл в коммуникации с их ребенком. При положительном ответе можно сразу узнать, как себя лучше вести, в какие игры лучше играть, что можно делать и говорить, а что нельзя. Чаще всего родители дают совет просто быть собой при общении с их детьми, но, если какие-то действия могут вывести их ребенка из равновесия, они вас об этом предупредят. Когда мы показываем нормальное общение со взрослым и задаем вопросы, мы подаем своему ребенку пример здоровой коммуникации.

У детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы могут происходить резкие переключения настроения. Ребенок с аутизмом во время игры с вашим ребенком может внезапно закричать или начать проявлять агрессию, если ему что-то не понравилось. По словам Юрия Белановского, в таких случаях важно донести до своего ребенка, что у его сверстника по-другому устроен мозг и он иначе воспринимает мир. В такие моменты и формируется эмоциональный интеллект. После второго-третьего раза вы будете знать, как реагировать. Главное объяснить ребенку, что эта эмоциональная реакция не связана с ним как с таковым. Она вызвана особенностью мировосприятия и невозможностью саморегулировать некоторые моменты. Скажите своему ребенку: «Если ты видишь, что твой друг начал эмоционально себя проявлять, не настаивай на своем, а спокойно обратись к его родителю и спроси совета. Не воспринимай его поведение на свой счет. Когда в следующий раз ты встретишь его на площадке, ты заметишь, что он рад тебя видеть, а та ситуация к тебе не относилась».

Мир полон людей, отличных от нас. Ваше окружение может отличаться по цвету волос, нации, характеру и возможностям здоровья. Это нужно просто принять и быть открытым к непривычному. Если сегодня взрослые научатся с терпением и пониманием относиться к непохожим на них людям, то завтра у детей не будет возникать сложностей в восприятии их «особенных» сверстников.