Что такое и зачем нужен Ресурсный центр «Мосволонтер»? Опыт лидеров команды
В Москве есть несколько негосударственных благотворительных организаций, давно и по праву лидирующих в области социального волонтерства. Это Благотворительные фонды “Подари жизнь”, “Волонтеры в помощь детям-сиротам”, “Старость в радость”, волонтерские движения “Клуб волонтеров” и “Даниловцы”, а также Союз волонтерских организаций и движений и Православная служба “Милосердие”. Порой кажется, что со стороны государства ничего похожего нет, что социальное волонтерство никого не интересует. Может быть, так оно и есть. Но только не в Москве и только не сегодня. Ресурсный центр “Мосволонтер“, несмотря на свою молодость, смог ярко и ощутимо показать себя, наладил партнерские отношения с многими НКО, реализует интересные проекты. Юлия Силенко и Олеся Львова – лидеры Мосволонтера. Им есть, что сказать о волонтерстве.
Юлия Силенко – в добровольческую деятельность пришла в 2007 году в одну из общественных организаций Москвы. Несколько лет была вожатой в детских оздоровительных лагерях. Со временем стала координатором волонтерских групп и руководителем проектов. В 2013 году возглавила Дирекцию по проведению Года волонтера в Москве. Сегодня – заместитель директора Ресурсного центра “Мосволонтер”. Опыт волонтерской работы 7 лет.
Олеся Львова – преподаватель и практикующий тренер в области управления проектами и маркетинга. Разрабатывает и реализует образовательные программы для волонтеров. Создатель и руководитель проекта «Школа волонтера», где прошли подготовку более 1000 человек. Сегодня – руководитель отдела инновационного развития волонтерских программ Ресурсного центра “Мосволонтер”.
Найти компромисс
Волонтеры как идеальный образ — это добрые, ответственные, коммуникабельные люди, у которых есть свободное время. Они всегда готовы и придут на помощь. Причем, такой взгляд есть не только в обществе, но и у многих волонтеров. И вот они приходят и говорят: У меня есть свободное время. Есть желание. Хочу спасти мир. Мы ему говорим — отлично, в ближайший четверг мы работаем в больнице N1 или в детском доме N3 красим забор, или в Филевском парке собираем листву. И вот, человек, узнав у нас какая конкретно помощь необходима, и тем более попробовав себя волонтером, понимает, что идеальная картина не складывается. И больница не такая, как он мечтал, и дети не бегут с распростертыми объятиями, и листва собирается не так весело. Происходит определенная несостыковка между «быть» и «хотеть», между его представлением и реальностью.
Наша задача, как организаторов, увидеть, уловить, понять, что именно пошло не так, определить, почему человек выпадает из процесса. Следующий шаг принять решение, продолжаем ли мы совместную работу или человек пока не готов к тому, чтобы стать волонтером. В случае продолжения можно попробовать выбрать другой вид помощи, или переосмыслить реальность, принять ее и попробовать еще раз.
Задача организаторов — отрабатывать ситуацию, помочь найти наиболее удачные формы работы в каждом конкретном случае. Если человек не может работать с детьми — предложим помочь в уборке парков или дадим возможность помогать на творческом фестивале, можно проводить экскурсии или пойти на стойку регистрации спортивного мероприятия. И тогда человек не отваливается сразу. У него не происходит отторжение и разочарование.
Быть волонтером — значит состыковать свои фантазии с реальностью, найти приемлемый и для волонтера, и для нас, как организаторов, вариант сотрудничества. Быть волонтером — объективно и реально посмотреть на вещи, на себя, на тех, кому помогаешь.
Особенно важно это понимать, когда работаешь с молодёжью.
Каждый человек ищет свой вид помощи
Ресурсный центр «Мосволонтер» работает в основном с молодёжью. Мы поняли на практике, что аудитория молодежи, идущая в те или иные направления волонтерства, отличается разными мотивами и ожиданиями.
