Организация волонтерства в детском наркодиспансере. Опыт координатора Даниловцев
Кто наши подопечные?
Что такое детский наркологический диспансер с нашей точки зрения? Это медицинское учреждение закрытого типа. В нем содержатся дети с различными зависимостями, такими как: алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания. Токсикоманов и игроманов среди наших подопечных практически не бывает. Средний возраст пациентов диспансера – 15 лет, самым младшим – 12 лет. Непросто понять, кого в учреждении больше – мальчиков или девочек. По моим ощущениям, девочки в большинстве.
Наркодиспансер – это стационар, и поэтому он – второй дом для детей, которые там проходят лечение и реабилитацию. Они не могут самостоятельно покидать это место. Здесь строгие правила и режим. К примеру, у детей нет телефонов и свободного доступа в интернет, а все занятия, встречи и досуг проходят по расписанию. Чтобы компенсировать ограничения, детям дается возможность творческого самовыражения, например, вместе с воспитателями пациенты могут оформить пространство своих комнат и жилого этажа, где они проводят большую часть времени.
Для меня ребята, к которым мы, как волонтеры, приходим – это обычные подростки. Практически все подопечные страдают от тех или иных комплексов. И проявляется это по-разному. Кто-то чрезмерно активен, а кто-то, наоборот, закрыт и всего боится. Большинство из них хотят выглядеть взрослыми, но при этом ведут себя всё равно, как дети.
Нередко из-за сильного гормонального сбоя, вызванного последствиями зависимостей и особенностями подросткового возраста, у подопечных бывают перепады настроения, приступы агрессии, по отношению к себе и окружающим, а также вызывающее поведение, в том числе в сексуальном плане. Поэтому мы придерживаемся правила, рекомендованного администрацией учреждения, мы исключаем в общении с детьми любой физический контакт.
Зачем мы приходим к детям?
Всё, что я сказала ранее, необходимо знать, чтобы правильно определить место волонтера в мире подопечного. На первый взгляд, значимость наших занятий можно сравнить с важностью общения зависимых подростков с «анонимными группами». Но это не так, ведь каждый из желающих помочь юным пациентам диспансера выполняет свою особенную миссию. Недавно сотрудница диспансера в разговоре с одним из наших волонтеров призналась, что после занятий с нами дети заряжены положительной энергией, они улыбаются и шутят, к сожалению, такого поднятого настроения у подопечных не наблюдается после встреч с «анонимными группами».
С помощью творческих занятий, интересных бесед, личного опыта мы показываем подросткам, что радоваться жизни можно и без употребления веществ, меняющих сознание. Отчасти, мы – проводники этих детей во внешний мир. Мы искренне надеемся, что после выздоровления и выписки из учреждения ребята воспользуются полученными навыками и знаниями и будут чувствовать себя увереннее в «новой» трезвой жизни.
Самое важное для нас – это дать детям возможность общения с людьми без зависимостей и показать им жизнь, в которой нет места наркотикам и алкоголю. Известно, что подросткам нравится выглядеть старше в глазах окружающих, поэтому они так тянутся к взрослым людям. Волонтеры в этом смысле являются достойным примером человека, на которого можно равняться.
Когда мы приходим в диспансер, дети с радостью встречают нас. Дело не только в мастер-классах, которые мы проводим, но и в личной симпатии. Подопечные находят в каждом из нас близкого по духу человека, того, с кем хочется просто поделиться новостями, по-дружески поболтать о волнующих вещах.
Волонтер для наших подопечных – это друг, с которым можно общаться на равных, не боясь поделиться самым сокровенным. Но при этом мы учим детей общаться с нами уважительно, чётко соблюдая границы дозволенного. Удивительно, но дети не обижаются, а по-своему благодарят, ведь именно такого опыта «бережливого» отношения друг к другу у многих из них нет.
Для меня, как для координатора, волонтер — это человек, которому я полностью доверяю. Наше дело достаточное рискованное и очень ответственное. Я должна максимально точно понимать, как мои волонтеры поведут себя в тех или иных ситуациях. Как этого добиться? Лучший помощник в этом деле – время.
Я рада, что волонтеры относятся друг к другу по-дружески. Иногда мы встречаемся вне занятий, приятно проводим время вместе. Это здорово помогает формировать собственную команду и поддерживать тёплые отношения внутри нашего небольшого коллектива.
