Почему трудно стать волонтером и что с этим делать? Ответы Ирвина Ялома по мнению руководителя Даниловцев
Несколько тезисов Ирвина Ялома
Вот несколько высказываний Ирвина Ялома, которые помогут мне сформулировать главную проблему волонтерства.
«Чтобы измениться, человек должен прежде всего принять на себя ответственность: он должен связать себя с каким то действием. Само слово «ответственность» обозначает эту способность – «ответ» + «способность» – то есть способность ответить. Изменение является целью психотерапии, и терапевтическое изменение должно выражаться в действии, а не в знании, намерении или мечтаниях».
«Осознание ответственности само по себе не синонимично изменению; оно только первый шаг в процессе изменения».
«Первые аналитики были настолько убеждены, что знание о себе равносильно изменению, что рассматривали знание как конечный пункт терапии. Если изменение не происходило, это приписывалось тому, что пациент не достиг достаточного инсайта».
«Мысль сама по себе и вне связи с другими явлениями не имеет внешних последствий, хотя может быть совершенно необходимой увертюрой к действию: человек может, например, планировать, репетировать действие или набираться решимости для него».
«Действие выводит человека за его пределы; оно включает в себя взаимодействие с окружающим человека физическим или межличностным миром. Оно не обязательно влечет за собой заметное или хотя бы только наблюдаемое движение. Легкий жест по отношению к другому или взгляд на него может быть действием, имеющим важный смысл. Действие имеет две стороны: его оборотная сторона – это отсутствие действия: например, не действие в привычной манере, не обжорство, не эксплуатирование других, не нечестность могут быть по настоящему важными действиями».
«Терапевт должен добиваться действия».
Главная проблема
Понятно, что Ирвин Ялом говорил, как психолог и как психотерапевт. Волонтерство, в свою очередь, ни в какой мере не преследует психотерапевтические цели и потому нам несложно отделить суть сказанного от психологического контекста.
Существует немалый зазор между неким знанием социальной проблемы (или переживанием ее) и действием человека для решения этой проблемы.
Начало пути к действию — это знание о том, что что нужно сделать и осознание того, для чего это нужно сделать. К осознанию может привести призыв некоего активиста (или агитатора), например, о том, что нужна помощь бездомным животным зимой. Или знанием о проблеме может стать реальная история, где волонтер встретил замерзшую и голодную собаку на улице. Но такое начало может быть вечным. С такими знаниями можно жить годами. Они могут беспокоить и даже будоражить, но их недостаточно, чтобы произошло действие.
Зазор между знанием (осознанием) и делом во «взятии ответственности». В психотерапии преодоление зазора может занять много времени и потребовать немалых усилий терапевта. И нет причин полагать, что в волонтерстве картина другая.
Итак, главная проблема волонтерства в том, что организаторы волонтерства работают с людьми, ожидая от них действия. Волонтерство — оно именно про дела и результат. Но действие — это вершина айсберга — сложного процесса взятия ответственности.
О воле и решении
Для действия нужно волевое усилие. Воля — это «решающий фактор при переводе равновесия в процесс изменения, акт, происходящий между инсайтом и действием и переживаемый как усилие или решимость». Воля — «это принятие на себя ответственности в противоположность осознанию ответственности». «Это та часть психической структуры, которая обладает «способностью делать и воплощать выбор» . Это сила, состоящая из энергии и желания, «спусковой крючок усилия», «ходовая пружина действия». Цитаты снова принадлежат Ирвину Ялому.
Весь процесс запускается решением, а решения всегда трудны, ибо «принять решение означает взять внутренние обязательства по отношению к ходу действия» (Ирвин Ялом)
И чем сложнее и непонятнее ожидаемый ход действий, тем сложнее стать волонтером. Чем больше внутренних маленьких решений предстоит принимать по ходу, тем сложнее принять итоговое определяющее решение.
Какова роль организаторов волонтерства?
Ирвин Ялом как психотерапевт прямо говорит: «Если воля представляет собой «ответственную движущую силу» и если терапия требует движения и изменения, значит, терапевт должен пытаться влиять на волю».