В социальное направление люди идут осознанно. Редко спонтанно. У них ответственное желание делать и помогать. Они идут в проблему и понимают это. Тут больше всего девушек.
Часто такие люди пережили в жизни некую проблему, испытали стресс, теперь, когда они справились сами, помогать другим для них важно. Таким людям проще объяснять, что такое волонтерство, бескорыстие, неравнодушие. У человека есть четкая миссия — понимание, зачем он это делает. Тут наша задача погрузить его в социальный проект и создать условия для работы волонтера, научив основам волонтерской деятельности, выступив скорее в качестве посредников.
Есть разные социальные проблемы в обществе. И волонтеры могут участвовать в их решении. К примеру, та же проблема сиротства. Дети живут в определенных условиях, у них есть пустоты в развитии и отношениях. Тот опыт жизни, что имеют дети в сиротских учреждениях, те правила, по которым они живут, оторваны от реальной жизни. Волонтеры выполняют роль проводника, могут оказать помощь в интеграции ребенка в общество и взрослую жизнь. Дети нуждаются в социализации. Волонтеры становятся мостиком между детским домом и самостоятельной жизнью.
Но есть и другие волонтеры, которые работают на разных событиях. Они приходят поучиться, получить опыт, познакомиться с людьми, обрести связи. Популярный запрос – узнать, как организовываются проекты? Такие волонтеры не берут ответственность за общественную проблему, они скорее ищут опыта. Это своего рода стажировка и новая форма времяпровождения.
Спортивное волонтерство чаще всего привлекает людей, увлекающихся спортом, хотя по задачам и функциям это вещи не всегда связанные. Чаще волонтеры работают с бумагами, на регистрации или сопровождают гостей. Вторая отличительная особенность спортивных волонтеров – преобладание мужчин, здесь их количество гораздо выше по сравнению с другими направлениями волонтерства.
Есть и медиа-волонтеры. Те, кто активен в интернете, могут грамотно писать, работать в социальных сетях, создавать сайты, делать фото-отчеты, видео-ролики, брать интервью.
Мы как Ресурсный центр предлагаем сегодня 9 направлений волонтерской деятельности. Но, несмотря на разные существующие направления, любое волонтерство должно быть осознанно: «Я здесь и сейчас, вот реальность вокруг меня и я могу влиять на ситуацию, совершая поступки менять мир вокруг себя. Помимо семьи и близких я начинаю участвовать в жизни других людей. Я меняюсь сам и помогаю другим».
Главное — работа с молодежью
Нам очень близка идея добрососедских отношений, мы прививаем ее через волонтерскую деятельность. Человек ходит в детский дом, встречается с ветеранами, готов убрать в квартире одинокой бабушки или просто попить с ней чаю, сделать что-то доброе и важное. Вряд ли такой человек будет вести себя хищнически и бесчеловечно. Бережное и уважительное отношение к людям — один из результатов волонтерства.
При этом выполняется сразу две задачи – с одной стороны, мы оказываем помощь нуждающимся, с другой стороны, участвуем в воспитании молодежи. Вовлекая молодежь в такое пространство взаимопомощи, мы формируем у нее позитивные ценности, помогаем понять, что они делают или могут делать, свое значение и результат. Волонтер от нас получает обратную связь для правильного осмысления своей деятельности. Именно такая работа очень важна для молодой группы волонтеров. Также они учатся, приобретают друзей, опыт, при этом привносят новые правила в жизнь общества. Мировоззрение молодых волонтеров преображается. Они открывают в себе новые качества, понимают, чем они хотят заниматься, учатся брать ответственность. Волонтерство помогает развиваться человеку как личности, стать более сильным и социально ответственным.
Это такая своеобразная ситуация успеха, но специфическая. В обычном виде успех – «приобрел», «взял». Но тут — «я полезен», «у меня что-то получилось», «я отдал (время, силы) и через это приобрел что-то для себя». И такое открытие многих удивляет и воодушевляет.
Для того чтобы правильно понять, что тебе действительно необходимо, и получить удовлетворение от волонтерской деятельности, нужно пройти подготовку. Для этого есть образовательные программы и модули.
