Эксперты о корпоративном волонтерстве: взгляд координатора группы Даниловцев в особом детдоме
Школа социального волонтерства и Добровольческое движение «Даниловцы» предлагают серию публикаций о корпоративном волонтерстве. Каждая статья – это мнение эксперта, представляющего или бизнес, или благотворительное сообщество. Для нас важно, чтобы корпоративное волонтерство перестало быть диковинкой и чудачеством, а стало одной из публичных и обсуждаемых тем, а со временем и традиционной составляющей работы бизнес-компаний и корпораций.
Другие публикации о волонтерстве смотрите тут.
Что такое корпоративное волонтерство?
В крупных компаниях корпоративное волонтерство, в первую очередь, – это инструмент удержания сотрудников, мотивирующий фактор, носящий прикладной характер. Пока, к сожалению, слишком часто, это еще и нежелание корпорации действительно что-то менять вокруг себя, в стране или мире.
КВ работает по тем же самым принципам, по которым работают любые корпоративные инициативы. Любая совместная активность коллег – это всегда упрочение связей, а многие компании борются за удержание персонала. Если нет социального пакета и больших зарплат, то это становится одним из факторов, благодаря которому люди остаются в компании. Коллектив легко можно подружить через какие-нибудь совместные активности: корпоративы, футбольные турниры, посадку деревьев и т.д. В данный момент КВ идет через запятую наряду с футбольными турнирами и корпоративами и носит довольно прикладной характер.
С корпоративным волонтерством может произойти то же самое, что и с благотворительностью в нашей стране. Сначала это было новшеством, какой-то дикостью. Сейчас это правило хорошего тона. Социальные нормы в обществе, которые имеют развитие, часто становятся делом жизни. Таким образом, корпоративное волонтерство, предложенное компаниями, для многих людей станет первой ступенькой. Затем, возможно, начнутся личная помощь, участие и милосердие каждого отдельного человека. Если сначала корпоративное волонтерство появляется в крупных компаниях, то позднее, меняя место работы, люди продолжают это благое дело.
Что важно для организации?
Как показал опыт, важно правильно внедрить корпоративное волонтерство. Мотивация нижестоящих по должности должна обязательно поддерживаться активным участием и примером вышестоящих. Недостаточная мотивация или мотивация «снизу», когда руководство не принимает полного участия, вызовет когнитивный диссонанс, и корпоративное волонтерство «загнется».
Корпоративное волонтерство может стать одним из видов активности для людей старшего возраста, которые не заинтересуются, например, футбольным турниром. Но они отлично справились бы с организацией благотворительной ярмарки: распределили бы уровни ответственности: кто за что отвечает. Кто-то напек бы пирожков, кто-то сшил лоскутное одеяло, а кто-то продавал. Активность и вырученные средства были бы направлены на благо. Даже при организации благотворительной ярмарки требуется большая включенность добровольцев из разных мест, с разной подготовкой и мотивацией.
Внедрение корпоративного волонтерства в компанию – это правильная организация выездов, транспорта, договоренность с учреждениями, осведомление сотрудников вплоть до формы одежды. Правильно организованный труд людей – половина дела. А их понимание, что и зачем – вторая половина.
Куда направить благотворительный сбор?
Многие задаются подобными вопросами. Ради чего проводить ярмарку? Чтобы люди получили удовлетворение, для них очень важно понимание цели и отчет о конкретных результатах. Примером может служить покупка кондиционера в палату больницы: собрали конкретную сумму, купили кондиционер. Вот фотоотчет о его появлении в палате, вот термометр, где t 22, а было 31. Все довольны, все счастливы. Важно, чтобы люди знали, что нет разовых сомнительных акций, а есть организация, где существуют договоренности.
О детском доме-интернате №15 для умственно отсталых детей
В детских домах для умственно отсталых есть дети, у которых отсутствуют все способы контакта с внешним миром. Они никуда не ходят, ничего не знают об окружающем мире, они не слышат и не видят. Единственное, что у них есть – это прогулки, когда их катают на колясочках. Прогулки для них значат очень много. Например, когда выпал первый снег, это было маленьким прорывом в их жизни, они почувствовали его на своих лицах, выставляли руки. Прогулки – это их единственная возможность побывать на улице.
Казалось бы, простая и понятная идея для корпоративного волонтерства. Приезжай, бери коляски и катай их – прогуливай детей. Однако подготовка волонтеров к катанию колясок будет очень серьёзная. Волонтеры должны помнить, что это не обычные дети: они иначе выглядят, иначе живут.
Во время катания у ребенка может случится нервный приступ, открыться рвота или слюнотечение. Также некоторые очень чувствительны к электроприборам. Может произойти истерика от фонаря на улице. Ребенок может начать себя бить.
Такие прогулки с детьми – это односторонний диалог, где хоть и два человека, но волонтер должен подстроиться под ребенка. Можно скачать песенки, сказки, стишки, можно читать их вслух, можно просто молчать, если при этом будет комфортно ребенку и самому волонтеру.
Ребенок может не принять волонтера, он может быть просто не настроен гулять из-за погоды или внутреннего настроения.
Как выглядело бы корпоративное волонтерство в таких детских домах на практике?
Есть организация, есть желание людей. Обязательно нужно пройти вводную подготовку, чтобы понимать, к кому они идут, что они могут увидеть. Обязательно должен быть специалист от компании, курирующий этих людей. На нем будет лежать огромная ответственность, нужно будет приезжать каждую неделю.
Можно устроить личную встречу или организовать показ фильма «Блеф, или с Новым годом», чтобы донести до каждого человека, что такое детский дом.
В качестве постоянной рабочей схемы должна быть сменяемость людей. В общем-то могут приходить и разные люди, пусть это будет каждый раз разная группа, но не больше пяти-шести человек.
Если сотрудников принудили к корпоративному волонтерству, то организаторам надо знать – это очень демотивирует и угнетает. Ставятся актуальны и риски для подопечных, которые, конечно, чувствуют, кто и зачем к ним пришел. Но, несмотря на это, польза все равно может превысить негативные последствия обязаловки, так как для каждого человека откроется новая вселенная, новый мир, другие взаимоотношения и чувства. Корпоративное волонтерство может привести к высокому уровню осознанности, даже по принуждению. Это первый шаг к добрым делам.
Анна Гарибян — заместитель руководителя волонтерского движения «Даниловцы», создатель и координатор волонтерской группы в Детском доме-интернате для умственно отсталых детей №15 г. Москвы. Работает с 2011 года. До «Даниловцев» Анна – руководитель службы сервиса “Кофе Хауз”. Опыт работы в компании – 10 лет.
Текст подготовлен к публикации Екатериной Игнатовой и Юрием Белановским.