Благотворительность не может без государственной власти. Мнение руководителя Даниловцев
Портал ЭХО МОСКВЫ опубликовал статью руководителя Добровольческого движения “Даниловцы” Юрия Белановского.
Мне нравится, что снова разгорелась дискуссия о благотворительности и власти, пусть даже в таком узком формате, как детская онкология и бренд фонда «Подари жизнь». Чем больше общество узнает о благотворительности, чем больше людей сформируют свое личное и ответственное отношение к сиротам, больным, бездомным, заключенным, тем лучше для всех!
Я бы хотел изнутри благотворительного сообщества и опыта руководства волонтерской организацией кое-чего пояснить, что называется, на пальцах, чтобы не было ни у кого иллюзий.
Благотворительность сегодня не может жить в отрыве от властей и даже Путина. И вот почему.
- По природе, благотворительность (фонды) — это точки концентрации и перераспределения общественных ресурсов (а государство – это один из общественных институтов). Ресурсы – это не только деньги, но и люди, и связи, и опыт. Свободные ресурсы аккумулируются в фондах только на одном основании. Это доверие фонду в том, что средства пойдут на помощь тем, у кого случилась беда и нет возможности ее преодолеть. Доверие в данном случае почти равнозначно эффективности и честности.
Как видите, эта схема предполагает дифференциацию людей только на две группы — тех, у кого есть ресурсы (разные) и тех, у кого их нет. Более того, в подавляющем большинстве случаев ресурсодатели для фондов предстают, как «черные ящики», выдающие деньги и принимающие отчеты. Кто такой жертвователь, откуда деньги? Неизвестно. Только очень крупные чиновники, или бизнесмены, или медийные персоны вне этого правила. Поэтому они притягивают внимание СМИ и оценки, но это не важно. Большая часть «айсберга» пожертвований даже самого известного фонда остается всегда в тени, ибо известные личности – это не более чем вишенки на торте.
Итак, благотворительность — неотъемлемая часть общества и может быть окрашена в любые национальные, религиозные, политические тона. Оттенки и цвета неважны, если тот или иной фонд честно делает свое дело и тратит общественные ресурсы эффективно, в соответствии со своим уставом и публично отчитывается.
- Любая благотворительная организация имеет свой устав, а значит, свою аудиторию подопечных и свои профессиональные рамки. Она не может помогать всем и вся. Помощь не может быть рассеянной.
В этом контексте та или иная беда и тот или иной благотворительный фонд могут находиться (и, как правило, находятся) в разных плоскостях. Тот, кто эффективно помогает онкологическим больным, не может помочь беженцам из зоны боевых действий или погорельцам. Наверное, в глобальном смысле это плохо. Но иначе, к сожалению, не бывает.
- В России в подавляющем большинстве случаев благотворительные организации — не более чем дополнительный сервис к государственным системам здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительной и т.д. Благотворительность не может существовать вне тесного и профессионального сотрудничества с больницами, детскими домами, органами социальной защиты, тюрьмами и т.д.
Более того, те благотворительные организации, что ставят себе задачей не только адресную помощь, но и помощь комплексную, никак (!) не могут пройти мимо органов власти на местном, районном, региональном и федеральном уровне. Все зависит от благотворительного проекта. Открыть в деревне свой детский домик для умственно-отсталых, или новое отделение в поселковой больнице, или городской реабилитационный центр для наркоманов, или онкологическую больницу федерального значения без участия государства невозможно!
Проблема здесь не в том, что фонды сотрудничают с госвластью. Мало-мальски серьезные благотворительные организации сотрудничают, в любом случае. Проблема в том, что многие люди мыслят о фондах слишком плоско и бесперспективно — только в категориях адресной помощи.
- Подавляющее большинство благотворительных организаций, так или иначе, привлекают (пытаются) государственные деньги или ресурсы. Я говорю о разного рода грантах, субсидиях, конкурсах и т.д. Кто-то получает деньги на благотворительные проекты, кому-то досталось безвозмездно помещение, чью-то рекламу разместили на городских билбордах, кокой-то большой благотворительный марафон прошел на городском стадионе и т.д., и т.п.
Нравится это нам или нет, но сегодня общественного участия не хватает! Особенно в регионах. Там и люди победнее, чем в столице, и выход на бизнес или большие аудитории затруднен! Порой в небольших городах просто негде брать деньги, как из бюджета и негде брать волонтеров, кроме как из местных учебных заведений.
К примеру, наше волонтерское движение «Даниловцы» за 7 лет существования получило всего 2 небольших гранта. Но, в любом случае, мы благодарны за них и будем пытаться получить еще. Для нас это важно.
- И последнее. Государственная власть и сам Президент – это в том числе и законы. Очень редко, но эти законы касаются благотворительности! Вспомним законы «об иностранных агентах», «Димы Яковлева» и проект закона о волонтерстве. Безусловно, при их принятии меньше всего государственная власть думала о благотворительности. Но как бы там ни было, единственный путь смягчить урон от старых законодательных инициатив или повлиять на что-то новое – это диалог с властью! И порой… он работает. Вспомним, хотя бы, закон о редких лекарствах.