Организация молодежной работы на приходах. Опыт Патриаршего центра и Даниловцев
Портал МИЛОСЕРДИЕ опубликовал статью руководителя Добровольческого движения “Даниловцы” Юрия Белановского и Председателя правления Движения Александра Боженова о том, как сегодня может строиться молодежная добровольческая работа.
Молодежная работа – это прежде всего вовлечение молодежи в активное христианское служение. Главное – создать при храмах такие молодежные группы, а лучше сказать команды, которые смогут не только занять себя добрым делом или организовать свой досуг, но и вовлечь в свою деятельность молодежь прихода и молодежь близлежащих домов.
Предложенные размышления основаны на опыте Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи и на опыте добровольческого движения «Даниловцы». Некоторые рассуждения об организации приходской работы можно найти тут: http://www.e-vestnik.ru/church/prihodskoe_sluzhenie_puti_4309/
Что такое православная молодежь при храмах? В подавляющем большинстве случаев история такова. Дети покидают воскресные школы в 13-14 лет, дальше «черная дыра». Собственно церковных проектов для подростков 14-18 лет в православной Москве за исключением единичных примеров нет. Такая ситуация сложилась по простой причине. Во-первых, «переходный возраст». Во-вторых, современным подросткам очень важен диалог, принятие такими, какие они есть, важно, чтобы их мнение было услышано и принято. Но, к сожалению, такие отношения трудны для приходского духовенства и преподавателей воскресных школ, привыкших больше к позиции «носителей истины». Даже евангельские кружки, в которых реализуется принцип диалога, внимательного отношения к опыту и мнению участников, на многих приходах воспринимаются «в штыки». Что уж тогда говорить о «несмышленых» самоутверждающихся подростках?
По известным нам воскресным школам, 10-15% выпускников этих школ вращаются в церковно-приходской «орбите», именно из них и куются «молодежки» при храмах. Как правило, в них «естественным отбором» остается достаточно консервативная церковная молодежь, по каким-то причинам еще не обретшая семейную жизнь. Студенческая молодежь, обремененная напряженной учебой и большим кругом общения, в православные «молодежки» ходит только тогда, когда это действительно интересно, когда к ним подходят с доверием, поддерживают инициативы. Постстуденческая православная молодежь жаждет не столько общения, сколько обретения «второй половинки», ради чего также приходит в “молодежные группы при храмах”.
Стайки молодежи, собравшиеся при храмах, зачастую мотивированы прежде всего той моделью духовности, что метко охарактеризована словами “молиться, поститься и слушать радио Радонеж”. Как правило такие группы (более или менее организованные) собираются вокруг какого-то священника или дьякона, что уделяет им время или собраны вокруг “церковного” дела, как-то хор, пономарское служение и т.д. Основная форма встреч – посиделки, лучше с батюшкой (дьяконом). Храм стал для такой молодежи неким “клубом джентльменов”.
Мы бы сказали, что основная характеристика православной прихрамовой молодежи в отношении темы приходского служения – безресурсность. Мы не пытаемся никого обидеть. Просто надо понимать, что у любого человека есть свой свободный ресурс, который он готов отдать другим людям, какому-то делу или Богу. И этот ресурс у большинства не так велик. Если человек учится (работает), то за вычетом домашних дел и подработки у него остаются силы регулярно ходить в храм на богослужения и «тусить» с похожими на него. Такая молодежь живет ради своего внутреннего мира, ради исполнения форм «традиционного», а мы бы сказали книжного православия. Многие находят себя в этом, что на самом деле важно. В такой ситуации все хорошо, только у этих людей нет ресурса ни на что другое. Таким юношам и девушкам тяжело перестроиться на активную регулярную модель служения и тем более на организацию служения. Но перестроиться можно.
Кстати, сил и желания много у людей неадекватных, часто психически больных, и некоторые священники допускают ошибку, делая таковых ответственными за что-то. Таких молодых людей нельзя отвергать, но им нужна профессиональная реабилитация, а не порученные дела или просто общение.
Организованное и регулярное служение при храмах, как форма христианской жизни, встречается редко. Не может возникнуть работа там, где не организован труд, нет лидеров, нет обучения, нет профессиональной помощи и поддержки и, самое главное, нет мировоззренческой основы. До сих пор миссию, социальное служение и т.д. обзывают «протестанщиной». В результате, активные христиане не “оседают” в храмах, постоянно происходит ротация кадров, не происходит профессионализации этой сферы.
Мы думаем, что объединение молодежи при храмах в цельные активные группы, выход этой молодежи за пределы храмовой ограды состоится тогда, когда во «внешнем» мире православные христиане увидят смысл своего служения, увидят мир, с которым они хотят взаимодействовать, которому хотят служить. Пока мир – это только «соблазн» или «угроза» – вовне со своими инициативами (социальными, миссионерскими и т.д.), никто на системном и профессиональном уровне не пойдет. А как только храм станет местом служения Богу и ближнему, как только прихожане станут той «командой», что готова активно действовать – люди начнут выходить в мир. Слишком уж идеология страха и «охранительства» завоевала сердца.
Предложим четыре практических вывода: (а) для организации активной молодежной группы нужен лидер; (б) необходимо помочь уже существующей группе оформить хоть какое-то служение, пригодное для внешних в соответствии с интересами группы; (в) основным ресурсом для развития станет вновь пришедшая (приглашенная) молодежь из неофитов; (г) в развитии активной молодежной группы на первых этапах придется следовать за ее интересами и желаниями.
Лидер. Главная его роль – быть гарантом жизнеспособности группы и быть связующим со священноначалием в храме. Главные качества – умение и желание слышать мнение других, доверять группе. Практическая задача – помочь группе сформировать понимание своего дела и досуга, помочь в организации и реализации этого. Лидер – не тот, кто «самый умный», «красивый» и т.д., а тот, кто, будучи первым, несет ответственность вместе с группой. Авторитет священника не может перебивать авторитет лидера, они должны быть партнерами, коллегами, и группа должна это видеть и знать. Лидер, по нашему мнению, должен быть на зарплате (сегодня это важный гарант стабильности) и должен обладать пусть небольшим финансово-материальным ресурсом и помещениями.
Существующая группа. Чтобы начать активную работу, нужно пригласить «внешних», пригласить на что-то, кроме богослужения и чаепития и задушевных встреч с батюшкой. Нужно дело! Некоторая активная выборка из существующей молодежи и лидер должны иметь возможность что-то сделать: футбольную команду, волонтерское служение в детском доме, евангельский кружок (где батюшки нет или он на равных), посещение стареньких прихожан, миссионерскую команду для уличных акций – не важно что, лишь бы это было их дело и они стремились развить его. Конечно, надо помочь группе определиться. Главными условиями должны стать ненавязываемость идей сверху и диалог с «внешними» и с «новичками». Даже если настоятелю «кровь из носу» надо покрасить забор или навестить стариков – группа может отказаться и выбрать своим делом футбол. На первых этапах придется плыть по течению.
Новички. Они должны приглашаться не просто в храм, а на что-то конкретное и предметное при храме – те самые кружки, футбол, посещение больниц и т.д. Порой достаточно развешивать простые объявления в близлежащем к храму районе, давать рекламу в местных газетах, просить прихожан приглашать родных, знакомых. Придут те, кто храму доверяют, и они так или иначе будут интересоваться и верой, и богослуженим. Но всему свое время. Это проверено много раз. Со временем большинство новичков будет проявлять активности, желая расширить и дополнить существующее служение.