Почему молодежь не торопится в волонтеры? Мнение руководителя Даниловцев
На портале АИФ опубликовали статью руководителя Добровольческого движения “Даниловцы” Юрия Белановского.
Я работаю в молодежном центре, который среди прочего готовит молодых добровольцев и тем самым помогает более чем 20-ти организациям социальной и медицинской направленности. Я не понаслышке знаю, что наличествующее добровольческое служение – это даже не капля в море по сравнению с тем запросом, который есть.
Обратимся к примеру. В Москве – сотни так называемых центров социального обслуживания для пожилых людей, которые ежемесячно посещает около 30 человек, нуждающихся не только в материальной поддержке, но прежде всего в общении, в понимании, в принятии. Большинство из этих пожилых людей – одиноки, многие из них все свои силы и здоровье отдали нашей стране. Есть еще те, кто прошел Великую Отечественную войну. Самое дорогое для стариков – это общение и одно из самых радостных – это общение с молодежью.
В центрах социального обслуживания рады любой инициативе, готовы принять любого, кто так или иначе способен общаться с пожилыми людьми, к примеру, политинформацию им проводить или играть в шахматы. Нет ничего проще в Москве, чем организовать такое доброе дело.
Вполне очевидно, что для молодежи как социального слоя очень важно иметь живое общение с предыдущими поколениями, стать преемниками социальных и культурных традиций, напитаться опытом прошлых лет. Поэтому забота о стариках – дело обоюдовыгодное. Молодые люди не обременены еще работой и семьей, они полны сил и здоровья. Очень многие прекрасно понимают закон: как ты хочешь, чтоб с тобой обращались в старости, так и ты обращайся со стариками. И все же при таких благоприятных исходных условиях, добровольческое движение даже в такой очевидной и доступной сфере, как общение со стариками, не развито.
Молодость – это уникальное время, это, можно сказать чудесный этап в жизни человека, когда он еще может и часто хочет делать добро по отношению к тем, кто ему, как говорят, никто. И все же добровольческого движения у нас нет. Думаю, прежде всего, дело в том, что ни советское прошлое, ни современность не создали питательной среды для укоренения и плодотворного существования молодежных волонтерских движений. Одной из отличительных особенностей молодости является неуправляемая извне увлеченность. Волонтерство или добровольческое движение на то и добровольческое, чтобы быть ответом на сугубо личный запрос сделать что-то доброе. А наши культура, образование и менталитет, в чем-то укорененные в стройных рядах пионерии и комсомола, мало совместимы с частными инициативами. Проще говоря, мало кто из нас воспитан делать добро честно и бескорыстно.
Второй проблемой является вполне законный интерес волонтера только к объекту своей заботы. У добровольцев нет ни сил, ни желания решать проблемы, напрямую с этим не связанные. А вот организации и структуры, на попечении которых находятся объекты волонтерской заботы, наоборот, заинтересованы, чтобы добровольцы решали их проблемы, частично выполняли их работу. Приведу пример. Мы проводили консультации о возможности осуществления волонтерского служения в больницах Москвы. Там, куда мы обращались, дали понять, что сама по себе работа с больными будет только мешать, поэтому добровольцы должны наряду со своим служением взять на себя часть хозяйственных функций и расходов, а также постоянно “премировать” начальство подарками по всем мыслимым и немыслимым поводам.
Прибавьте сюда непростой период в жизни нашей страны. Многие люди вынуждены все свои силы тратить на обеспечение своей жизни, по сути выживание. Тем, кто еле-еле сводит концы с концами, часто не до доброделания.
В такой ситуации можно было бы надеяться, что в Православии должна быть иная ситуация. Для христиан одна из важнейших заповедей – служение ближнему, кто бы он не был. Однако на практике мы видим иное. Добровольцев среди православных мало и большей частью они ограничиваются чисто церковным служением: миссионерской деятельностью, работой в воскресных школах, помощью и пением при храме. Думаю, такую ситуацию можно объяснить тем, что центральным и единственным увлечением большинства молодых христиан в достаточно короткий период свободной от забот молодости является само Православие, которое по понятным причинам последние сто лет никак не было связано с социальной работой. Иными словами, служение ближним стоит в самом конце списка конкретных дел, предлагаемых молодому христианину.
Чего ожидать в будущем? Думаю, ситуация изменится в лучшую сторону. С одной стороны, наша культура активно впитывает “заграничные” идеи и социальные технологии. С другой, можно быть уверенным, что молодежь не перестанет быть собой и останется такой же активной, ищущей, увлекающейся, а значит, так или иначе именно молодые станут той средой, где волонтерское движение будет расти. Третье, что дает надежду, так это заповедь Божья о служении ближним, которую никто не отменял и которая сама по себе вопреки любым законам и традициям способна пробиться жаждой к доброделанию в сердцах людей. Только хотелось бы, чтобы в церковной проповеди и в пастырской работе делу молодежного служения уделялось больше внимания.
Я прекрасно понимаю, что изменить существующую ситуацию невозможно. Волонтерское движение в нашей стране так и останется частной инициативой, то и дело проходящей испытание на прочность. Бесконечно важно, что хоть кто-то то и дело получает бескорыстную помощь.