Что такое проект «Поющие клоуны»? Реплика руководителя
Как возник проект «Поющие клоуны»? Что лежит в его основе? Кто участники проекта – и с какими подопечными они работают? Рассказывает Илья Артемьев-Сысоев, руководитель проекта.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку:
Всё началось с того, что я, будучи сотрудником фонда «Андрея Первозванного», занимался развитием добровольческих проектов, в том числе тех проектов, которые связанны с культурой.
Мне было предложено возглавить фондовский проект, который называется – ансамбль «Добрая Воля». Ансамбль «Добрая воля» – это творческая открытая инициатива, которая направлена на то, чтобы помогать ближнему, а именно силами добровольцев устраивать различные мероприятия в социальных учреждениях. Ориентир – это благополучатели, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
И вот занимаясь развитием ансамблем «Добрая воля», я как-то пришёл в детский дом-интернат, который являлся детским домом-интернатом для умственно отсталых детей. И поначалу не понимал, что здесь можно сделать, потому что сам будучи музыкантом не всегда понимаешь, как правильно взаимодействовать.
В разговоре с персоналом стало понятно, что здесь можно провести различные мероприятия холловые, которые проходили бы в холлах. Так как таких детских домов на тот момент в Москве было семь, стало понятно, что можно собрать команду добровольцев и проехать по всем семи детским домам-интернатам. Но к тому моменту я знал, что существуют группы милосердия и понимал, какие там дети находятся.
С моей стороны было предложение помимо холловых мероприятиях постараться зайти и в эти группы милосердия. С тем, чтобы там как-то провести музыкальное мероприятие с теми детьми. Я думал, что это могут быть просто музыкальные выступления, выглядящие так, например: кто-то играет на гитаре, а кто-то поёт. Поскольку группы милосердия, зачастую, – это очень тихие группы, они локализованы, я бы даже сказал, изолированы, особых резкостей там нет. Ну понятно, дети сами могут издавать громкие звуки, но так, чтобы прийти туда с бравурной музыкой, понятно было, что невозможно.
Было получено разрешение у департамента соц. защиты на тот момент, чтобы подобный проект запустить. Мы прошли по всем детским домам-интернатам. Ходили долго, мне казалось, что это будет буквально 2-3 месяца. Но меня однажды спросили, что самое сложное в работе «Поющих клоунов». Самое сложное, пожалуй, собрать пять человек, готовых к подобной работе в будние дни в первую половину дня, потому что кто –то может заболеть, кто-то может опоздать, у учреждения может быть карантин. Ведь как правило бывает, что этот карантин приходится на январь-февраль.
Мы прошли по всем детским домам-интернатам и в первый же раз поняли, что самый интересный момент работы как раз заключается в том взаимодействии с детьми, который происходит в группах милосердия, и сконцентрировались на том, чтобы как можно более эффективно как раз там быть. Потому что спектакль длится 20-25 мин, это определенная традиционная схема, которая не обновляется естественно. А работа в группах милосердия – это всегда определенная импровизация, почему – потому что порой не знаешь, какого ребенка ты увидишь.
Как собирал я команду. После того как я переговаривал с персоналом, было приблизительно понятно, что есть писанный материал, известный детям, это классика нашей советской отечественной мультипликации и детских песен. Было понятно, что можно сделать музыкальное театрализованное представление, но опять же, какими силами.
Будучи музыкантом, понимания сам, опять же, как работать, как взаимодействовать с этими детьми, я вспомнил, что у меня есть хорошие знакомые в системе больничной клоунады, которые прекрасно работают с любыми категориями сложных людей, чуткие к благополучателям. Поэтому я позвонил своим знакомым в благотворительный фонд «Доктор–клоун» и сказал, что давайте попробуем сделать вот такой вот интересный проект. Поэтому у меня и получилось собрать команду, в которую входили музыканты. Музыкантов я пригласил из содружества «Даждь». Двое девчонок пришли из «Доктор- клоун».
И вот мы в команде впятером как-то взяли и пошли… Ну естественно, порепетировав, ну естественно, создав костюмы, продумав какие-то образы. Была серьёзная подготовка.
Начали работать с «Милосердием», поняли, что чего-то не хватает. И когда уже поняли, чего не хватает, то стало ясно, надо смотреть в сторону музыкальной терапии.
В итоге мы, пройдя все семь детских домов-интернатов, остановились на том, что наша основная всё-таки задача, наша целевая аудитория – это дети из групп милосердия. Поэтому мы остановились на том, чтобы целенаправленно ходить в детский дом-интернат, где он весь состоит из детских групп милосердия. Тогда это был детский дом-интернат № 21.
На сегодняшний день он переструктурирован в центр содействия семейного воспитания и благодарения. Сейчас, насколько я знаю, у них форма как-то тоже меняется. Суть в том, что осмысление проекта – что наш благополучатель – это дети с множественными нарушениями и отклонениями в развитии.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.