Стандарт по организации волонтерской адресной помощи
Ассоциация волонтерских центров издала стандарт “Организация адресной помощи”. Это методическое пособие было представлено 6 декабря 2022 года на Международном форуме гражданского участия “Мы вместе”. Одним из авторов составителей стандарта стал руководитель Добровольческого движения “Даниловцы” Юрий Белановский.
Зачем нужен стандарт?
В России накоплен большой и разносторонний опыт волонтерской адресной помощи. Наиболее значимым стал период пандемии коронавирусной инфекции (2020 – 2021 год). Изучение этой темы дало возможность составителям стандарта:
- Обобщить разрозненный опыт и привести его к единому основанию
- Выявить проверенные на практике принципы, механизмы и формы организации адресной помощи силами волонтеров
- Описать адресную волонтерскю помощь, как тиражируемую технологию
- Предложить конкретные рекомендации и шаблоны по различным аспектам организации адресной помощи
Формат стандарта:
Стандарт носит практический характер. Его формат близок к формату “чек-листа”, по которому организатор волонтерской деятельности сможет проверить свою работу, выявить недостающие или лишние звенья, оптимизировать организацию волонтерской помощи.
Содержание стандарта:
I. Рекрутинг волонтеров
- Ключевые вопросы, возникающие у волонтеров-новичков, на которые они сами ищут ответы для принятия решения об участии в проекте
- Необходимые качества волонтера для участия в проекте адресной помощи
- Требования к волонтерам для участия в разовой адресной помощи
- Требования к волонтерам для участия в регулярной (системной) адресной помощи
- Из чего состоит рекрутинг волонтеров для проекта адресной помощи?
- Подготовительная работа рекрутера
- Документы для работы с волонтерами
- Основные задачи собеседования и приема волонтеров в проект
- Какие вопросы наиболее важны для проведения собеседования и принятия решения об участии волонтера в проекте
- Маршрут подготовки и предварительного обучения волонтеров
- Предварительное обучение волонтеров. Что важно не забыть?
- Возможные дополнительные темы для обучения
- Важные правила, которые следует озвучивать волонтеру перед началом его волонтерства
- Запреты для волонтеров, которые следует озвучить перед началом волонтерства
II. Организация помощи благополучателям
- Основные принципы оказания адресной помощи силами волонтеров
- Отличие волонтерского труда от труда сотрудников служб социальной защиты и т.п.
- Какой функционал выполняют волонтеры в проектах адресной помощи?
- Откуда берутся заявки?
- Заявки от горячей линии “МыВместе” или от местных органов социальной защиты и т.п.
- Заявки, поступившие напрямую к организатору волонтеров (в НКО)
- Что необходимо для приема заявок на разовую волонтерскую помощь напрямую
- Что нужно для оказания системной и долгосрочной помощи?
- Каким заявителям оказывается помощь?
- Каким заявителям и по каким просьбам волонтеры не помогают?
- Критерии оценки заявок
- Документы для работы с благополучателем
- В каких случаях договор (соглашение) с благополучателем обязательны?
- Что должно быть учтено в договоре?
- Может ли волонтер выполнять просьбы благополучателя, которые не оговорены заранее или не учтены в договоре?
- Труд волонтера должен быть организован
- Маршрутная карта работы с разовой заявкой
- Маршрутная карта работы с заявкой на долгосрочную и системную адресную помощь
- Маршрутная карта выполнения заявки волонтером
- Условия при которых волонтеры могут входить в квартиры или дома благополучателей
- О безопасности
- О работе с электронной системой
III. Работа с волонтерами и волонтерским сообществом
- Волонтерское сообщество
- Почему важно формировать и развивать волонтерское сообщество?
- Что является волонтерским сообществом на практике?
- Ответственность менеджера волонтеров по отношению к волонтерам и сообществу
- Ответственность тимлидера по отношению к волонтерам и сообществу
- Практические задачи тимлидера по отношению к волонтерам и сообществу
- Принципы работы с волонтерским сообществом
- Тимлидер для волонтеров
- Качества тимлидера
- Почему тимлидеру в проекте адресной помощи следует заботиться о волонтерах?
- Способы поддержки волонтеров
- Что влияет на мотивацию волонтеров?
- Меры поощрения волонтеров
- Как упростить работу тимлидера?
IV. Приложения
- Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности
- Инструкция по оказанию услуги “Доставка на дом продуктов питания или товаров первой необходимости”
- Организация собеседования (интервью) с кандидатом в волонтеры для участия в проекте “Мой социальный помощник”.
- Инструкция по оказанию услуги “Доставка на дом лекарственных средств и медицинских изделий”
- Инструкция по оказанию услуги “Выгул домашних животных”
- Инструкция по оказанию услуги “Устройство домашнего животного в случае госпитализации владельца животного”
- Анкета – заявление на оказание адресной помощи
- Анкета по типизации потребностей для долгосрочной помощи волонтеров.
- Памятка для волонтера при оказании помощи на дому.
- Правила техники безопасности при оказании помощи пожилым людям, находящимся на карантине по подозрению на заболевание новой коронавирусной инфекцией COVID-19
- Договор о благотворительном ремонте
- Анкета для волонтеров
- Обязательства волонтера
- Согласие родителей подопечных детей на публикацию информации о ребенке.
- Договор о благотворительной помощи
- Советы тимлидеру по профилактике эмоционального выгорания
Как получить стандарт?
Скачать стандарт можно на сайте Ассоциации волонтерских центров по ссылке: https://edu.dobro.ru/upload/iblock/957/8l56rsj3seym0qfgrkuf4kfo32200r0g.pdf
Или можно скачать по этой ссылке: https://volonter-school.ru/wp-content/uploads/2022/12/Standart-volonterskoj-adresnoj-pomoshhi.pdf