Коуч-инструменты при подготовке к презентации для НКО. Опыт эксперта
Я свою профессию называю “режиссер презентаций”. Этой профессии никто нигде не учит, но термин пошел в народ.
По профессии я военный переводчик, поэтому первое мое место работы было в Анголе. После этого я понял четко, что не хочу быть ни военным, ни переводчиком. А когда человек не знает, кем он хочет быть, его заносит в продажи. И меня занесло в крупные продажи. А там необходимы были серьезные коучи. Так я оказался в презентациях. А последние два года я делюсь опытом, приобретенным за 9 лет работы в сфере презентаций.
Что такое коучинг
Я заметил, что каждый раз, когда я готовлю спикера к выступлению, это вообще никогда не про слайды. Это всегда про что-то большее. По сути, этот акт выступления с коучем – это такой момент, когда все те люди, которые хотят, чтобы вас не было, но уделяют вам внимание. Получается, что либо это ваш звездный час, либо час позора. Либо вы раскрываете свои крылья, и эта презентация открывает вам новые возможности, либо конец вашего дела. По сути, каждый раз, когда люди согласны вас слушать, пусть даже пять минут, они дают вам шанс сделать больше, сделать лучше, сделать шире. Мы все можем либо воспользоваться этой возможностью, либо упустить.
Одним словом, меня занесло основательно, в этих разговорах поднимались глубинные темы, и я пошел учиться коучингу. Все коучинговые подходы здорово легли на те знания, что у меня уже были.
Сформулируйте для себя, что для вас будет наилучшим результатом нашего двухчасового пребывания вместе с точки зрения презентации. “Почему для меня это важно?”.
Как я говорил, в презентации слайды далеко не самые главные составляющие. Заниматься украшательством слайдов, лишенных смысла, это то же самое, как наносить губную помаду на свиное рыло. Грубо говоря, если у вас будут супер красивые слайды, шикарные, идеальное сочетание цветов, пиксель к пикселю, но они будут просто красивыми пустышками, то вы не добьётесь того, чего хотели бы добиться. И наоборот, если вы создали смысл в своей презентации, то возможно, что там вообще не будут нужны слайды, а если и будут нужны, то этот смысл для вас, по крайней мере, будет четким, ясным и подготовить слайд будет уже достаточно простой задачей.
Представьте, что, с одной стороны, проходит скучнейшая лекция скучнейшего преподавателя по скучнейшему предмету. С другой стороны, представьте, что смотрите кино о себе. Вы выступаете. А там полный зал. Вы на пике, вы увлеченно рассказываете, люди вас слушают с интересом, у них глаза загораются, у них пульс учащается. Как бы вы описали этот свой коучинг?
Когда я только начал проводить мастер-классы, то я говорил, что есть два типа презентаций – офигенные и отстойные. И все. Если вы свою презентацию не сделали офигенной, то она у вас отстойная. Это нужно понимать. Если вы смотрите свою презентацию, и думаете – ну так, сойдет. Это значит только одно: так не сойдет! С ней надо что-то делать. Ваша презентация должна вас вдохновлять: от структуры до слайдов, от инфографики до картинки. Вы должны чувствовать, что это офигенно, что вы сейчас выйдете с ней и это пик того, чего вы можете.
Еще коучинг я про себя делю на бизнес-класс и эконом-класс. На презентации эконом-класса просто скучно. Это не просто скучно. На такой презентации люди спят. Это разоряет ваш бизнес, это разоряет вас лично. Это разоряет вас с точки зрения времени и во всех смыслах, потому что если вы делаете презентацию эконом-класса, то время, что вы потратили на подготовку этой презентации, и то время, что вы потратили на выступление с этой презентацией – и свое, и чужое, вы просто взяли и выкинули. Люди не вдохновились, и вам ваше время никто не компенсирует.
Но есть же бизнес-класс! Это не просто нравится вашим слушателям, это реально оригинально. Это приносит результаты. Это могут быть деньги, это могут быть действия, это могут быть дивиденды, могут быть подписчики. Следовательно, ваша цель достигнута.