О школе волонтера
Часто к нам приходят люди, которые не знают, чем они хотят заниматься. Для работы с новичками в Мосволонтер есть образовательная программа, которая позволяет понять основные мотивы, цели, помогает узнать, как и что в рамках волонтерства можно реализовать и определиться с направлением деятельности. Человек в итоге понимает, что он хочет и куда идет, где он сейчас находится, как ему себя вести и, что делать, чтобы получить результаты, которые он ждет.
Задача нашего тренинга — помочь понять, чем хочет заниматься волонтер и в чем хочет реализоваться? Как ему формировать то окружение, с которым он сможет достичь результата?
Школа волонтера – это последовательность форм и методов взаимодействия с потенциальными волонтерами. Для тех, кто пришел впервые – это блок «Перезагрузки». Сначала знакомство и мотивационный тренинг, затем презентация направлений волонтерской деятельности с участием кураторов этих направлений. В этом блоке особенно важно показать историю личного успеха, проговорить сложности, с которыми могут столкнуться волонтеры и те результаты и достижения, которые их ждут.
Опыт показывает, что при использовании технологии личного участия запись волонтеров на проекты достигает 50-60%, при этом простая презентация проекта дает только 20-30 % результата. За людьми идти надежнее и понятнее, чем за идеями и общими описаниями. Завершающий этап «Перезагрузки» – вступление в проект, он должен наступить практически сразу, через 1-2 дня после презентации и знакомства с куратором. Устойчивая, системная и постоянная коммуникация с волонтерами – это залог успеха их дальнейшего участия в проектах.
Результатом блока «Перезагрузка» является волонтерский выбор человека, максимально отражающий его внутреннее состояние. Мы помогаем разобраться в себе и сделать выбор.
Для волонтеров, которые работают в проектах более полугода, мы предлагаем дальнейшее обучение и развитие, собственно второй блок непосредственно «Школа волонтера». Мы работаем с уже сформированным волонтерским активом. Это в первую очередь программа личностного роста и развитие волонтерских компетенций. Обучаем по разным направлениям. Для молодых активных волонтеров очень значима возможность посетить программу из 6 профессиональных тренингов в том числе по управлению и реализации проектов. После обучения проводим встречи по методике оценки персонала. Предлагаем тесты и упражнения. Предлагаем волонтерам профессиональную обратную связь, что очень значимо для них.
Таким образом, мы готовим потенциальных лидеров и кураторов малых групп. В дальнейшем выпускников «Школы волонтера» мы готовы рассматривать как руководителей проектов и потенциальных сотрудников. Это кадровый резерв. Прошедших обучение успешно – мы рекомендуем на работу.
Таким образом, волонтер проходит через некий «социальный лифт», взрослеет и учится вместе с нами. Но работа с волонтерами всего лишь часть от всей общей деятельности Ресурсного центра «Мосволонтер».
Еще раз следует сказать, что Мосволонтер — это не волонтерский центр в прямом его понимании, мы не являемся поставщиком волонтеров под заказ. В первую очередь мы Ресурсный центр, который носит прикладной характер. Мы формируем культуру добрых дел, создаем дополнительные возможности для нашего города благодаря взаимодействию волонтер-НКО-бизнес-государство. Наша задача — работа с молодежью, вовлечение населения города Москвы в волонтерство в целом. Перед нами не стоит приказ только количественного увеличения числа волонтеров, в первую очередь это задача качества и внедрения волонтерства в повседневную жизнь. Для того чтобы через пару лет волонтерство стало нормой жизни, сознание людей менять нужно уже сейчас. Наша работа – своего рода «прививка волонтерства».
И если к нам приходит человек, который прошел обучение, поработал волонтером, прошел второе обучение, и он предлагает нам запустить новый проект, то мы поддерживаем и такую инициативу, мы даем ресурсы, мы даем помещения и помогаем идею воплотить в жизнь.
Текст записал и подготовил к публикации Юрий Белановский.