Волонтерская группа – это то, без чего невозможна наша деятельность в стенах диспансера. Но и невозможна она также без регулярной работы внутри учреждения, взаимной поддержки волонтеров, помощи со стороны администрации «Даниловцев» и наркологического диспансера. Конечно, периодически у нас возникают какие-то сложности. Куда без них? К счастью, моя команда всегда рядом, поэтому трудности не вызывают страха или паники.
У каждого волонтера, посещающего диспансер, своя мотивация. Для многих важен сам факт помощи, при этом адресность абсолютно не важна. Некоторым удобно расположение учреждения или время посещения подопечных. Кто-то мечтает примерить на себя маску супермена и спасти весь мир. А кому-то хочется проводить время именно с нашими подростками: болтать, шутить, проводить творческие занятии. Возможно, для многих из моих волонтеров – это шанс вновь ощутить себя в том «особенном» возрасте.
Большинство из новичков буквально после первого занятия точно понимают, на своём месте ли они находятся. Внешний вид детей и их вызывающее поведение у многих людей, не сталкивающихся с подобным, вызывают отторжение. Не приживаются в нашей группе в основном те, кто не может приспособиться к подростковой среде.
Те же, кто вливаются в нашу группу, постепенно начинают сочувствовать и сопереживать нашим подопечным. Но чаще всего волонтеру удается наладить контакт с конкретным ребёнком. Такое общение продуктивнее и может положительно сказаться как на подопечном, так и на самом волонтере.
Отрадно, что волонтеры начинают интересоваться самой проблемой наркомании, задают вопросы мне, читают информационные материалы. Это, действительно, важно, так как помогает лучше понять наших подопечных.
О нашей работе в диспансере
Чаще всего на каждом занятии в диспансере присутствую я, координатор, и два волонтера. Это золотая середина. Подопечные присоединяются к нам по желанию, правда, стоит сказать, что в меру специфики учреждения, есть множество факторов, влияющих на это самое желание. В среднем к нам приходит около 10 ребят, бывают дни, когда количество детей едва превышает цифру четыре, а иногда, наоборот, количество желающих провести время стремится к двадцати.
На волонтеров, посещающих диспансер, накладывается ряд ограничений. Мы не можем спрашивать детей о личной жизни и причинах лечения. Вето лежит на темах «употребления», секса и религии. Также запрещены некоторые инструменты, используемые во время мастер-классов, и любой физический контакт. Это все ограничения, установленные учреждением, мы их беспрекословно соблюдаем. Во всех остальных отношениях я, как координатор, предоставляю волонтерам полную свободу действий.
Единственная обязанность, которая лежит на волонтерах – это активное включение в работу. Особенно это касается каких-то важных праздников. Например, Пасхи или Нового года. В такие моменты я четко расписываю, кто что должен сделать. Отрадно, что волонтеры достаточно ответственно относятся к делу.
О координаторстве
Мои обязанности – это поддержка постоянного контакта с волонтерами. Создание эмоционального фона, который необходим для дружеской обстановки в группе. Административная часть полностью лежит на мне, начиная от организации мероприятий, заканчивая общением с персоналом диспансера и помощью новичкам в адаптации.
Став координатором, я поняла, что волонтер занимается именно тем, чем ему хочется заниматься. У координатора, к сожалению, такой возможности нет. Будучи координатором, ты больше наблюдаешь за происходящим и контролируешь, чем учувствуешь в самой работе с детьми. Признаюсь, в самом начале моего координаторского пути мне было сложно к этому привыкнуть. Но со временем, когда я набралась опыта и стала чувствовать себя увереннее на своей новой позиции, я смогла совмещать координаторскую и волонтерскую деятельность.
Для меня работа в качестве координатора организации «Даниловцы» – это большая честь и ответственность одновременно, так как мои опрометчивые или безграмотные действия могут отразиться не только на моей репутации, но и на репутации добровольческого движения «Даниловцы». Хочется отметить, что координаторская деятельность сильно способствует моему не только профессиональному росту в области волонтерства, но и личностному росту. Со мной всегда на связи сотрудники «Даниловцев», готовые с удовольствием поделиться личным опытом, подсказать решение той или иной проблемы. Различные тренинги и книги, предоставляемые «Даниловцами», также приходят на помощь в нужную минуту. Но самое важное то, что «Даниловцы» мотивируют тебя и вдохновляют делать жизнь вокруг хоть немного лучше.
Екатерина Цыганкова, координатор волонтерской группы Добровольческого движения «Даниловцы» в детском наркологическом центре ОМСР.
Текст подготовил к публикации Арсений Белановский