У Ялома есть красивый образ: «В своей терапевтической работе я иногда представляю волю, эту ответственную движущую силу внутри пациента, в виде турбины, закованной в тяжелые пласты металла и скрытой под ними. Я знаю, что жизненно важная, движущая часть помещается глубоко внутри машины. В замешательстве я кружу вокруг нее. Я пытаюсь воздействовать на нее на расстоянии увещеваниями, толчками, похлопываниями или заклинаниями, выполнением ритуалов, которые, как меня научили верить, повлияют на нее. Для этих ритуалов требуется много терпения и много слепой веры – на самом деле больше, чем имеется у многих из современных свободомыслящих терапевтов».
Вот тут я могу показать, чем отличается подход организатора волонтеров от психотерапевтического. Психотерапевт, обладая согласием пациента и соответствующими инструментами и квалификацией, помогает ему принять решение, взять ответственность и сопровождает его. Мы — организаторы волонтеров, в свою очередь, можем работать лишь с теми, кто уже готов взять «внутренние обязательства по отношению к ходу действия» у нас нет квалификации, законных инструментов и даже необходимого времени, чтобы влиять на волю.
Когда-то я придумал для себя аналогию, которую часто использую на учебных занятиях. Она очень близка тому, о чем говорит Ялом. Я сравниваю волю человека с двигателем автомобиля, который полностью работоспособен, но стоит на месте и работает на холостых. Не хватает только одного — включить передачу и поддать газу. То есть у человека, несмотря на намерения и готовность, не хватает решения к действию. Это решение минимальное — начать движение, но за ним последует большой путь, к которому человек уже готов.
Мне здесь важно подчеркнуть, что мы как организаторы социального волонтерства работаем в системе, где человек сам призван нести ответственность за свое дело. Нам нужно, чтобы он сам действовал. Процесс движения должен контролировать тот, кто едет, а не тот, кто сподвигнул к этому. Только тогда результат будет достигнут и будет удовлетворять волонтера.
Предлагая знание о социальной проблеме и возможном участии человека, мы как бы говорим ему, что его зрелая готовность взять ответственность может найти с нашей помощью доступный и понятный способ реализации. К примеру, если кто-то желает и готов помогать детям в больнице, то наша информация и предлагаемые знания призваны лишь воплотить готовое желание, показать, что, где и когда нужно делать, почему это важно. По сути, к примеру, мы говорим: «В больнице №6 лежат дети без родителей, они всегда ждут волонтеров, и мы всё там организовали, от тебя требуется только прийти, взять на месте бумагу и краски и заниматься с детьми. Если ты хочешь этого и готов, мы организуем допуск в больницу и дадим опытного провожатого».
Простые советы для простых дел
Есть три самых популярных способа вовлечь человека в несложное волонтерство. И теперь нам понятно, почему они работают.
Во-первых, можно постараться понудить человека к действию. И, в общем, единственный приемлемый способ, если не считать манипуляций и угроз, — дать человеку какое-то знание, в котором есть категоричное объяснение того, что, зачем и почему надо сделать именно силами волонтера. Так многие и поступают — раскладывают перед волонтеров «ход действия», делают его понятным и результативным.
Во-вторых, можно предлагать небольшие, необременительные и понятные дела. Чем проще и мельче дело, предлагаемое кому-то, тем проще взятие ответственности. Простота определяется однозначностью результата, затратами времени, требованиями к навыкам и умениям, наличием в деле человеческих отношений, наличием чужой боли и страданий. Если дело состоит в том, чтобы перенести стул из одной комнаты в другую за пару минут, то несложно добиться результата. Если же предстоит месяц дежурить по ночам у постели умирающих людей в хосписе, — то здесь проблема нерешимости встанет в полный рост.
И в-третьих, взяться за дело волонтеру будет проще, если предложенное ему знание затронет внутренние волевые спусковые крючки. Они могут быть разные, но самый примитивный из них — выгода. Такие крючки с легкостью высвобождают поверхностную волю. Человек перейдет к действию, когда высвобожденная воля выведет его из равновесия и превысит неготовность взять ответственность. Отсюда ясно, что сподвигнуть кого-то на несложную работу по переноске стульев — просто, если предложить соответствующую выгоду, например красивую футболку с логотипом, хотя достаточно будет и похвалы.
Но, очень важно помнить, что все это не работает в социальном волонтерстве, где буквально в соответствии со словами Ирвина Ялома «действие выводит человека за его пределы; оно включает в себя взаимодействие с окружающим человека физическим или межличностным миром». В этом случае организаторам волонтеров остается только найти тех, кто сам по себе хотел бы делать то же, что и они. А также придется расчистить путь волонтеров к результату от всего лишнего. Как это сделать — тема другого разговора.