Что должен понимать наставник? Реплика об опыте программы «Старшие Братья, Старшие Сестры»
Если вы хотите присоединиться к программе наставничества “Старшие Братья, Старшие Сестры”, то должны понимать ряд важных вещей – как о себе, так и о подопечном, и о деятельности в рамках программы. Рассказывает психолог, куратор Руслана Яценко.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Безусловно самое первое, что важно – это человек должен понять для себя: готов ли я раз в неделю, возможно единственный выходной, посвящать себя, общаться и взаимодействовать с ребенком.
Причем возможно непростым ребенком, от которого он, возможно, не сразу получит обратную связь, в которого нужно будет много вкладываться. Готов ли я это именно делать, на протяжении как минимум года раз в неделю. И если соответственно человек внутренне говорить – да, я готов, то это уже первый большой шаг к тому, что он может стать наставником.
Также очень важна в этой деятельности некая поддержка близкого окружения. Бывает такое, что близкое окружение не очень понимает, зачем это нужно человеку, пытается его всячески отговаривать. Крутят у виска, зачем тебе это нужно. Бывает такое, что в процессе взаимодействия с ребенком и окружение меняет свое отношение. Но если окружение изначально категорически против, то это бывает очень сложно, грести против течения всегда сложнее, чем поддерживать этого человека.
И поэтому в данном случае мы иногда рекомендуем нашим наставникам, чтобы сначала они договорились со своим близким окружением. Ну хотя бы чтоб эта идея, что он хочет вступить в эту программу, не вызывала яркого протеста. Хотя бы чтоб это было нейтрально. А потом уже взаимодействовать с ребенком.
Безусловно нужно понимать, что идти в эту программу не с идеей спасти мир. Нужно понимать что есть конкретный ребенок, с которым вы будете взаимодействовать. И у него есть своя жизнь, у него есть свои качества, свои понимания о жизни, и что бы он хотел в будущем. Важно понимать, что вы можете привнести что-то другое, что-о новое. Но при этом ребенок не обязательно согласится с этим.
Ребенок, особенно подросток, может сказать – нет, мне это не нравится. Я хочу по-другому или по-третьему. И наставник должен быть готов к тому, что ребенок может не принять его точку зрения или может принять другую точку зрения. Важно поддерживать ребенка в его выборе. Поддерживать его таким, какой он реально есть. Если человек правда готов принять другого таким, какой он есть, без попыток его изменить, перекроить его характер, то в данном случае это является успехом и залогом отношений. Мне кажется, что это залог любых отношений.
Важно понимать, что первое время правда будет тяжело. Это взаимодействие с непростыми детьми, которые не открыты миру, не открыты другим людям. И часто дети проверяют. Первые пару месяцев это могут проверки со знаком минус. Дети могут проявлять себя, с самых негативных сторон показывать себя. И здесь важно наставнику быть внутренне устойчивым и как раз идти с этой внутренней устойчивостью к этому ребенку.
Еще один важный момент, особенно при взаимодействии с ребятами из детских домов. Их не нужно жалеть. История про жалость – она очень оскорбительна для ребят, которые находятся в учреждениях, потому что ребята, которые там живут, им там нормально. Не могу сказать, что им хорошо, им правда нормально. И если к ним приходит человек, который говорит, ой ты мой бедненький, у тебя такая жизнь сложилась. Это сразу говорит о том, что дети не будут открываться этому человеку, а скорее подумают- они нас жалеют, я, пожалуй, воспользуюсь этим. Могу попросить новый телефон, положить деньги на этот телефон, использовать это в корыстных целях. Потому что дети очень хорошие манипуляторы, любые дети. И они видят, на что можно надавить, чтобы получить то, что им нужно. Поэтому детей этих жалеть не нужно. Они обычные адекватные дети, просто с некоторыми своими особенностями и с возможными какими-то своими проявлениями, которых может и не быть у детей семейных.
Еще важный момент, что в программе, в которой вы участвуете, есть не только наставник, есть не только ребенок, но также есть опекун у этого ребенка, а также есть куратор. И эти люди тоже не просто так. Понятное дело, что с опекуном в нашей программе ведется тесный контакт, и все действия и способы времяпрепровождения наставника с ребенком обязательно оговариваются с опекуном. Как раз нужно наставнику понимать, что если он приходит в программу, то он обязан в том числе взаимодействовать с опекуном этого ребенка. Также есть взаимодействие с куратором.
Даже, например, у наставника все хорошо, то все равно контакт с куратором у наставника должен быть, потому что нужно понимать, что человек встречается с этим ребенком, что у них все хорошо. И он представитель программы. Что он представитель программы, у нас есть цели, задачи и есть правила участия, о которых мы рассказываем на нашем тренинге. И это очень важно. Когда человек приходит в программу, очень важно понимать, что он пришел в программу и он готов подчинятся этим правилам. Обычно мы это отслеживаем на интервью. Есть люди, по интервью уже понятно, что они не готовы играть по чьим-то правилам, и таких мы можем не рекомендовать к участию в нашей программе.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.