Презентация – это что?
Если вы хотите определение слова «презентация», то вот вам мое определение: коучинг, презентация – это разговор. Да, это визуальная коммуникация, разговор чаще всего глазами, но не могу вспомнить на своей памяти сколь-либо эффективную презентацию по телефону. Вы все получали звонки от ВТБ, МТС и прочих с просьбой уделить им минутку. И все ваши ответы – неееет! А когда есть некий визуальный контакт, даже когда мы отправляем презентацию по почте, это эффективнее. Потому что когда они вас досмотрели, им хочется разговора. Они возьмут трубку и позвонят вам, поспрашивать вас, проконсультироваться, приехать к вам в субботу. Вы поговорили слайдами, они вам ответили. Вот почему презентация – это разговор, потому что там две стороны.
Вам могут отвечать даже выражением лица, своими действиями – кто вперед подался, кто что-то записывает, кто-то с ехидством смотрит, типа, ну давай-давай, рассказывай мне тут. Это все читается с ваших лиц. Поэтому когда вы выступаете с презентацией, то вы либо можете слушать, чем вам аудитория отвечает, либо делать вид, что перед вами четвертая стена. Но четвертая стена бывает перед актерами, на сцене. А презентация – это не то же самое, вы по чуть-чуть разговариваете с каждым в зале и получаете обратную связь.
Это визуальная коммуникация, разговор с аудиторией через публичное выступление, либо через слайды, либо через и то, и другое.
Цель презентации – объяснить, убедить и вдохновить на действие.
Какая она, презентация бизнес-класса?
Вот вам ответы людей:
- Лаконичная
- Эффективная
- Интерактивная
- Запоминающаяся
- Вдохновляющая
- Убедительная
- Провоцирующая
- Структурированная
- С историями
- Контрастная
- Понятная
- Красивая
- Увлекательная
- Харизматичная
- Эмоциональная
- Ее хочется украсть
- Актуальная
- Сексуальная
- Полезная
- Прикладная
- Человечная
- Эмоциональная
- Простая
- Искренняя
- Динамичная
- С кейсами
- Должна создавать атмосферу
Кто наша аудитория?
Надо четко понимать нашу аудиторию. Ведь мы пока не покупаем подарка, а после ищем для него именинника. Нет, у нас есть именинник, и именно под него мы выбирает подарок так, чтобы ему было приятно. На самом деле, с точки зрения презентации, у нас есть уже подарок, и его надо как-то преподнести аудитории. Мы должны показывать им не то, что у нас есть, а подать это так, как будто мы это делали для них.
Какие бывают аудитории?
Есть три типа аудитории:
Клиенты. Это те, кто платят деньги в обмен на ваш продукт. Он может обменять ваш продукт на деньги, может обменять это на свое время (если вы хотите, например, чтобы он был волонтером и работал бесплатно).
Инвесторы. Это те, кто дают вам деньги, чтобы вы могли создавать свой продукт.
Партнеры. Это те, кто своими руками помогают вам создавать свой продукт.
Например, у вас есть какой-то оргкомитет. И вы придумали какую-то идею, которую вы хотите воплотить, и хотите, чтобы она максимально привлекла людей. Тогда вы свою идею сначала, наверное, продадите своим друзьям. Если вам нужны финансы, то, может быть, вы пойдете к тому, кто сможет поддержать ваш проект деньгами. Он будет инвестором. Поэтому вы должны понимать, к кому вы идете, потому что, рассказывая про один и тот же проект, выгоды могут быть разные. Для ваших партнеров будут одни, для инвесторов другие, для клиентов – третьи.
Но есть еще одна расшифровка – заглянуть в душу своей аудитории. И это называется «Карта персона-модель». Это эмоциональный портрет аудитории. Вы должны для себя его составить. Для продажи эмоциональный портрет более важен, чем информация. Вспомните самого яркого представителя своей аудитории и вспомните, что он из себя представляет, какой он, сколько ему лет. Как вы думаете, что он любит, о чем мечтает, что не успевает, когда он раздражается, кто или что его вдохновляет, что хочет узнать, к чему стремиться, о чем мечтает. Опишите его для себя.
