Как сделать так, чтобы волонтерство стало нормой жизни и повседневностью? Мнение руководителя Даниловцев
Я знаю, как сделать так, чтобы волонтерство стало нормой жизни и повседневностью. У меня есть простой ответ. Я предложу две зарисовки, два образа. И на их примере поясню, что же нужно делать.
Про пассажирский трап в самолет
Когда я учился в институте, один из преподавателей рассказывал об интересном инженерном проекте – специальном пассажирском трапе для престарелого и слабого Леонида Ильича Брежнева. Суть в том, что пожилому Леониду Ильичу было тяжело ориентироваться в пространстве и тем более ходить по лестницам. И поэтому решили построить трап, который генеральный секретарь ЦК КПСС должен был как бы не заметить. Ну вот он выходит из машины и продолжает не спеша по-стариковски идти. Идет, идет, с кем-то разговаривает и бац, он уже входит в самолет.
Нам, студентам преподаватель говорил, что такой трап был сконструирован.
Выгоды, стимулы, удобства и субъект действия
Мне важно обратить внимание, что в самолете могло быть что-то привлекательное для Леонида Ильича, например, хороший коньяк и закуски или добрый друг, прибывший раньше.
Возможно, кто-то мог поторапливать Брежнева, взяв его под руку и ускорив шаг. А может быть напоминали ему о том, что он опаздывает. Могли даже заблаговременно позаботиться об удобной обуви и костюме для ходьбы.
Но! И это важно. Несмотря на выгоды, подталкивания и удобства, ключевыми элементами этой системы останутся сам Леонид Ильич как субъект действия и пассажирский трап, без которого невозможно попасть в самолет.
Что тут главное?
Вы уже поняли, что трап – это образ волонтерской организации. Леонид Ильич – образ волонтера. В этой картине все на своих местах и предельно понятно.
Без субъекта действия вся история бессмысленна. Только сам субъект знает куда и зачем он летит и летит ли вообще. Субъект может даже поменять свой маршрут. Пусть не всегда это возможно во время полета, но все же возможно.
Чем меньше субъект тратит времени и сил на промежуточные вопросы (трап и т.д.), тем в лучшем состоянии он летит и достигает цели. И меньше вероятность, что субъект откажется от полета. Коньяк в самолете, напоминания и удобная одежда тоже вносят свой вклад, но он вспомогательный, никак не влияющий на цель полета.
Итак, главное и определяющее – это сам человек и его личное и свободное желание куда-то по своим мотивам полететь. Если этого желания нет, то да, такой пассажир может оказаться в самолете и даже выпить там с благодарностью коньяка, но в этом случае он – не субъект действия, а объект доставки.
А нам нужно, – теперь я говорю о волонтерстве – чтобы человек был субъектом действия и сам ответственно делал добрые дела. А ответственность – это оборотная сторона свободы.
Задача волонтерской организации
Таким образом волонтерская организация (не важно, на местном или региональном, или федеральном уровне) должна быть тем самым пассажирским трапом, который не замечают. Задача волонтерской организации – убрать все лишнее, расчистить путь между волонтером и его доброй мечтой и помочь этот путь преодолеть. Если по пути будут бонусы и удобства, а после некоторые выгоды – отлично. Но всему свое место и время.
Аэропорт и самолеты
Продолжим авиационные аналогии. Помните, у Владимира Высоцкого есть песня, где он ждал самолет? Процитирую несколько отрывков.
“Над Мурманском — ни туч, ни облаков, И хоть сейчас лети до Ашхабада… А в Ленинграде с крыши потекло! И что мне не лететь до Ленинграда?! В Тбилиси чай растёт, но мне туда не надо!
Мне надо — где сугробы намело, где завтра ожидают снегопада!.. А где-нибудь всё ясно и светло…Там хорошо — но мне туда не надо!
Отсюда не пускают, а туда не принимают… Мне это надоело, черт возьми, и я лечу туда, где принимают!”
Теперь немного корректирую аналогию, приведенную выше. Волонтерскую организацию уподобим авиации вообще.
Авиация – это комфортный способ доставки людей к цели их путешествия. Авиация не определяет цели путешествий, она предлагает людям разные варианты, как оказаться в точке их путешествия или максимально близко к ней. Авиация хороша, когда вариантов много, и они по максимуму соответствуют желаниям пассажиров.
Авиация, где “отсюда не пускают, а туда не принимают…” и где “чёрт возьми, лечу туда, где принимают!” – бессмысленная и вредная. А если еще и “Нас на посадку скучно стюардесса приглашает надёжная, как весь гражданский флот”, – то это придает негативных красок к портрету.
Так же бессмысленно и волонтерство, где человек не в состоянии сделать то доброе, что хочет сам, но вынужден мыкаться между вариантами, ему ненужными или неподходящими.
Что же нужно делать?
Волонтерство должно быть организовано так, чтобы не только вариантов, но и возможностей было очень много. И эти возможности должны быть простыми, доступными, понятными и, конечно, многообразными не только по видам деятельности, но и по мере ответственности. У волонтера должен быть выбор!
Все люди разные. Людей, которые, как кремень или как адамант, способных горы расколоть, – единицы. А вот людей у которых есть крошечное желание и пара часов времени, и семья, и дети, и учеба, и работа, и куча бытовых проблем – простуда, ссора, усталость, сломавшийся автомобиль, засохшие кабачки от бездождия, прохудившиеся кроссовки у ребенка, невыработка плана на работе, злой преподаватель в институте, размолвка с девушкой (или с парнем) и т.д. – очень-очень много. И в этот поток жизни должна встроиться дополнительная ответственность, которую человек хотел бы взять и бесплатно сделать что-то доброе. Поэтому мера ответственности, на которую он способен, – невелика.
Хотите, чтобы волонтерство стало повсеместным и массовым? Организуйте систему волонтерства так, чтобы она была похожа на авиацию и каждому могла дать возможность быть собой, тогда все получится. Другого пути нет.
Важным аргументом в пользу сказанного является и то, что с увеличением количества волонтеров будет по экспоненте падать мера ответственности, которую они готовы нести. И только дела, которые людям лично интересны и важны, будут им под силу. Ибо энергия волонтера живет в его сердце и выходит наружу только тогда, когда появляется личный интерес.
Юрий Белановский, руководитель Добровольческого движения “Даниловцы”