Вы все это можете не узнать по трем причинам:
- У вас не было времени;
- Вам не важны результаты вашей презентации;
- Забыл.
Если у вас совсем нет времени, и вы не понимаете, зачем идет презентация, вы найдите миллион отговорок, почему не можете узнать эмоциональный портрет своей аудитории. Если же для вас ваша презентация и ее результаты очень важны, вы это сможете сделать за раз-два. Это не так уж сложно, потому что мы – люди, а люди всегда чувствуют друг друга. На эту тему есть исследования, которые доказали, что в этом деле попадание бывает от 80%. Нашей природной способности чувствовать людей на эмоциональном уровне достаточно для того, чтобы примерно сделать презентацию не про себя, а про него. Чтобы он увидел себя в моей презентации и увидел ценность, чтобы понял крутость проекта не для какого-то абстрактного человека, а для себя лично.
Цель коучинга
Когда ваш доход зависит от того, как вы сделаете презентацию, тогда ваша цель проста – продать продукт. А простая цель не особо помогает правильно выстроить слайды. Поэтому я пришел к тому, что конечную цель разбиваю на три подвопроса:
- Что они поймут? Смена парадигмы, смена убеждений, новые взгляды, понимание чего-то нового. Если у вас в презентации этого нет, то вы и свое, и чужое время потратили зря. Ведь по сути, вы рассказали только то, что они и без вас знали. А если в вашей презентации есть что-то новое, что они поймут, и если их жизнь в каком-то аспекте реально разделится на «до вашей презентации» и «после», тогда у них возникнет желание действовать, а у вас возникнет плацдарм. Вы для них станете экспертом, неким «глазооткрывателем».
- Что они запомнят? Они могут понять какую-то глобальную вещь, они могут узнать много фактов и всякого интересного. И они что-нибудь да запомнят. Может быть, они запомнят, что вы были в красных кроссовках. Но если вы сами себе ответите на вопрос: «а что я хочу, чтобы они запомнили», у вас возникает шанс таким образом, в таком ключе выстроить свою презентацию. Чтобы они запомнили то, что хотите вы.
- Что они сделают? Цель нужно ставить конкретно на презентацию. Вот я презентовал и что??? Что они дальше сделают? Они похлопают; они подойдут за визиткой; они заполнят анкету. Т.е., каким будет их первый шаг, очень доступный, очень конкретный шаг в результате моей презентации. Ведь большого слона едят по кусочкам. И вот этот первый кусочек они должны отломить после вашего коучинга.
Самый простой и хороший ответ на эти три вопроса – понял суть; запомнил главное; сделал, что я хочу.
Когда мы выступаем с презентацией, есть несколько ключевых моментов, которые должны в ней присутствовать:
– Вы в этом должны хорошо разбираться. Если в теме, с которой вы выступаете, разбираетесь не очень, будет очень сложно с завоеванием доверия. Вы будете выглядеть как студент, который сдает зачет. Вы зазубрили и рассказываете. Поэтому вы должны в этом разбираться. Чтобы вызвать доверие, вы должны знать шесть раз больше своей аудитории по своей тематике. Тогда у вас все будет окей.
– Эта тема должна вас сильно вдохновлять. Если вас вдохновляет ваша тема, то вы должны и другим показать, что именно в ней вас вдохновляет. Поэтому в следующий раз, когда вы захотите сделать презентацию бизнес-класса, вы сначала разберитесь, зачем вам это надо. Если ваша тема вас вдохновляет, вы найдете время, силы, креатив, сделаете слайды и вообще все, а если нет, то вы возвращаетесь к своей первоначальной мотивации – почему вы вообще за эту презентацию взялись. Чем четче вы отвечаете на этот вопрос, тем красивее и слаженнее у вас слайды.
– Это должно иметь отношение к аудитории. Доступным языком, то, что вы говорите, должно интересовать ваших слушателей. Они там должны найти что-то конкретно для себя.